РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2021 года г.Тула
Привокзальный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Миллер Т.Е.,
при секретаре Воробьеве М.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Привокзального района г.Тулы Баюсовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы гражданское дело №2-732/2021 по иску прокурора Привокзального района г.Тулы к Прокудиной Ирине Сергеевне о признании действий по постановке на миграционный учет иностранных граждан незаконными,
установил:
прокурор Привокзального района г.Тулы, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Прокудиной И.С. о признании действий по постановке на миграционный учет иностранной гражданки Гулоян Г.Г. незаконными и снятии с миграционного учета по месту пребывания данной иностранной гражданки. Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой Привокзального района г.Тулы проведена проверка соблюдения требований законодательства о миграционном учете иностранных граждан. В ходе проверки установлено, что согласно уведомлению о прибытии иностранного гражданина в место пребывания №, а также миграционной карте серии № гражданка <...> Гулоян Гоар Грачевна, дата года рождения, прибыла в Российскую Федерацию дата. В качестве места пребывания иностранного гражданина указан адрес: <адрес>. Принимающей стороной в уведомлении указана гражданка Российской Федерации Прокудина Ирина Сергеевна, дата года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>. Вышеуказанное уведомление поступило в ОРИГ ОВМ УМВД России по <адрес> дата, гражданка Армении Гулоян Гоар Грачевна поставлена на учет по адресу: <адрес> на срок до дата ОД ОП «Привокзальный» УМВД России по г.Туле дата в отношении Прокудиной И.С. возбуждено уголовное дело по факту фиктивной постановки на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении РФ по адресу: <адрес>, то есть по признакам преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ. В ходе проверки установлено, что гражданка РФ Прокудина И.С., дата года рождения, зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес>, при осуществлении миграционного учета из корыстных побуждений предоставила заведомо ложные сведения об иностранном гражданине Гулоян Г.Г., поставленной на учет по адресу: <адрес>. В связи с изложенным, сведения, предоставленные Прокудиной И.С. при осуществлении миграционного учета о пребывании иностранного гражданина, являются недостоверными и не соответствуют действительности. На основании изложенного, прокурор Привокзального района г.Тулы просил суд признать действия ответчика - гражданки Российской Федерации Прокудиной И.С. по постановке на миграционный учет по адресу: <адрес> иностранной гражданки Гулоян Г.Г. незаконными. Обязать отдел по вопросам миграции УМВД России по г.Туле снять с миграционного учета по месту пребывания указанной иностранной гражданки.
В судебном заседании помощник прокурора Привокзального района Б представила уточненное исковое заявление, согласно которому просила суд признать действия ответчика - гражданки Российской Федерации Прокудиной И.С. по постановке на миграционный учет по адресу: <адрес> иностранных граждан Гулоян Г.Г. и её несовершеннолетнего сына Тонояна Л.Г., дата года рождения, незаконными. Пояснила, что в связи с истечением срока постановки граждан <...> Гулоян Г.Г. и Тонояна Л.Г. на миграционный учет по адресу: <адрес>, который окончился дата, прокурор <адрес> в уточненном исковом заявлении не поддерживает требования о снятии данных иностранных граждан с миграционного учета по месту пребывания. Просила исковые требования в данной части не рассматривать.
Ответчик Прокудина И.С. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила заявление о признании заявленных исковых требований и рассмотрении дела в её отсутствие.
Третье лицо Отделение по работе с иностранными гражданами отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Туле явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. О времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Третьи лица Гулоян Г.Г. и Тоноян Л.Г. в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения помощника прокурора Привокзального района Баюсовой Е.А., исследовав собранные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 3 и 6 части 1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" (далее Закон о миграционном учете), миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
На основании ст. 2 Закона о миграционном учете, местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) для целей названного Закона признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.
В силу ст. 7 Закона о миграционном учете при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Статья 21 Закона о миграционном учете устанавливает, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона о миграционном учете для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 9 от 15 января 2007 года (далее - Правила).
Согласно п. 37 указанных Правил снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется, в том числе: г) после выявления факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении.
В силу п.40 указанных Правил при получении документов, предусмотренных пунктом 37 Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
В соответствии с преамбулой Закона о миграционном учете, миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Из Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" следует, что миграционный учет носит уведомительный характер, на этапе получения уведомления орган миграционного учета не уполномочен проверять достоверность факта пребывания иностранного гражданина по указываемому в уведомлении адресу.
В ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено, что согласно уведомлениям о прибытии иностранных граждан в место пребывания, а также миграционным картам серии № и № граждане Гулоян Гоар Грачевна, дата года рождения, и Тоноян Левон Гарникович, дата года рождения, дата прибыли в Российскую Федерацию.
В качестве их места пребывания указан адрес: <адрес>
Принимающей стороной в уведомлении указана гражданка Российской Федерации Прокудина И.С., зарегистрированная по адресу: <адрес>
Как видно из копии свидетельства о рождении несовершеннолетнего Тонояна Левона Гарниковича, дата года рождения, место рождения – <адрес>, его матерью является Гулоян Гоар Грачевна.
Уведомления о прибытии иностранных граждан поступили в ОРИГ ОВМ УМВД России по г.Туле дата, гражданка <...> Гулоян Гоар Грачевна и гражданин <...> Тоноян Левон Гарникович, были поставлены на учет по адресу: <адрес> на срок до дата.
ОД ОП «Привокзальный» УМВД России по г.Туле дата в отношении Прокудиной И.С. возбуждено уголовное дело по факту фиктивной постановки на учет иностранных граждан, в том числе Гулоян Г.Г. и Тоноян Л.Г., по месту пребывания в жилом помещении РФ по адресу: <адрес>, то есть по признакам преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.
Приговором мирового судьи судебного участка №62 Привокзального судебного района г.Тулы от дата года Прокудина И.С. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 руб.
Приговор вступил в законную силу дата.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено, что гражданка РФ Прокудина И.С., зарегистрированная по адресу: <адрес>, при осуществлении миграционного учета из корыстных побуждений предоставила заведомо ложные сведения об иностранных гражданах Гулоян Г.Г. и Тоноян Л.Г., поставленных на учет по адресу: <адрес>Б, <адрес>.
То есть, сведения, предоставленные Прокудиной И.С. при осуществлении миграционного учета о пребывании вышеуказанных иностранных граждан, являются недостоверными и не соответствуют действительности.
При этом суд считает, что в данном случае процедура постановки на учет, осуществленная отделом по вопросам миграции УМВД России по городу Туле, является законной и была осуществлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 15 января 2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», приказа Федеральной миграционной службы от 29.08.2013 года № 364 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации».
Однако, незаконные действия Прокудиной И.С. привели к незаконной постановке на миграционный учет по месту пребывания вышеуказанных граждан Армении.
Проанализировав установленные обстоятельства и исследованные доказательства с учетом положений вышеприведенных норм права и дав им оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости и достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором Привокзального района г.Тулы исковые требования о признании незаконными действий гражданки Российской Федерации Прокудиной И.С. по постановке на миграционный учет по адресу: <адрес> иностранных граждан Гулоян Г.Г. и Тонояна Л.Г., подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что срок постановки граждан <...> Гулоян Г.Г. и Тонояна Л.Г. на учет по адресу: <адрес> окончился дата, прокурор Привокзального района г.Тулы в уточненном исковом заявлении не поддерживает требования о снятии данных иностранных граждан с миграционного учета по месту пребывания, в связи с чем исковые требования в данной части не подлежат рассмотрению.
В соответствии со ст. 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом положений вышеприведенной нормы права с ответчика Прокудиной И.С. в доход бюджета муниципального образования город Тула подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец был освобожден в силу закона.
Руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Привокзального района г.Тулы удовлетворить.
Признать действия гражданки Российской Федерации Прокудиной Ирины Сергеевны по постановке на миграционный учет по адресу: <адрес> иностранных граждан Гулоян Гоар Грачевны и Тонояна Левона Гарниковича - незаконными.
Взыскать с Прокудиной Ирины Сергеевны в доход бюджета муниципального образования город Тула государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Привокзальный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Миллер Т.Е.