Дело № 12-1447/2018
(в районном суде № 5-819/2018) судья Лыкова С.А.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова Е.А., при секретаре Ржанникове С.Ю., рассмотрев 09 октября 2018 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении
БОГДАНОВА В. А., <дата> г.р., уроженца <...>, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: <адрес>;
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 сентября 2018 года Богданов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде обязательных работ на срок 20 часов.
Вина Богданова В.А. установлена в нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения митинга при следующих обстоятельствах:
09.09.2018 у дома 41 по улице Комсомола в Санкт-Петербурге, Богданов В.А., являясь участником публичного мероприятия, добровольно присутствовал в массе граждан не менее 1000 человек с целью публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на тему: «Против пенсионной реформы и представителей действующей власти», скандирующей лозунги «Нет пенсионной реформе», «Путин лыжи Магадан», «Четвертый срок тюремный», «Позор», «Мы не боимся», «Мы здесь власть», «Путина под суд», использующей плакаты с надписями: «Отдадим свою пенсию людоеду?», «Самая жестокая тирания та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости», «Путин лжец, вор и подлец», «Путин, где наши деньги?», «Остановите геноцид народа», «40% россиян не доживут до пенсии». Проведение указанного мероприятия не было согласовано с органом исполнительной власти Санкт-Петербурга. Информация о нарушении требований п.1 ч.3 ст.6 ФЗ от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях» была доведена до участников мероприятия, в том числе и до Богданова В.А., сотрудником полиции старшим инспектором ЦОПАЗ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области майором полиции Г., осуществляющим в соответствии со ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-Ф3 «О полиции» обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, который неоднократно публично уведомил всех лиц, участвующих в данном шествии, в том числе и Богданова В.А., и потребовал прекратить шествие и разойтись посредством громко- усиливающей аппаратуры. Однако законное требование Богданов В.А. проигнорировал, несмотря на то, что на прекращение противоправных действий у участников данного несогласованного митинга, в том числе Богданова В.А., было не менее 5 минут, однако в указанный промежуток времени он продолжал нарушать п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях», а именно: целенаправленно продолжал свое участие в несогласованном митинге, как и ранее, находясь совместно с другими участниками митинга, скандирующими указанные выше лозунги. Своими действиями Богданов В.А. нарушил требования п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях».
Богданов В.А. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, а также в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В обоснование жалобы указал, что 09 сентября 2018 года Богданов В.А. вышел на согласованную акцию против планов осуществления органами государственного управления отчуждения у него 5 лет пенсионного обеспечения. Дойдя до выхода из метро на пл.Ленина, где была запланирована акция, Богданов В.А. увидел, что на саму площадь пройти невозможно, она была перегорожена полицией. Он поднял плакат и стоял некоторое время, после чего к нему подошли двое сотрудников полиции, которые не представились, не сообщили о том, что митинг отменен, не указали причины задержания, на вопросы не отвечали, предложили пройти с ними, что было сделано Богдановым В.А. В автобусе, куда проводили Богданова В.А., сотрудник полиции запретил вести видеосъемку, изъял телефон, не отвечал на вопросы о том, куда направляется автобус. Указанные обстоятельства зафиксированы на видеозаписи, которую вел сотрудник полиции в автобусе.
Кроме того, указанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства не соответствуют действительности в части описания правонарушения, протокол носит шаблонный характер.
Также судья в нарушение требований п.1 ст.149 КАС РФ не разъяснила право отвода. При этом Богдановым В.А. был заявлен судье отвод, однако судья его отклонила, хотя была прямо заинтересована в исходе административного дела. Судьей не были исследованы обстоятельства дела, не были вызваны сотрудники полиции в качестве свидетелей, необоснованно отклонено ходатайство о приобщении к материалам дела доказательств, нарушив право, предусмотренное п.1 ст. 25.1 КоАП РФ. При этом Богдановым В.А. заявлялось ходатайство о приобщении к материалам дела документа о согласовании митинга, датированного 03.09.2018, который свидетельствует о ничтожности письма Комитета от 06.09.2018 об отмене согласования, поскольку таковая могла быть произведена административным органом до 05.09.2018.
Богданов В.А. обращает внимание на то, что участие в публичном мероприятии не являлось противоправным, а было правомерной реализацией права на свободу мирных собраний и свободу выражения мнения, закрепленных в ст.10 и 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При участии в публичном мероприятии не допускалось создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Применение в отношении Богданова В.А. мер принуждения в связи с участием в мирном собрании не преследовало никакой законной цели, в том числе обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, защиты прав и законных интересов других лиц. Судом не было учтено, что общественный порядок Богдановым В.А. не нарушался, угрозы общественной безопасности не было, жалоб от третьих лиц на нарушение его действиями их прав не поступало. Назначение судом административного наказания только за сам факт участия в мирном собрании при отсутствии негативных последствий для охраняемых законом общественных интересов не может быть оправдано с точки зрения принципа пропорциональности, установленного §2 ст.11 Конвенции, и, следовательно, является нарушением права Богданова В.А. на свободу мирных собраний. Таким образом, событие административного правонарушения, инкриминированного Богданову В.А., отсутствует.
Кроме того, при рассмотрении дела в районном суде было нарушено право Богданова В.А. на состязательный процесс с участием стороны обвинения, право на допрос свидетелей стороны обвинения. При этом, при рассмотрении дела и вынесении постановления судья основывался на рапортах и протоколах, составленных сотрудниками полиции, не участвовавшими в задержании и доставлении Богданова В.А. В результате допущенных процессуальных нарушений в деле отсутствуют допустимые доказательства вины Богданова В.А., а само разбирательство дела проходило с грубыми нарушениями, которые в своей совокупности не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Также при рассмотрении дела суд не дал оценку нарушениям требований главы 27 КоАП РФ и ст.5 Конвенции, допущенным в ходе доставления и задержания Богданова В.А. Так, на момент фактического задержания у сотрудников правоохранительных органов отсутствовали объективные основания для ограничения личной свободы, свободы передвижения и доставления в органы полиции, поскольку личность Богданова В.А. была известна, что позволяло вызвать его для составления протокола повесткой, документы, удостоверяющие личность, имелись при себе и позволяли установить личность и составить необходимые с точки зрения полиции процессуальные документы, обстановка в момент задержания была спокойной, ни Богданов В.А., ни иные лица сопротивления сотрудникам полиции при задержании не оказывали, что позволяло установить личность и оформить процессуальные документы без применения мер принуждения, ограничивающих личную свободу и свободу передвижения, а также право на защиту. При этом у сотрудников полиции не было оснований полагать, что Богданов В.А. не исполнит обязанности, возложенные на него законом, или будет иным образом препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
Богданов В.А. обращает внимание на то, что рапорты сотрудников полиции появились в материалах дела позже их фактического написания, поскольку они не были предъявлены Богданову В.А. при составлении протокола об административном правонарушении. Кроме того, в протоколе о доставлении почерк сотрудника полиции К. отличается от его почерка и подписи в рапорте. Положенные в обоснование вины Богданова В.А. доказательства не могут быть признаны допустимыми, относимыми и достаточными для рассмотрения дела.
Кроме того, суд первой инстанции не мотивировал назначенное наказание.
Богданов В.А. в ходе рассмотрения жалобы в Санкт-Петербургском городском суде изложенные доводы поддержал в полном объеме, дополнительно указав, что протокол об административном правонарушении является ложным, написан не тем лицом, который его подписал, поскольку подписи в данном документе и рапортах отличаются. В рапортах сотрудников полиции не совпадают подписи и почерк, часть рапортов заполнена копировальным аппаратом. Видеозапись не исследовалась в судебном заседании, при этом Богданов В.А. на ней не зафиксирован. Митинг был согласован в установленном порядке, закон не предусматривает отмену согласованного публичного мероприятия. Документы, на которых основывается обвинение, отсутствуют. На митинге Богданов В.А. был около 3 минут с плакатом, а задержали его не те сотрудники, которые составили рапорты.
Исследовав материалы дела, считаю постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.ст.24.1, 26.11 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Однако при рассмотрении настоящего дела указанные требования закона не выполнены.
Так, судьей районного суда в постановлении вина Богданова В.А. установлена в участии 09 сентября 2018 года у дома 41 по улице Комсомола в Санкт-Петербурге в несанкционированном публичном мероприятии в виде митинга. При этом, указано о том, что предупреждения сотрудника полиции Г. о нарушении участниками публичного мероприятия Федерального закона № 54-ФЗ и требования о прекращении таковых касались публичного мероприятия в виде шествия.
Вместе с тем, данный вывод постановления не обоснован ссылками на соответствующие доказательства, исследование и оценка которых в постановлении судьи отсутствуют, а представленные в материалах дела протокол об административном правонарушении и рапорта сотрудников полиции находятся в противоречии с таковым.
Кроме того, указывая на нарушение Богдановым В.А. порядка проведения митинга, суд приводит положения Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях», касающиеся порядка проведения публичного мероприятия в виде пикетирования.
При этом, нормы закона, регулирующие порядок проведения публичного мероприятия в виде митинга, судом не рассмотрены, в связи с чем вывод о нарушении таковых Богдановым В.А. является необоснованным.
Таким образом, в ходе производства по настоящему делу были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга и возвращение дела на новое рассмотрение.
С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Богданова В. А. отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Невский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.
Судья Широкова Е.А.