РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2021 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.,
при секретаре Пугачевой Н.Е.,
с участием:
представителя истца Битяевой Л.В.
представителя ответчика Казаковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-375/2021 по иску Чувашевой А.В. к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Чувашева А.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное), в котором просила признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) от 17.12.2019 г. в части отказа засчитать периоды работы в специальный стаж; обязать ответчика включить в специальный стаж работы Чувашевой А.В. для назначения досрочной трудовой пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения периоды: нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста с 26.04.1993 г. по 21.10.1994 г.; на курсах повышения квалификации: с 01.10.2001 г. по 26.10.2001 г., с 10.10.2006 г. по 08.11.2006 г., с 01.09.2011 г. по 29.09.2011 г., с 02.02.2016 г. по 01.03.2016 г. в календарном исчислении; взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, ссылаясь на то, что решение ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) от 17.12.2019 г. является неправомерным в части отказа зачета спорных периодов работы в специальный стаж.
Представитель истца Битяева Л.В., действующая по доверенности от 01.12.2020 г. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, настаивала на их удовлетворении, пояснила, что Чувашевой А.В. должен был быть засчитан отпуск по уходу за ребенком до 3 лет после рождения первого ребенка, поскольку, фактически, после рождения второго ребенка, она находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, произошло наложение декретных отпусков.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) Казакова С.В., действующая по доверенности от 16.07.2018 г., в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений на исковое заявление.
Выслушав стороны по делу, исследовав и оценив материалы дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно статье 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Право на пенсию в связи с лечебной деятельностью определяется на основании пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии специального стажа не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах.
В соответствии с п. 2-4 ст. 30 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством РФ.
Согласно пп. н п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости, и правилам исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года; а для учета деятельности, имевшей место с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно – Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066; для учета деятельности, имевшей место с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно – Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464; перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.19595 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г., если целесообразно до 01.10.1993 г.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства от 16.07.2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Закона № 400-ФЗ осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516.
Право на пенсию в связи с лечебной деятельностью определяется на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее – Правила от 29.10.2002 г.).
При исчислении периодов работы в части, не урегулированной Правилами от 29.10.2002 г., применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001 г., утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» врачам и среднему медицинскому персоналу, предоставлялось право на досрочную пенсию за выслугу лет независимо от наименования занимаемой должности и формы собственности учреждения.
По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее – Постановление N 1066).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
В указанном Списке установлено, что право на досрочное назначение пенсии имеют врачи и работники среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности независимо от наименования должности.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав по нормам ранее действовавшего законодательства.
Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 г. № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 г. № 5280), в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Судом установлено и следует из материалов дела, что Чувашева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 17.09.2019 г. обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Управление вынесло решение № от 17.12.2019 об отказе в назначении страховой пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) в связи с отсутствием права, связанного с недостаточностью необходимого медицинского стажа не менее тридцати лет, поскольку в специальный стаж работы засчитано 27 лет 10 месяцев 05 дней.
В специальный стаж работы Чувашевой А.В. Пенсионным фондом РФ не были засчитаны некоторые периоды работы, в том числе с 26.04.1993 г. по 21.10.1994 г., когда находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста, будучи трудоустроенной в поликлинике в ТМО № 2 МЛПУЗ «Городская больница № 2 им. В.В. Баныкина» на должности медицинской сестры отделения профилактики; с 01.10.2001 г. по 26.10.2001 г., с 10.10.2006 г. по 08.11.2006 г., с 01.09.2011 г. по 29.09.2011 г., с 02.02.2016 г. по 01.03.2016 г., когда истец проходила курсы повышения квалификации.
Не согласившись с вынесенным решением ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) истец обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что в период с 26.04.1993 г. по 21.10.1994 г. Чувашева А.В. находилась в отпуске за ребенком, П. ДД.ММ.ГГГГ г.р., не достигшим 3-хлетнего возраста, несмотря на то, что в данный период был рожден второй ребенок А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., в связи с чем данный период, по мнению истца, подлежит включению в специальный стаж.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Вместе с тем, в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Ответчиком во включении данного периода в специальный трудовой стаж было отказано, поскольку в период с 26.04.1993 г. по 19.02.1996 г., включающий в себя период с 26.04.1993 г. по 21.10.1994 г., Чувашева А.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., а в соответствии с Законом Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившим в силу 06.10.1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
В материалы дела истцом представлена справка от 11.01.2021 г. №, выданная ГБУЗ СО «Тольяттинская клиническая больница № 2 им. В.В. Баныкина», из которой следует, что Чувашева А.В. находилась в отпуске по уходу за первым ребенком, ДД.ММ.ГГГГ г.р., до 1,5 лет с 02.12.1991 г. по 21.04.1993 г. (Приказ № от 07.02.1992 г.) В январе 1993 г. был начислен отпуск по беременности и родам в сумме 23 362,15 рублей за вторым ребенком, ДД.ММ.ГГГГ г.р., а с 26.04.1993 г. по 19.08.1994 г. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (приказ № от 08.07.1993 г.) и с 20.08.1994 г. по 19.02.1996 г. – отпуск по уходу за вторым ребенком до 3-х лет. Из справки также следует, что Чувашевой А.В. отпуск по уходу за первым ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р. до трех лет не предоставлялся, поскольку она находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске за вторым ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для отмены решения Г У - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) от 17.12.2019 г. в части отказа во включении в специальный стаж периода с 26.04.1993 г. по 21.10.1994 г., поскольку документально истцом не подтверждено нахождение ее в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения до трех лет. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста с 26.04.1993 г. по 21.10.1994 г. не подлежит включению в страховой стаж Чувашевой А.В.
Истец также просит включить в специальный стаж работы периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.10.2001 г. по 26.10.2001 г., с 10.10.2006 г. по 08.11.2006 г., с 01.09.2011 г. по 29.09.2011 г., с 02.02.2016 г. по 01.03.2016 г. в календарном исчислении, во включении которых решением ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж истца не засчитаны.
Из материалов дела следует, что в спорные периоды Чувашева А.В. осуществляла трудовую деятельность в ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ» (ранее Ставропольская Центральная районная больница) в должности медсестры приемного покоя.
Истцом представлена справка № от 11.06.2020 г., выданная ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ», из которой следует, что она проходила курсы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы с 01.10.2001 г. по 26.10.2001 г. на основании приказа от 01.10.2001 г. №; с 10.10.2006 г. по 08.11.2006 г. на основании приказа от 02.10.2006 г. №; с 01.09.2011 г. по 29.09.2011 г. на основании приказа от 29.08.2011 г. № с 02.02.2016 г. по 01.03.2016 г. на основании приказа от 25.01.2016 г. №
Указанные выше обстоятельства также подтверждаются копией трудовой книжки Чувашевой А.В., имеющейся в материалах дела.
Согласно решению ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) от 17.12.2019 г. в специальный стаж истца засчитан в том числе период с 01.09.1999 г. по 30.09.2001 г., с 27.10.2001 г. по 09.10.2006 г., с 09.11.2006 г. по 31.08.2011 г., с 30.09.2011 г. по 01.02.2016 г., с 02.03.2016 г. по 16.09.2019 г. в должности медицинской сестры приемного отделения в ГБУЗ СО «Ставропольская ЦРБ».
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положения ст. ст. 187, 196 ТК РФ, предусматривают, что и в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением места работы и средней заработной платы.
Кроме того, для данной категории работников в силу специального нормативного регулирования повышение квалификации является обязательным условием допуска к выполнению должностных обязанностей.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Таким образом, в специальный стаж в календарном исчислении подлежат включению периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.10.2001 г. по 26.10.2001 г., с 10.10.2006 г. по 08.11.2006 г., с 01.09.2011 г. по 29.09.2011 г., с 02.02.2016 г. по 01.03.2016 г.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из материалов дела следует, что при подаче искового заявления Чувашевой А.В. была оплачена госпошлина в размере 300 рублей, которая подлежит компенсации за счет средств ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) включить Чувашевой Анне Владимировне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения период нахождения Чувашевой А.В. на курсах повышения квалификации с 01.10.2001 г. по 26.10.2001 г. с 10.10.2006 г. по 08.11.2006 г., с 01.09.2011 г. по 29.09.2011 г. с 02.02.2016 г. по 01.03.2016 г. в календарном исчислении.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) в пользу Чувашевой Анны Владимировны государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.01.2021 г.
Председательствующий: Ю.С. Осьминина