Дело № 4221/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Киракосян Т.Т.
при секретаре ФИО3,
с участием представителя истца ФИО4, представителя ответчика и третьего лица ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Морская спасательная служба Росморречфлота» об обязании совершения определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Камчатский транспортный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации и прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Морская спасательная служба Росморречфлот» (далее – Учреждение) о возложении обязанности провести оценку уязвимости и утвердить результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры: железобетонный причал центральной базы, центральный склад центральной базы, административно-бытовой корпус центральной базы, расположенных по адресу: <адрес>, г. Петропавловск-Камчатский, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; установить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности Камчатского филиала ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» по адресу: <адрес>, г. Петропавловск-Камчатский, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; организовать пропускной и внутриобъектовый режим, обеспечивающий воспрепятствование проникновению лиц без соблюдения условий доступа на объекты Камчатского филиала ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» по адресу: <адрес>, г. Петропавловск-Камчатский, путем заключения договора с подразделением транспортной безопасности, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; установить и применять единые виды пропусков для прохода (проезда) на территорию (объекты) Камчатского филиала ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» в соответствии с пунктами 5.31-5.23 Требований по обеспечению безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) морского и речного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № 41, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; провести специальную профессиональную подготовку (обучение в образовательном учреждении) по вопросам обеспечения транспортной безопасности лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в Камчатском филиале ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований, ссылаясь на те обстоятельства, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства РФ о транспортной безопасности в ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» выявлены нарушения действующего законодательства. Так, Учреждение осуществляет эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры: железобетонный причал центральной базы, центральный склад центральной базы, административно-бытовой корпус, которым в соответствии с уведомлением Росморречфлота от ДД.ММ.ГГГГ № УТБ-2-2/1634 о включении объектов в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры присвоена 4 категория.
Фактическую эксплуатацию указанных объектов транспортной инфраструктуры осуществляет Камчатский филиал ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлот».
Учреждением, вопреки п.п. 5.7, 5.13, 5.25, 5.30, 5.31 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) морского и речного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № 41, в силу п. 4 которых, являющихся обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяющихся на всех юридических и физических лиц, находящихся на ОТИ и ТС, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства, не обеспечено проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов в Реестр категорированных ОТИ; лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в Камчатском филиале учреждения, входящее в состав сил обеспечения транспортной безопасности, не прошло специальную профессиональную подготовку по вопросам обеспечения транспортной безопасности; видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности на объектах Камчатского филиала не обеспечивается (отсутствует); контроль за походом физических лиц и проездом транспортных средств на территорию Камчатского филиала учреждения не обеспечен, имеется свободный доступ посторонних лиц на производственную территорию; использование единых видов пропусков для прохода (проезда) на территорию Камчатского филиала не осуществляется, привила применения и уничтожения пропусков не разработаны и не применяются.
Выявленные нарушения законодательства о транспортной безопасности не позволяют обеспечить надлежащую защиту объектов транспортной инфраструктуры и находящихся на них людей, транспортных средств от угрозы совершения актов незаконного вмешательства. В связи с выявленными нарушениями закона ДД.ММ.ГГГГ Камчатский транспортным прокурором вынесено представление об устранении нарушений законодательства в адрес и.о. директора Камчатского филиала Учреждения. Вместе с тем в результате контрольной проверки Камчатской транспортной прокуратурой установлено, что законные требования прокурора об устранении нарушений требований законодательства до настоящего времени не выполнены.
В судебном заседании представитель Камчатского транспортного прокурора ФИО4, действующий на основании доверенности, представил суд письменный отказ от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности провести специальную профессиональную подготовку (обучение в образовательном учреждении) по вопросам обеспечения транспортной безопасности лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в Камчатском филиале ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, и просил производство по делу в указанной части прекратить. В оставшейся части заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Отказ представителя истца от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности провести специальную профессиональную подготовку (обучение в образовательном учреждении) по вопросам обеспечения транспортной безопасности лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в Камчатском филиале ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», был принят судом и производство по делу в указанной части прекращено, о чем вынесено соответствующее определение.
В судебном заседании представитель ответчика ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» и третьего лица Камчатского филиала ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» ФИО5, действующий на основании доверенностей, заявленные истцом требования считал обоснованными.
Выслушав пояснения представителя истца, пояснения представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности; сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» (далее – Требования транспортной безопасности).
В силу части 4 Требований транспортной безопасности, содержащиеся в них нормы, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства.
Как следует из раздела 5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан: Обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС (пункт 5.7 Требований).
Осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации (пункт 5.13 Требований).
Обеспечить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС (пункт 5.25 Требований).
Воспрепятствовать преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС (пункт 5.30 Требований).
Установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев (пункт 5.31 Требований).
В ходе судебного заседания установлено, что ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлот»" (до изменения наименования Учреждение именовалось ФБУ «Государственная морская и спасательно-координационная служба Российской Федерации», а до реорганизации в 2013 года - ФГУП «Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление») использует в числе иных объекты недвижимости объекты транспортной инфраструктуры: железобетонный причал центральной базы, центральный склад центральной базы, административно-бытовой корпус, которым в соответствии с уведомлением Росморречфлота от ДД.ММ.ГГГГ № УТБ-2-2/1634 о включении объектов в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры присвоена 4 категория (л.д. 21-22).
Как следует из акта проверки соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС от ДД.ММ.ГГГГ и представителем ответчика в ходе судебного заседания не оспаривалось, в ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения требований по обеспечению транспортной безопасности при эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры 4 категории: не обеспечено проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов в Реестр категорированных ОТИ; лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в Камчатском филиале учреждения, входящее в состав сил обеспечения транспортной безопасности, не прошло специальную профессиональную подготовку по вопросам обеспечения транспортной безопасности; видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности на объектах Камчатского филиала не обеспечивается (отсутствует); контроль за походом физических лиц и проездом транспортных средств на территорию Камчатского филиала учреждения не обеспечен, имеется свободный доступ посторонних лиц на производственную территорию; использование единых видов пропусков для прохода (проезда) на территорию Камчатского филиала не осуществляется, привила применения и уничтожения пропусков не разработаны и не применяются (л.д. 10-13).
Указанные обстоятельства подтверждаются так же фототаблицей (л.д. 14-16).
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Камчатским транспортным прокурором в адрес и.о. директора Камчатского филиала ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлот» вынесено представление об устранении нарушений законодательства РФ (л.д. 25-28).
Как следует из материалов дела и представителем ответчика в ходе судебного заседания не оспаривалось, установленные в ходе проведения Камчатской транспортной прокуратурой проверки нарушения до настоящего времени не устранены.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд считает, что непринятие мер ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлот» по обеспечению транспортной безопасности, нарушает права неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации, на безопасное пребывание на объектах транспортной инфраструктуры ответчика, на защиту жизни и здоровья от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Камчатского транспортного прокурора являются обоснованными, а потому подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нём срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, характер и объём работ, которые необходимо произвести, а также требования разумности, суд считает возможным установить ответчику следующие сроки для выполнения работ: провести оценку уязвимости и утвердить результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры: железобетонный причал центральной базы, центральный склад центральной базы, административно-бытовой корпус центральной базы, расположенных по адресу: <адрес>, г. Петропавловск-Камчатский, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; установить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности Камчатского филиала ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» по адресу: <адрес>, г. Петропавловск-Камчатский, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; организовать пропускной и внутриобъектовый режим, обеспечивающий воспрепятствование проникновению лиц без соблюдения условий доступа на объекты Камчатского филиала ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» по адресу: <адрес>, г. Петропавловск-Камчатский, путем заключения договора с подразделением транспортной безопасности, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; установить и применять единые виды пропусков для прохода (проезда) на территорию (объекты) Камчатского филиала ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» в соответствии с пунктами 5.31-5.23 Требований по обеспечению безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) морского и речного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № 41, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Камчатского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Морская спасательная служба Росморречфлота» провести оценку уязвимости и утвердить результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры: железобетонный причал центральной базы, центральный склад центральной базы, административно-бытовой корпус центральной базы, расположенных по адресу: <адрес>, г. Петропавловск-Камчатский, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Морская спасательная служба Росморречфлота» установить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности Камчатского филиала ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» по адресу: <адрес>, г. Петропавловск-Камчатский, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Морская спасательная служба Росморречфлота» организовать пропускной и внутриобъектовый режим, обеспечивающий воспрепятствование проникновению лиц без соблюдения условий доступа на объекты Камчатского филиала ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» по адресу: <адрес>, г. Петропавловск-Камчатский, путем заключения договора с подразделением транспортной безопасности, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Морская спасательная служба Росморречфлота» установить и применять единые виды пропусков для прохода (проезда) на территорию (объекты) Камчатского филиала ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» в соответствии с пунктами 5.31-5.23 Требований по обеспечению безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) морского и речного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № 41, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в апелляционном порядке через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Т.Т. Киракосян