Дело № 2-1934/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2016 года суд Центрального района города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Фофонова А.С.,
при секретаре Юдиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Фроловой ФИО7 к ООО «РВК-Воронеж», ООО «РЭК Центральный» о признании действий по начислению и сбору платежей по услуге водоснабжения на ОДН незаконными, возложении обязанности по начислению и сбору платежей по услуге водоснабжения на ОДН на управляющую компанию, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Истец обратился с настоящим иском к ответчику, указывая, что является собственником общей долевой собственности на <адрес>, где ей принадлежит 3/4 доли, и на нее открыт лицевой счет. Данный дом находится на обслуживании управляющей компании ООО «РЭК Центральный», многоквартирный дом оснащен общедомовым прибором учета коммунальной услуги водоснабжения. С сентября 2014 года ответчик ООО «РВК-Воронеж» ежемесячно предъявляет истцу завышенные суммы оплаты за не потребленный коммунальный ресурс холодное водоснабжение и водоотведение, включая в платежный документ оплату помимо индивидуальных показаний учета потребленной услуги холодного водоснабжения в квартире истца, так и расходы на общедомовые нужды, при этом данный ответчик не является управляющей компанией. Кроме того, Фролова С.В. полагает незаконными действия ответчика по передаче функций по взиманию платы на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации, поэтому просит обязать ООО «РЭК Центральный» производить начисление и сбор платежей по услуге водоснабжения на ОДН.
Фролова С.В. также просит взыскать с ООО «РВК-Воронеж» компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., так как ей не оказывались услуги как потребителю по обслуживанию общего имущества, но производилось начисление и взыскание средств на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды за холодное водоснабжение, не была представлена вся необходимая информация.
В судебном заседании истец свои требования поддержал, просила признать незаконными действия ООО «РВК-Воронеж» за потребленные услуги холодного водоснабжения на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, пояснила изложенное, суду представлена фотография подвала помещения многоквартирного дома, залитого водой в качестве доказательств ненадлежащего обслуживания инженерных сетей (л.д. 101), поэтому полагала, что не должна производить оплату за халатность управляющей компании. Фролова С.В. суду сообщила, что она не заключала каких-либо договоров с ООО «РВК-Воронеж», поэтому данная организация не имеет права выставлять счета по взиманию платы на общедомовые нужды, поскольку является лишь ресурсноснабжающей организацией, против оплаты по индивидуальным приборам учета, установленным в квартире, истица не возражала, размер оплаты не оспаривала.
Представитель ответчика ООО «РЭК Центральный», действующий на основании доверенности, Бакутин П.В. с иском не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях. Суду сообщил, что ввиду сложившейся задолженности по оплате за все обслуживаемые многоквартирные дома (около 250), ООО «РВК-Воронеж» расторгло с управляющей компанией договор и перешло к прямым поставкам ресурса, что предусмотрено п. 30 Правил №124 от 14.02.2012 г., пояснить о конкретном размере задолженности граждан по дому истца затруднился.
Представитель ООО «РВК-Воронеж» по доверенности Назарова Л.А. с иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях. Суду представитель ответчика сообщила, что ООО «РВК-Воронеж» не оказывает услуги по обслуживанию общего имущества, поэтому не должно нести ответственность за протечки в сетях холодного водоснабжения, начисления производятся по показателям всего поставленного ресурса за вычетом указанных истцами по индивидуальным приборам учета.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учитывая данные законоположения, суд полагает, что при рассмотрении данного дела следует руководствоваться, в том числе, и положениями Закона «О защите прав потребителей».
В силу ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ст. 161 ЖК РФ).
Из представленных суду документов и пояснений сторон, судом установлено, что Фролова С.В. является собственником общей долевой собственности на <адрес>, где ей принадлежит 3/4 доли, и на нее открыт лицевой счет. Данный дом находится на обслуживании управляющей компании ООО «РЭК Центральный», многоквартирный дом оснащен общедомовым прибором учета коммунальной услуги водоснабжения, в квартирах установлены индивидуальные приборы учета.
Согласно Протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> способ управления многоквартирным домом избран – управление управляющей организацией ООО «РЭК Центральный (л.д. 125-126). Сам факт того, что данная организация является управляющей организацией для выщеуказанного многоквартирного дома участниками процесса не оспаривался.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между поставщиком ООО «РВК-Воронеж» и ООО «РЭК Центральный» был заключен договор №на поставку холодной питьевой воды управляющей жилищной организации и прием от нее сточных вод (л.д. 88-93).
ООО «РЭК Центральный» является управляющей организацией для нескольких сотен многоквартирных домов, указанные обстоятельства нашли отражение в позиции представителя организации, и сторонами не оспаривались, и допустило задолженность по оплате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за 3 расчетных периода (3 мес. по всем обязательствам перед ресурсоснабжающей организацией). ДД.ММ.ГГГГ между организациями было подписано дополнительное соглашение в части пунктов договора № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98-99).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РВК-Воронеж» в одностороннем порядке расторгло договор № на поставку холодной питьевой воды управляющей жилищной организации и прием от нее сточных вод (л.д. 87) и перешло на непосредственные расчеты с гражданами. При этом между сторонами по договору был подписан акт сверки (л.д. 95-97). Поэтому именно с ДД.ММ.ГГГГ ООО «РВК-Воронеж» стало самостоятельно производить расчет и выставлять счета за холодное водоснабжение и водоотведение непосредственно гражданам и прекратило поставку коммунального ресурса ООО «РЭК Центральный». Управляющая организация не оспаривала в судебном порядке основания расторжения договора.
В силу ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
(Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 №124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг").
При определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты: в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации; в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме (Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 25.02.2014) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг").
Абзац семнадцатый пункта 2 Правил, утв. ПП. РФ №354 от 06.05.2011 г., раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов, не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, что исключает распространение установленного абзацами вторым и третьим данного пункта порядка расчета на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является эта организация.
В силу п. 9 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Из пп. а п. 30 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией... договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 следует, что ресурсоснабжающая организация может отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения - при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.
Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (п. 64 Правил
предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
Из приведенных законоположений следует, что обязанность по оказанию услуг по холодному водоснабжению и соответственно по взиманию платы за данную коммунальную услугу, многоквартирного дома, в котором проживает истец, возложена на управляющую компанию.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 N 115-О, основанном на нормах статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, при заключении публичных договоров, при наличии возможности оказывать соответствующую услугу, организация не вправе расторгать договор в одностороннем порядке.
Из изложенного следует, что одностороннее расторжение договора энергоснабжения, (купли-продажи (поставки) холодной воды (мощности)), являющегося публичным договором, в котором конечным потребителем ресурса являются граждане, со стороны гарантирующего поставщика действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом приведенных выше законоположений в их взаимосвязи со ст. 153, 154 ЖК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за водоснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
Из изложенного следует, что в данном случае ответчик незаконно передал функции по взиманию платы за потребленный ресурс по водоснабжению, водоотведению на ОДН ресурсоснабжающей организации, которая в отсутствие правовых оснований производит расчет, требуя от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
В силу требований Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
На управляющую компанию возложена обязанность по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.)
Из изложенного следует эксплуатация общедомовых приборов учета и их надлежащая эксплуатация также возложена на управляющую компанию.
Таким образом, требования истца о признании незаконными действий ответчика ООО «РВК-Воронеж» по начислению и сбору платежей по услуге холодного водоснабжения с взиманием платы за потребленнный коммунальный ресурс на общедомовые нужды с собственников жилых помещений многоквартирного дома с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время от управляющей организации к ресурсноснабжающей, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Для восстановления нарушенного права истца, на ответчика ООО «РЭК Центральный» следует возложить обязанность по начислению и сбору платежей по услуге холодного водоснабжения многоквартирного жилого <адрес> на оплату коммунальных ресурсов, потребленных на общедомовые нужды.
Доводы ответчиков со ссылкой на п. 30 вышеуказанных Правил как возможность получения услуги за ОДН суд не принимает во внимание. Кроме того, как следует из представленного фотоматериала подвал многоквартирного жилого <адрес> в котором проживает истица, залит водой, что может свидетельствовать о недобросовестности обслуживания общедомового имущества со стороны управляющей компании, ответчик ООО «РВК-Воронеж» данные услуги своевременно не оказывает.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Указанное в приведенной норме исключение, обусловлено характером и объемом работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, выполнение которых возлагается в силу закона (Жилищный кодекс РФ) и подзаконных актов (Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491), а также условий договора управления, на управляющую компанию.
Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком не доведена до истца необходимая и достоверная информация о порядке внесения платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения на общедомовые нужды, соответствующая положениям действующего жилищного законодательства, а также с учетом того, что указанная услуга за ОДН не могла быть включена ООО «РВК-Воронеж» в счет для оплаты потребителем, то суд приходит к законному выводу о нарушении права истца, как потребителя. Фроловой С.В., которой незаконно выставлялись счета для оплаты, а кроме того, нарушено ее право на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемой коммунальной услуге.
В связи с чем, руководствуясь положениями статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", разъяснениями, данными в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" суд полагает необходимым взыскать с ответчика компенсацию причиненного морального вреда в размере 300 руб.
Данный размер, по мнению суда, является адекватным и соответствующим обстоятельствам дела. В остальной части требований иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчисления, установленным бюджетным законодательством РФ.
Согласно ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) зачисляется в бюджеты муниципальных районов.
Таким образом, с учетом размера удовлетворенных требований и положений ст. 333.19 НК РФ с ответчиков подлежит взысканию в доход муниципального бюджета государственная пошлина в размере 300 руб. по требованиям неимущественного характера с каждого из ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать действия ООО «РВК-Воронеж» по начислению и сбору платежей по услуге холодного водоснабжения на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время собственнику <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, Фроловой ФИО8 незаконными.
Обязать ООО «РЭК Центральный» производить начисление и сбор платежей по услуге холодного водоснабжения на общедомовые нужды.
Взыскать с ООО «РВК-Воронеж» в пользу Фроловой ФИО9 компенсацию морального вреда в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Взыскать с ООО «РВК-Воронеж» и ООО «РЭК Центральный» в доход местного бюджета по 300 руб. госпошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.С. Фофонов
Решение изготовлено: 11.07. 2016 года.
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2016 года суд Центрального района города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Фофонова А.С.,
при секретаре Юдиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Фроловой ФИО10 к ООО «РВК-Воронеж», ООО «РЭК Центральный» о признании действий по начислению и сбору платежей по услуге водоснабжения на ОДН незаконными, возложении обязанности по начислению и сбору платежей по услуге водоснабжения на ОДН на управляющую компанию, взыскании компенсации морального вреда,
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать действия ООО «РВК-Воронеж» по начислению и сбору платежей по услуге холодного водоснабжения на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время собственнику <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, Фроловой ФИО12 незаконными.
Обязать ООО «РЭК Центральный» производить начисление и сбор платежей по услуге холодного водоснабжения на общедомовые нужды.
Взыскать с ООО «РВК-Воронеж» в пользу Фроловой ФИО11 компенсацию морального вреда в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Взыскать с ООО «РВК-Воронеж» и ООО «РЭК Центральный» в доход местного бюджета по 300 руб. госпошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.С. Фофонов
Дело № 2-1934/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2016 года суд Центрального района города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Фофонова А.С.,
при секретаре Юдиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Фроловой ФИО7 к ООО «РВК-Воронеж», ООО «РЭК Центральный» о признании действий по начислению и сбору платежей по услуге водоснабжения на ОДН незаконными, возложении обязанности по начислению и сбору платежей по услуге водоснабжения на ОДН на управляющую компанию, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Истец обратился с настоящим иском к ответчику, указывая, что является собственником общей долевой собственности на <адрес>, где ей принадлежит 3/4 доли, и на нее открыт лицевой счет. Данный дом находится на обслуживании управляющей компании ООО «РЭК Центральный», многоквартирный дом оснащен общедомовым прибором учета коммунальной услуги водоснабжения. С сентября 2014 года ответчик ООО «РВК-Воронеж» ежемесячно предъявляет истцу завышенные суммы оплаты за не потребленный коммунальный ресурс холодное водоснабжение и водоотведение, включая в платежный документ оплату помимо индивидуальных показаний учета потребленной услуги холодного водоснабжения в квартире истца, так и расходы на общедомовые нужды, при этом данный ответчик не является управляющей компанией. Кроме того, Фролова С.В. полагает незаконными действия ответчика по передаче функций по взиманию платы на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации, поэтому просит обязать ООО «РЭК Центральный» производить начисление и сбор платежей по услуге водоснабжения на ОДН.
Фролова С.В. также просит взыскать с ООО «РВК-Воронеж» компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., так как ей не оказывались услуги как потребителю по обслуживанию общего имущества, но производилось начисление и взыскание средств на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды за холодное водоснабжение, не была представлена вся необходимая информация.
В судебном заседании истец свои требования поддержал, просила признать незаконными действия ООО «РВК-Воронеж» за потребленные услуги холодного водоснабжения на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, пояснила изложенное, суду представлена фотография подвала помещения многоквартирного дома, залитого водой в качестве доказательств ненадлежащего обслуживания инженерных сетей (л.д. 101), поэтому полагала, что не должна производить оплату за халатность управляющей компании. Фролова С.В. суду сообщила, что она не заключала каких-либо договоров с ООО «РВК-Воронеж», поэтому данная организация не имеет права выставлять счета по взиманию платы на общедомовые нужды, поскольку является лишь ресурсноснабжающей организацией, против оплаты по индивидуальным приборам учета, установленным в квартире, истица не возражала, размер оплаты не оспаривала.
Представитель ответчика ООО «РЭК Центральный», действующий на основании доверенности, Бакутин П.В. с иском не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях. Суду сообщил, что ввиду сложившейся задолженности по оплате за все обслуживаемые многоквартирные дома (около 250), ООО «РВК-Воронеж» расторгло с управляющей компанией договор и перешло к прямым поставкам ресурса, что предусмотрено п. 30 Правил №124 от 14.02.2012 г., пояснить о конкретном размере задолженности граждан по дому истца затруднился.
Представитель ООО «РВК-Воронеж» по доверенности Назарова Л.А. с иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях. Суду представитель ответчика сообщила, что ООО «РВК-Воронеж» не оказывает услуги по обслуживанию общего имущества, поэтому не должно нести ответственность за протечки в сетях холодного водоснабжения, начисления производятся по показателям всего поставленного ресурса за вычетом указанных истцами по индивидуальным приборам учета.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учитывая данные законоположения, суд полагает, что при рассмотрении данного дела следует руководствоваться, в том числе, и положениями Закона «О защите прав потребителей».
В силу ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ст. 161 ЖК РФ).
Из представленных суду документов и пояснений сторон, судом установлено, что Фролова С.В. является собственником общей долевой собственности на <адрес>, где ей принадлежит 3/4 доли, и на нее открыт лицевой счет. Данный дом находится на обслуживании управляющей компании ООО «РЭК Центральный», многоквартирный дом оснащен общедомовым прибором учета коммунальной услуги водоснабжения, в квартирах установлены индивидуальные приборы учета.
Согласно Протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> способ управления многоквартирным домом избран – управление управляющей организацией ООО «РЭК Центральный (л.д. 125-126). Сам факт того, что данная организация является управляющей организацией для выщеуказанного многоквартирного дома участниками процесса не оспаривался.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между поставщиком ООО «РВК-Воронеж» и ООО «РЭК Центральный» был заключен договор №на поставку холодной питьевой воды управляющей жилищной организации и прием от нее сточных вод (л.д. 88-93).
ООО «РЭК Центральный» является управляющей организацией для нескольких сотен многоквартирных домов, указанные обстоятельства нашли отражение в позиции представителя организации, и сторонами не оспаривались, и допустило задолженность по оплате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за 3 расчетных периода (3 мес. по всем обязательствам перед ресурсоснабжающей организацией). ДД.ММ.ГГГГ между организациями было подписано дополнительное соглашение в части пунктов договора № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98-99).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РВК-Воронеж» в одностороннем порядке расторгло договор № на поставку холодной питьевой воды управляющей жилищной организации и прием от нее сточных вод (л.д. 87) и перешло на непосредственные расчеты с гражданами. При этом между сторонами по договору был подписан акт сверки (л.д. 95-97). Поэтому именно с ДД.ММ.ГГГГ ООО «РВК-Воронеж» стало самостоятельно производить расчет и выставлять счета за холодное водоснабжение и водоотведение непосредственно гражданам и прекратило поставку коммунального ресурса ООО «РЭК Центральный». Управляющая организация не оспаривала в судебном порядке основания расторжения договора.
В силу ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
(Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 №124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг").
При определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты: в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации; в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме (Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 25.02.2014) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг").
Абзац семнадцатый пункта 2 Правил, утв. ПП. РФ №354 от 06.05.2011 г., раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов, не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, что исключает распространение установленного абзацами вторым и третьим данного пункта порядка расчета на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является эта организация.
В силу п. 9 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Из пп. а п. 30 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией... договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 следует, что ресурсоснабжающая организация может отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения - при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.
Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (п. 64 Правил
предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
Из приведенных законоположений следует, что обязанность по оказанию услуг по холодному водоснабжению и соответственно по взиманию платы за данную коммунальную услугу, многоквартирного дома, в котором проживает истец, возложена на управляющую компанию.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 N 115-О, основанном на нормах статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, при заключении публичных договоров, при наличии возможности оказывать соответствующую услугу, организация не вправе расторгать договор в одностороннем порядке.
Из изложенного следует, что одностороннее расторжение договора энергоснабжения, (купли-продажи (поставки) холодной воды (мощности)), являющегося публичным договором, в котором конечным потребителем ресурса являются граждане, со стороны гарантирующего поставщика действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом приведенных выше законоположений в их взаимосвязи со ст. 153, 154 ЖК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за водоснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
Из изложенного следует, что в данном случае ответчик незаконно передал функции по взиманию платы за потребленный ресурс по водоснабжению, водоотведению на ОДН ресурсоснабжающей организации, которая в отсутствие правовых оснований производит расчет, требуя от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
В силу требований Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
На управляющую компанию возложена обязанность по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.)
Из изложенного следует эксплуатация общедомовых приборов учета и их надлежащая эксплуатация также возложена на управляющую компанию.
Таким образом, требования истца о признании незаконными действий ответчика ООО «РВК-Воронеж» по начислению и сбору платежей по услуге холодного водоснабжения с взиманием платы за потребленнный коммунальный ресурс на общедомовые нужды с собственников жилых помещений многоквартирного дома с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время от управляющей организации к ресурсноснабжающей, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Для восстановления нарушенного права истца, на ответчика ООО «РЭК Центральный» следует возложить обязанность по начислению и сбору платежей по услуге холодного водоснабжения многоквартирного жилого <адрес> на оплату коммунальных ресурсов, потребленных на общедомовые нужды.
Доводы ответчиков со ссылкой на п. 30 вышеуказанных Правил как возможность получения услуги за ОДН суд не принимает во внимание. Кроме того, как следует из представленного фотоматериала подвал многоквартирного жилого <адрес> в котором проживает истица, залит водой, что может свидетельствовать о недобросовестности обслуживания общедомового имущества со стороны управляющей компании, ответчик ООО «РВК-Воронеж» данные услуги своевременно не оказывает.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Указанное в приведенной норме исключение, обусловлено характером и объемом работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, выполнение которых возлагается в силу закона (Жилищный кодекс РФ) и подзаконных актов (Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491), а также условий договора управления, на управляющую компанию.
Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком не доведена до истца необходимая и достоверная информация о порядке внесения платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения на общедомовые нужды, соответствующая положениям действующего жилищного законодательства, а также с учетом того, что указанная услуга за ОДН не могла быть включена ООО «РВК-Воронеж» в счет для оплаты потребителем, то суд приходит к законному выводу о нарушении права истца, как потребителя. Фроловой С.В., которой незаконно выставлялись счета для оплаты, а кроме того, нарушено ее право на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемой коммунальной услуге.
В связи с чем, руководствуясь положениями статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", разъяснениями, данными в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" суд полагает необходимым взыскать с ответчика компенсацию причиненного морального вреда в размере 300 руб.
Данный размер, по мнению суда, является адекватным и соответствующим обстоятельствам дела. В остальной части требований иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчисления, установленным бюджетным законодательством РФ.
Согласно ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) зачисляется в бюджеты муниципальных районов.
Таким образом, с учетом размера удовлетворенных требований и положений ст. 333.19 НК РФ с ответчиков подлежит взысканию в доход муниципального бюджета государственная пошлина в размере 300 руб. по требованиям неимущественного характера с каждого из ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать действия ООО «РВК-Воронеж» по начислению и сбору платежей по услуге холодного водоснабжения на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время собственнику <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, Фроловой ФИО8 незаконными.
Обязать ООО «РЭК Центральный» производить начисление и сбор платежей по услуге холодного водоснабжения на общедомовые нужды.
Взыскать с ООО «РВК-Воронеж» в пользу Фроловой ФИО9 компенсацию морального вреда в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Взыскать с ООО «РВК-Воронеж» и ООО «РЭК Центральный» в доход местного бюджета по 300 руб. госпошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.С. Фофонов
Решение изготовлено: 11.07. 2016 года.
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2016 года суд Центрального района города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Фофонова А.С.,
при секретаре Юдиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Фроловой ФИО10 к ООО «РВК-Воронеж», ООО «РЭК Центральный» о признании действий по начислению и сбору платежей по услуге водоснабжения на ОДН незаконными, возложении обязанности по начислению и сбору платежей по услуге водоснабжения на ОДН на управляющую компанию, взыскании компенсации морального вреда,
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать действия ООО «РВК-Воронеж» по начислению и сбору платежей по услуге холодного водоснабжения на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время собственнику <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, Фроловой ФИО12 незаконными.
Обязать ООО «РЭК Центральный» производить начисление и сбор платежей по услуге холодного водоснабжения на общедомовые нужды.
Взыскать с ООО «РВК-Воронеж» в пользу Фроловой ФИО11 компенсацию морального вреда в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Взыскать с ООО «РВК-Воронеж» и ООО «РЭК Центральный» в доход местного бюджета по 300 руб. госпошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.С. Фофонов