Дело № 2 – 434 / 19 УИД: 66RS0060-01-2019-000550-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2019 года п.г.т. Шаля Свердловской области
Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мироновой С.Н.,
при секретаре Журавлевой Е.А.,
с участием истца О.А.В.
представителя ответчика Администрации Шалинского городского округа - С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О.А.В. к Администрации Шалинского городского округа о признании пропуска срока подачи заявления об обеспечении жильем из муниципального жилищного фонда как ветерана боевых действий уважительным, о признании права на получение жилья и включении в льготную очередь на получение жилья по указанной категории лиц,
У С Т А Н О В И Л :
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ О.А.В. проходил военную службу в составе ОГВ(с) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Он является ветераном и пользуется льготами, установленными п. 1 ст. 16 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах».
26.08.2013 О.А.В. обратился в Администрацию Шалинского городского округа с заявлением об обеспечении его жильем из муниципального жилищного фонда как ветерана боевых действий в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
В удовлетворении заявления ему было отказано по причине того, что с данным заявлением он должен был обратиться до 01.01.2005.
О.А.В. обратился в суд с требованием к Администрации Шалинского городского округа о признании пропуска срока подачи заявления об обеспечении его жильем из муниципального жилищного фонда как ветерана боевых действий уважительным, о признании права на получение жилья и включении в льготную очередь на получение жилья по указанной категории лиц, мотивируя тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу в составе войсковой части 6850 на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Он является ветераном и пользуется льготами, установленными п. 1 ст. 16 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах». Удостоверение, предоставляющее права на льготы в соответствии с п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах», им получено 10.04.2006. 26.08.2013 он обратился в Администрацию Шалинского городского округа с заявлением об обеспечении его жильем из муниципального жилищного фонда как ветерана боевых действий в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О ветеранах». В удовлетворении заявления ему было отказано по причине того, что с данным заявлением он должен был обратиться до 01.01.2005. Воспользоваться своим правом на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» до указанной даты он не мог по уважительной причине, а именно по причине не своевременного получения им указанного удостоверения «Ветерана боевых действий». Считает, что период с 01.01.2005 до 26.08.2013 не имеет значения, поскольку в данном случае спор идет о периоде до 01.01.2005, но он не смог встать на учет в этот период по уважительной причине, из-за отсутствия документов, подтверждающих право на льготы. Своего жилья он не имеет.
В судебном заседании истец О.А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в исковом заявлении основаниям. Кроме того показал, что справка на право пользования льготами ему выдана в 2004 году, Удостоверение ему выдано в 2006 году. После получения удостоверения обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении жилья в соответствии с требованиями Федерального закона «О ветеранах», но ему разъяснили, что срок постановке на учет по указанной категории лиц истек в 2004, поэтому поставили его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по категории малоимущих граждан, где он состоит до настоящего времени.
Представитель ответчика – Администрации Шалинского городского округа С. исковые требования О.А.В. не признал, пояснил, что оснований для удовлетворения требований истца отсутствуют, поскольку до 26.08.2013 отсутствовало волеизъявление истца, то есть обращение с соответствующим заявлением о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий, порождающее обязанность органов власти принять решение по вопросу о нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий. Действующее законодательство не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения участников боевых действий жилыми помещениями по договору социального найма, обратившихся с заявлением после 01.01.2005, в данном случае они приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности. Доказательств наличия уважительных причин, по которым истец не мог своевременно обратиться для реализации своих жилищных прав в материалы дела не представлено.
Предоставление жилья ветеранам боевых действий в Свердловской области осуществляется в соответствии с Порядком обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 № 357-ПП. Подп. 8 п. 2 Порядка также предусмотрено, что в соответствии с федеральным законодательством меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам, инвалидам боевых действий, вставшим на учет до 01.01.2005. В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждаемость в жилом помещении определяется в соответствии с волеизъявлением гражданина. Как следует из материалов дела, истец до и после 01 января 2005 года и вплоть до 26.08.2013 ни разу не обращался с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрацию Шалинского городского округа, в том числе на общих основаниях. Полагают, что не подача истцом до 26.08.2013 заявления о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органы местного самоуправления, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе вплоть до 26.08.2013 от реализации жилищного права. Истцом не представлены доказательства того, что он имел объективные причины, мешавшие ему реализовать свое право на обращение в органы местного самоуправления по постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005. Просит в удовлетворении исковых требований О.А.В. отказать.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Установлено, что О.А.В. является ветераном боевых действий, так как проходил военную службу на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-17).
О.А.В. ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № (л.д.14), которое подтверждает его права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
Право постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье ветерана боевых действий О.А.В. реализовано 30.08.2013 путем подачи заявления в Администрацию Шалинского городского округа. В удовлетворении заявления О.А.В. было отказано по той причине, что с данным заявлением он должен был обратиться до 01.01.2005 (л.д.19).
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Из муниципального жилищного фонда, по общему правилу, обеспечиваются малоимущие граждане, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются также иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) иным Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не установлен Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», право на получение жилья обеспечивается за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Указанные истцом обстоятельства с момента возникновения у него права на обеспечение жильем, как ветерана боевых действий, и до настоящего времени не лишали его возможности, путем направления почтой или личного обращения, обратиться в администрацию Шалинского городского округа с письменным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий, имеющего льготы.
В соответствии с п.п. 3 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 ст.3 настоящего Федерального закона, к которым относится истец, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3.2 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» по письменным заявлениям ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В силу ст.28 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01.01.1992 года или Правительством Российской Федерации.
Между тем, как следует из материалов дела, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении О.А.В. обратился в Администрацию Шалинского городского округа только 26.08.2013, что исключало предоставление истцу мер социальной поддержки для лиц, вставших на учет до 01.01.2005 года, предусмотренных п.п. 3 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждаемость в жилом помещении определяется в соответствии с волеизъявлением гражданина.
Указанные доказательства свидетельствуют о том, что до 26.08.2013 истец ни разу не обращался с письменным заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В период до 01.01.2005 и после истец имел возможность свободно передвигаться, а также подавать письменные заявления. Он не предоставил ни одного доказательства уважительности пропуска срока для подачи заявления. Только после подачи заявления 26.08.2013 ему был своевременно – 30.08.2013 направлен ответ из администрации Шалинского городского округа.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
При таких обстоятельствах, с учетом анализа вышеприведенных норм, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований истца, поскольку до 26.08.2013 отсутствовало волеизъявление О.А.В., то есть обращение с соответствующим заявлением о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий, порождающее обязанность органов власти принять решение по вопросу о нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий на основании п.п. 3 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Кроме того, до 26.08.2013 О.А.В. не обращался с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и на общих основаниях в соответствии со ст.ст. 29, 30 Жилищного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983 года). Тогда как в силу ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Весь указанный период - после получения удостоверения «Ветерана боевых действий» 10.04.2006, истец имел возможность обратиться за квалифицированной правовой помощью по вопросу применения жилищного законодательства и имеющихся у него льготах по его реализации, о наличии которых прямо указано в самом удостоверении, однако не воспользовался этим правом, поэтому не подача им заявления о принятии его на учет, а также нуждаемости членов его семьи в жилом помещении в орган местного самоуправления, является его волеизъявлением, свидетельствующим о его отказе в реализации жилищного права вплоть до 26.08.2013.
Правом на реализацию льгот в виде предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета путем предоставления единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения - не воспользовался сам истец, до 26.08.2013 не обращаясь с соответствующим заявлением, а не в результате действий иных лиц, либо объективных, не зависящих от его воли обстоятельств: тяжкое заболевание и т.п.
Доказательств несвоевременной выдачи ему удостоверения «Ветеран боевых действий», по вине иных лиц, препятствовавшей ему обратиться с заявлением о получении жилого помещения на льготных основаниях, то есть уважительности причин пропуска для своевременной постановки на такой учёт (до 01.01.2005) истцом не предоставлено.
Кроме того, суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную им в определении от 04.02.2014 № 236-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Скитовича Сергея Алексеевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», в котором указано, что граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Внося изменения в систему социальной защиты ветеранов боевых действий и предусмотрев для них взамен ранее предоставлявшихся льгот определенный набор мер социальной поддержки, федеральный законодатель исходил из недопустимости произвольного уменьшения гарантированного государством объема социальной защиты, обусловленного наличием у лица статуса ветерана боевых действий. Однако, учитывая, что установление для тех или иных категорий граждан особого (льготного) порядка обеспечения жильем не предопределено положениями Конституции Российской Федерации о социальном государстве и правовом статусе личности, предоставление права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на соответствующий учет до 1 января 2005 года, - при том, что ветеранам боевых действий из числа тех же лиц, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленным на учет после этой даты, предоставлено право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях - осуществлено в пределах полномочий федерального законодателя по определению механизма реализации социальной поддержки ветеранов.
Также, как отмечено выше, у истца до 10.04.2006: даты выдачи удостоверения участника боевых действий, то есть до изменения жилищного законодательства и законодательства «О ветеранах» (01.01.2005) отсутствовало право на льготы для ветеранов боевых действий.
С учётом вышеизложенных обстоятельств, предъявленный иск подлежит оставлению без удовлетворения в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление О.А.В. к Администрации Шалинского городского округа о признании пропуска срока подачи заявления об обеспечении жильем из муниципального жилищного фонда как ветерана боевых действий уважительным, о признании права на получение жилья и включении в льготную очередь на получение жилья по указанной категории лиц оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 10.10.2019.
Председательствующий судья С.Н. Миронова