Дело № 2-99, 2019 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
поселок Пушкинские Горы 26 августа 2019 года
Пушкиногорский районный суд Псковской области в составе:
Председательствующего Е.Е. Миллер
при секретаре И.Н. Турьяновой
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Заместителя природоохранного межрайонного прокурора Псковской области к Администрации Пушкиногорского района Псковской области и Муниципальному предприятию Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг» (далее – МП «ККУ») о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер к нормативной очистке сбрасываемых сточных вод на очистных сооружениях Пушкиногорского района, расположенных в р.п. Пушкинские Горы неисполнении требований федерального законодательства в части организации надлежащего водоотведения и очистки сточных вод, обязать Администрацию Пушкиногорского района осуществить финансирование и организовать работу по подготовке проектно-сметной документации для строительства новых канализационных очистных или реконструкции существующих и связанных с очистными сооружениями объектов системы водоотведения в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу, в срок до 31.12.2022 года осуществить финансирование и организовать работу по строительству новых или реконструкции существующих очистных сооружений и связанных объектов систем водоотведения, в соответствии с проектно-сметной документацией и в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, обеспечив их эксплуатацию в исправном состоянии и осуществление сброса сточных вод с соблюдением установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, обязать МП «ККУ» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, получить в установленном порядке решения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты: ручей Холодник (водовыпуск № 2), ручей Шомка (водовыпуск № 3) для сброса загрязняющих веществ в водные объекты, с 01.01.2023 года прекратить сброс сочных вод в водные объекты – ручей без названия с очистных сооружений п. Пушкинские Горы, с превышением нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель природоохранного межрайонного прокурора Псковской области обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их следующим.
Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой совместно с Управлением Росприроднадзора по Псковской области проведена проверка соблюдения требований водоохранного законодательства МП «ККУ» и Администрацией Пушкиногорского района.
В преамбуле к Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ № 7-ФЗ) закреплено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Одними из основных принципов охраны окружающей среды согласно ст. 3 ФЗ № 7-ФЗ являются: соблюдение права человека на благоприятную среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы, в том числе земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы.
В силу ч. 1 ст. 22 ФЗ № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
При этом, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч. 1 ст. 118 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ « рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» сброс водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.
Частью 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Как установлено, на территории п. Пушкинские Горы имеются очистные сооружения 1973 года постройки, собственником которых является Администрация Пушкиногорского района Псковской области. На основании постановления Администрации Пушкиногорского района № от ДД.ММ.ГГГГ очистные сооружения закреплены на праве хозяйственного ведения за МП «ККУ».
В 2003 году ООО «Монтаж-Проект» проводились работы по реконструкции очистных сооружений, однако данные работы не были завершены в связи с отсутствием необходимого финансирования.
В 2011 году ООО «ВКТИстройдормаш-Проект» проведено комплексное обследование канализационных очистных сооружений в п. Пушкинские Горы, по результатам которого сделан вывод о необходимости проведения ремонта и реконструкции технологического оборудования и инженерных сооружений.
В ходе проверки с выездом на место с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Псковской области, проведенной в мае 2019 года установлено, что очистные сооружения в п. Пушкинские Горы работают в незавершенном комплексе, что негативно отражается на качестве очистки сточных вод. Здание очистных сооружений находится в аварийном состоянии. В настоящее время требуется ремонт и реконструкция самого здания очистных сооружений, а также реконструкция технологического оборудования и инженерных сооружений, либо строительство новых очистных сооружений.
Результаты проводимых анализов сточной воды от очистных сооружений и природной воды в ручье без названия, в который осуществляется сброс сточных вод, свидетельствует о превышении допустимых нормативов отдельных загрязняющих веществ в сточных водах после очистных сооружений, которые сбрасываются в водный объект – ручей без названия, и в конечном итоге попадают в озеро Каменец и через озеро Каменец в р. Великая.
Причиной допускаемых случаев превышения предельных значений загрязняющих веществ в сбрасываемых в водный объект сточных водах, является ненадлежащая очистка сточных вод на очистных сооружениях по причине изношенности оборудования очистных сооружений.
Несмотря на результаты проведенных обследований, указывающих на необходимость принятия мер по реконструкции очистных сооружений либо по строительству новых очистных сооружений с целью обеспечения нормативной очистки вод и недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций, Администрацией Пушкиногорского района не принято мер к организации разработки проектно-сметной документации для проведения строительства или реконструкции комплекса канализационных очистных сооружений и связанных с очистными сооружениями объектов системы водоотведения, для обеспечения нормативной очистки сбрасываемых в водный объект сточных вод, в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Кроме того, МП «ККУ» осуществляет пользование водными объектами – ручей без названия (водовыпуск № 1), ручей Холодник (водовыпуск № 2), ручей Шомка (водовыпуск № 3) с целью сброса сточных вод без наличия разрешительных документов (решения о предоставлении водного объекта в пользование), на основании которых возникает право пользования водным объектом.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускается на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 1 ст. 39 вышеназванного Закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В нарушение указанных требований действующего законодательства деятельность МП «ККУ» осуществляется в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты – ручей без названия (водовыпуск № 1), ручей Холодник (водовыпуск № 2), ручей Шомка (водовыпуск № 3), что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также противоречит принципу платности природопользования в Российской Федерации.
Действиями МП «ККУ» по сбросу недостаточно очищенных сточных вод нарушаются права Российской Федерации, так как в соответствии со ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Кроме того, вышеуказанными действиями данного предприятия нарушаются права неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации, в том числе населения, проживающего на территории Пушкиногорского района на благоприятную среду.
На основании вышеизложенного, заместитель природоохранного межрайонного прокурора просит признать незаконным бездействие Администрации Пушкиногорского района Псковской области и МП «ККУ», выразившееся в непринятии мер к нормативной очистке сбрасываемых сточных вод на очистных сооружениях Пушкиногорского района, расположенных в п. Пушкинские Горы, неисполнении требований федерального законодательства в части организации надлежащего водоотведения и очистки сточных вод.
Обязать Администрацию Пушкиногорского района Псковской области осуществить финансирование и организовать работу по подготовке проектно-сметной документации для строительства новых канализационных очистных сооружений для п. Пушкинские Горы или реконструкции существующих очистных сооружений и связанных с очистными сооружениями объектов системы водоотведения в течение 2-х лет с момента вступления решения суда в законную силу, после чего, в срок до 31.12.2022 года осуществить финансирование и организовать работу по строительству новых или реконструкции существующих очистных сооружений и связанных с очистными сооружениями объектов систем водоотведения в соответствии с проектно-сметной документацией и в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, обеспечив их эксплуатацию в исправном состоянии и осуществление сброса сточных вод с соблюдением установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Обязать МП «ККУ» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу получить в установленном порядке решения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты: ручей без названия (водовыпуск № 1), ручей Холодник (водовыпуск № 2), ручей Шомка (водовыпуск № 3) и прекратить сброс сточных вод в водный объект – ручей без названия с очистных сооружений п. Пушкинские Горы, с превышением нормативов, с 01.01.2023 года.
В ходе рассмотрения дела, судом принято уточнение исковых требований, в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации, в части возложения обязанности на МП «ККУ» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу получить в установленном порядке решения на право пользования водными объектами – ручьем Холодник (водовыпуск № 2) и ручьем Шомка (водовыпуск № 3) для сброса загрязняющих веществ в водные объекты.
В судебном заседании заместитель природоохранного межрайонного прокурора А.П. Здановский, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, в дополнение пояснил, в результате совместной проверки с Управлением Росприроднадзора по Псковской области требований водоохранного законодательства МП «ККУ» и Администрацией Пушкиногорского района, выявлены нарушения экологического законодательства при эксплуатации очистных сооружений, что подтверждается заключениями экспертной организации.
Очистные сооружения в р.п. Пушкинские Горы, которые закреплены на праве хозяйственного ведения за МП «ККУ» работают в незавершенном комплексе, здание находится в аварийном состоянии, требуется ремонт и реконструкция оборудования и инженерных сооружений, либо строительство новых.
В ходе поверки отбирались пробы сточной воды от очистных сооружений и природной воды в ручье без названия, в который осуществляется сброс сточных вод, анализ которых показал наличие превышения допустимых нормативов отдельных загрязняющих веществ, что оказывает негативное влияние на окружающую среду.
МП «ККУ» осуществляет пользование водными объектам ручей Холодник (водовыпуск №2) ручей Шомка (водовыпуск № 3) с целью сброса сточных вод, не имея на то решения о предоставлении водного объекта в пользование, что является нарушением действующего законодательства и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора Здановский А.П., уточненные исковые требования поддержал, в полном объеме.
Администрация Пушкиногорского района Псковской области, в лице и.о. начальника правового отдела управления делами М.А. Узенева, исковые требования природоохранного межрайонного прокурора, в части признания незаконным бездействия Администрации Пушкиногорского района не признала, так как все необходимые меры принимаются в пределах финансовой возможности бюджета района.
В остальной части заявленных требований требования признала, вместе с тем полагает, что сроки, установленные истцом для подготовки проектно-сметной документации для строительства новых или реконструкции имеющихся очистных сооружений, а также последующее строительство или реконструкция, по мнению ответчика, являются невыполнимыми, в связи с чем, просит увеличить сроки исполнения требований прокурора.
Ответчик – МП «ККУ» юрисконсульт О.И. Кроликова, уполномоченная надлежащей доверенностью, исковые требования, в части признания незаконным бездействия предприятия, выразившееся в непринятии мер к нормативной очистке, сбрасываемых сточных вод на очистных сооружениях в р.п. Пушкинские Горы не признала, в обоснование возражений пояснила, что предприятие постоянно находится во взаимодействии по данному вопросу с администрацией Пушкиногорского района.
С момента образования МП «ККУ» с 2015 года, очистные сооружения закреплены за предприятием на праве хозяйственного ведения, переданное муниципальное имущество имеет значительный износ, находится в аварийном состоянии. МП «ККУ» осуществляет очистку сточных вод, но в связи с тем, что технические сооружения находятся в аварийном состоянии, нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ при осуществлении сброса сточных вод в ручей без названия, превышают установленные нормативы.
Позиция представителя МП «ККУ» в остальной части заявленных исковых требований, аналогична позиции Администрации Пушкиногорского района, просит увеличить сроки исполнения, возлагаемых на них обязанностей.
Представитель третьего лица – Управление Росприроднадзора по Псковской области, представили в суд заявление, в котором просят рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие их представителя, требования истца поддерживают в полном объеме.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно статье 11 вышеназванного Федерального закона, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 4 Водного кодекса Российской Федерации, водное законодательство регулирует водные отношения.
Согласно частям 1 и 2 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Часть 2 вышеназванной статьи предусматривает, критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии с ч. 4 названной статьи, для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года № 469, утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О водоснабжении и водоотведении», государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 вышеназванного Закона, собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой, совместно с Управлением Росприроднадзора по Псковской области, в период с 21 мая по 31 мая 2019 года проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, водоохранного законодательства МП «ККУ» и Администрацией Пушкиногорского района Псковской области.
Постановлением Администрации Пушкиногорского района Псковской области № 43 от 04.02.2015 года создано МП «ККУ», утвержден Устав предприятия, постановлением от 04.02.2015 года за № 6, директором МП «ККУ» назначен Романов А.В.
16 февраля 2015 года постановлением Администрации Пушкиногорского района Псковской области за № 83 за МП «ККУ» закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, включая согласно перечню муниципального имущества здание очистных сооружений. (№ 137).
В соответствии с Главой 2 Устава МП Пушкиногорского района «ККУ», предприятие осуществляет следующие виды деятельности: эксплуатация инженерных систем: внешних систем водоснабжения и водоотведения: внутренних систем водоснабжения и водоотведения; осуществляет: удаление и обработку сточных вод.
Согласно ч. 4 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
Согласно протокола количественного химического анализа за № 103 В/ГК/19 от 28 мая 2019 года, место отбора проб: выпуск сточных вод в ручей без названия; протокола количественного химического анализа № 103/1 В/ГК/19 от 28 мая 2019 года, место отбора проб: ручей без названия 100 м ниже места сброса сточных вод и 100 м выше места сброса сточных вод: протокола биотестирования № 103 – БГК/19 от 28 мая 2019 года, место отбора проб: выпуск сточных вод в ручей без названия; результатов биотестирования от 28 мая 2019 года и заключения экспертной организации по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора № 20 – Э -19 от 28 мая 2019 года, изготовленного «ЦЛАТИ по Псковской области», на выпуску № 1 сточных вод в ручей без названия МП «ККУ» выявлены превышения над предельно допустимыми концентрациями:: по БПК – в 77 раз, по аммоний-иону – в 164 раза, по фосфатам по Р – в 26 раз, по АПАВ – в 9,8 раз, по нефтепродуктам – в 194 раза, по взвешенным веществам в 14,5 раз.
По результатам проведенных исследований в природной воде в 100 м выше сброса сточных вод выпуска в ручей без названия фоновый створ и 100 м ниже выпуска в ручей без названия контрольный створ, выявлено превышение над ПДК рыбхоз. 6 загрязняющим веществам из 13 проанализированных, которые составляют: по БПК – в 34,3 раза, по аммоний-иону – в 84 раза, по фосфатам по Р – в 13 раз, по АПАВ – в 8,8 раз, по нефтепродуктам – в 19,8 раз, по взвешенным веществам – в 7,2 раза соответственно.
В ходе судебного заседания установлено и не опровергается сторонами, что здание очистных сооружений в р.п. Пушкинские Горы, находится в аварийном состоянии, последнее комплексное обследование было в 2003 году, проведена реконструкция канализационных очистных сооружений, в связи с недостаточностью финансирования, работы не были доведены до конца.
В 2013 году ООО «Сельхозонсалт» проведено обследование очистных сооружений, по результатам которого сделан однозначный вывод об аварийном состоянии здания очистных сооружений и необходимости его безотлагательного ремонта.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие МП «ККУ» выражается в том, что предприятие, как эксплуатирующая организация, не принимает мер по обеспечению бесперебойного и качественного водоотведения; снижению негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод, бездействие Администрации Пушкиногорского района Псковской области выражается в том, что, являясь собственником здания очистных сооружений не принимает меры по обеспечению безопасности системы водоотведения, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018 № 538-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П) «Об охране окружающей среды» водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
Условия водопользования установлены в главе 5 Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 37 Водного кодекса Российской Федерации, водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.
В силу части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Как установлено в судебном заседании, ответчик МП «ККУ» использует водные объекты ручей Холодник (водовыпуск № 2) и ручей Шомка (водовыпуск № 3) для целей сброса сточных вод, не имея решения на право пользования водными объектами, что предусмотрено требованиями вышеназванных норм действующего законодательства.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора.
Довод ответчиков о невозможности исполнения решения суда в установленный срок, в связи с тем, что новое строительство или реконструкция очистных сооружений предполагает собой проведение ряда обязательных мероприятий, установленных законодательством о градостроительной деятельности, бюджетного процесса, организации закупок для муниципальных нужд, особенности проведения изысканий при проектировании нового объекта строительства, судом не принимаются во внимание, поскольку ответчики еще в 2013 году знали о неисправном состоянии очистных сооружений и необходимости принятия мер по строительству новых или реконструкции очистных сооружений, однако никаких мер по устранению данных нарушений не предприняли.
При этом, суд разъясняет, что ответчики не лишены возможности, в случае отсутствия реальной возможности исполнить возложенные на них решением суда обязанности, обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора к Администрации Пушкиногорского района Псковской области и Муниципальному предприятию Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг» о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер к нормативной очистке сбрасываемых сточных вод на очистных сооружениях Пушкиногорского района, расположенных в р.п. Пушкинские Горы, неисполнении требований федерального законодательства в части организации надлежащего водоотведения и очистки сточных вод и возложении обязанности произвести определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Пушкиногорского района Псковской области и Муниципального предприятия Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг», выразившееся в непринятии мер к нормативной очистке сбрасываемых сточных вод на очистных сооружениях Пушкиногорского района, расположенных в р.п. Пушкинские Горы, неисполнении требований федерального законодательства, в части организации надлежащего водоотведения и очистки сточных вод.
Обязать Администрацию Пушкиногорского района Псковской области осуществить финансирование и организовать работу по подготовке проектно-сметной документации для строительства новых канализационных очистных сооружений для р.п. Пушкинские Горы или реконструкции существующих очистных сооружений и связанных с очистными сооружениями объектов системы водоотведения, в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Пушкиногорского района Псковской области в срок до 31 декабря 2022 года осуществить финансирование и организовать работу по строительству новых или реконструкции существующих очистных сооружений и связанных с очистными сооружениями объектов систем водоотведения в соответствии с проектно-сметной документацией и в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, обеспечив их эксплуатацию в исправном состоянии и осуществление сброса сточных вод, с соблюдением установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Обязать Муниципальное предприятие Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу получить в установленном порядке решения на право пользования водными объектами – ручьем Холодник (водовыпуск № 2) и ручьем Шомка (водовыпуск № 3), для сброса загрязняющих веществ в водные объекты.
Обязать Муниципальное предприятие Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг» с 01 января 2023 года прекратить сброс сточных вод в водный объект – ручей без названия, с очистных сооружений р.п. Пушкинские Горы, с превышением нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме, подачей апелляционной жалобы через Пушкиногорский районный суд.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий _____________________________ Е.Е. Миллер