Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4506/2020 от 18.09.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе

председательствующего судьи Серикова В.А.,

при секретаре Гарькавой А.А.,

с участием:

представителя административного истца Мельникова Д.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Аладина В.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4506/2020 по административному исковому заявлению Морозовой М.С. к Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании решений (действий),

установил:

Морозова М.С. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконными решений Управления Росреестра по Самарской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и об отказе в осуществлении государственной регистрации договоров аренды.

В обоснование иска указано, что истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 13 478 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, с разрешённым использованием: для дальнейшей эксплуатации базы отдыха «Благодать», расположенный по адресу: <адрес>. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. На данном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Морозовой М.С.

Морозова М.С. обратилась в администрацию городского округа Тольятти с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (схемы раздела указанного выше земельного участка с кадастровым номером площадью 13 478 кв.м.) и о предварительном согласовании предоставления Морозовой М.С. в собственность без проведения торгов по договору купли-продажи земельного участка с условным кадастровым номером площадью 13411 кв.м. и на праве аренды без проведения торгов земельного участка с условным кадастровым номером площадью 67 кв.м., образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером площадью 13 478 кв.м.

Рассмотрев данное заявление Морозовой М.С., администрация городского округа Тольятти приняла Постановление -п/1 от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании М.С. Морозовой предоставления земельного участка, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером с местоположением: Российская Федерация, <адрес>». Далее Морозова М.С. обратилась в Управление Росреестра по Самарской области.

Управлением Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении 2-х земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером документы на который были представлены Морозовой М.С. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном Морозовой М.С. уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету, с связи с неустранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Позднее Управлением Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации договоров аренды двух земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером документы на которую были представлены Морозовой М.С. с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ и , изложенное в Уведомлении об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ , 2918, в связи с истечением срока приостановления, а так же ввиду того, что Управлением Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета по заявлению Морозовой М.С. от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении 2-х земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером основания для осуществления государственной регистрации договоров аренды двух земельных участков отсутствуют.

Административный истец считает указанные выше решения Управления Росреестра по Самарской области об отказе в осуществлении кадастрового учета и об отказе в осуществлении государственной регистрации договоров аренды незаконными и необоснованными, нарушающими права и законные интересы административного истца, в связи с чем, была вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав.

На основании изложенного Морозова М.С. просила:

признать незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области, изложенное в Уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ , об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении двух земельных участков с условным кадастровым номером площадью 13411 кв.м. и условным кадастровым номером площадью 67 кв.м., образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером

признать незаконным решение Управления Росреестра по Самарской области, изложенное в Уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ , 2918, об отказе в осуществлении государственной регистрации договоров аренды двух земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером а именно:

-    договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка с условным кадастровым номером площадью 13411 кв.м.;

-    договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка с условным кадастровым номером площадью 67 кв.м.

Просила обязать Управление Росреестра по <адрес> по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Морозовой М.С. путем осуществления государственного кадастрового учета в отношении двух земельных участков с условным кадастровым номером площадью 13411 кв.м. и условным кадастровым номером площадью 67 кв.м., образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером и осуществления государственной регистрации договоров аренды двух земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером а именно:

-    договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка с условным кадастровым номером площадью 13411 кв.м.;

-    договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка с условным кадастровым номером площадью 67 кв.м.

В судебном заседании представитель административного истца Мельников Д.А., действующий на основании доверенности на требованиях настаивал, просил административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Аладин В.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям указанным в письменном отзыве на административное исковое заявление и дополнении к отзыву, приобщенным к материалам дела.

Представители заинтересованных лиц Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Администрации г. Тольятти Самарской области, Нижне-Волжское бассейновое водное управление в судебное заседание не явились, причину не явки не сообщили.

    Проверив материалы дела, суд считает, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Судом установлено, что Морозовой М.С. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 13 478 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, с разрешённым использованием: для дальнейшей эксплуатации базы отдыха «Благодать», расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости содержится запись государственной регистрации от 21.02.2014г.

Основанием государственной регистрации является договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ; Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка; Договор о переуступке прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка; Соглашение о переуступке прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

На данном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Морозовой М.С.:

1.    детский игровой павильон базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, 1 этажный, общая площадь 50, 6 кв.м., лит. (А8, А13), адрес: <адрес> кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

2.    столовая базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 428 кв.м., литера А, адрес: <адрес>, кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

3.    дом отдыха базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, 1 этажный, площадь 120, 3 кв.м., лит. А6, адрес: <адрес> кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

4.    дом отдыха базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, 1 этажный, площадь 119,8 кв.м., лит. А7, адрес: <адрес> кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

5.    коттедж базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, 2 этажный, площадь 61,2 кв.м., лит. А10, адрес: <адрес> кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

6.    туалет с выгребной ямой базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 19,4 кв.м., литера А4, адрес: <адрес> кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

7.    коттедж базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 63,2 кв.м., литера All, адрес: <адрес> кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

8.    коттедж базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 58,4 кв.м., литер А9, адрес: <адрес> кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

9.    коттедж базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 88,3 кв.м., лит. А5, адрес: <адрес> кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

10.    баня базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 319,1 кв.м., лит. A3, адрес: <адрес> кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

11.    дом отдыха базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 180,4 кв.м., лит А2, адрес: <адрес>, <адрес> кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

12.    контрольно-пропускной пункт базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 15,9 кв.м., литера А1, адрес: <адрес> кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

13.    наружные сети электрического освещения базы отдыха «Благодать», назначение: сооружение, адрес: <адрес> кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

14.    емкость накопительных стоков базы отдыха «Благодать», назначение: сооружение, литера С6, адрес: <адрес> кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

15.    наружные сети канализации базы отдыха «Благодать», назначение: сооружение, адрес: <адрес> кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

16.    наружные сети водопровода базы отдыха «Благодать», назначение: сооружение, адрес: <адрес> кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ);

17.    спасательная станция базы отдыха «Благодать», назначение: нежилое здание, площадь 15, 3 кв.м., Литера А12, адрес: <адрес> кадастровый (запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).

Морозова М.С. обратилась в администрацию городского округа Тольятти с заявлением Исх. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (схемы раздела указанного выше земельного участка с кадастровым номером площадью 13 478 кв.м.) и о предварительном согласовании предоставления Морозовой М.С. в собственность без проведения торгов по договору купли-продажи земельного участка с условным кадастровым номером площадью 13411 кв.м. и на праве аренды без проведения торгов земельного участка с условным кадастровым номером площадью 67 кв.м., образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером площадью 13 478 кв.м..

Рассмотрев данное заявление Морозовой М.С., администрация городского округа Тольятти приняла Постановление -п/1 от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании М.С. Морозовой предоставления земельного участка, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером с местоположением: Российская Федерация, <адрес>».

Указанным постановлением утверждена схема расположения следующих земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером площадью 13 478 кв.м.:

-    земельного участка с условным кадастровым номером площадью 13411 кв.м.;

-    земельного участка с условным кадастровым номером площадью 67 кв.м.,

Пунктом 3 Постановления администрации -п/1 от ДД.ММ.ГГГГ предварительно согласовано предоставление Морозовой М.С. земельного участка с условным кадастровым номером площадью 13411 кв.м.

В соответствии с Постановлением администрация городского округа Тольятти -п/1 от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией городского округа Тольятти (Арендодатель) и Морозовой М.С. (Арендатор) подписаны два договора аренды земельных участков:

-    договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является передача в аренду Морозовой М.С. земельного участка с условным кадастровым номером площадью 13411 кв.м., местоположение: ФИО1, <адрес>, земельный участок ;

-    договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является передача в аренду Морозовой М.С. земельного участка с условным кадастровым номером площадью 1367 кв.м. местоположение: ФИО1, <адрес>, земельный участок .

Далее Морозова М.С. обратилась в Управление Росреестра по Самарской области со следующими заявлениями:

-    заявлением от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении 2-х земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации базы отдыха «Благодать», площадь 13478 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;

-    заявлением от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении государственной регистрации Договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является передача Администрацией городского округа Тольятти в аренду Морозовой М.С. земельного участка с условным кадастровым номером площадью 13411 кв.м., местоположение: ФИО1, <адрес>, земельный участок ;

-    заявлением от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении государственной регистрации Договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является передача Администрацией городского округа Тольятти в аренду Морозовой М.С. земельного участка с условным кадастровым номером площадью 67 кв.м., местоположение: ФИО1, <адрес>, земельный участок .

Управлением Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в отношении 2-х земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером документы на который были представлены Морозовой М.С. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, изложенное в Уведомлении о приостановлении осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ .

Управлением Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о приостановлении государственной регистрации договоров аренды двух земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером документы на которую были представлены Морозовой М.С. с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ и , изложенное в Уведомлении о приостановлении государственной регистрации договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ

Управлением Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении 2-х земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером документы на который были представлены Морозовой М.С. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, изложенное в Уведомлении об отказе в осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном Морозовой М.С. уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету, с связи с неустранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Как указано в Уведомлении Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , «при проведении правовой экспертизы были установлены следующие причины, препятствующие осуществлению кадастрового учета.

Согласно сведениям о границах лесничеств, ранее направленных указанным органом в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области» земельный участок с кадастровым номером частично расположен на лесных землях, отнесенных к категории земель населенных пунктов.

Согласно представленному заявителем письму Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и полученному Управлением ответу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером к землям лесного фонда и землям- населенных пунктов городского округа Тольятти Самарской области, занятых городскими лесами не относится.

Однако документы, подтверждающие исключение в установленном законом порядке земельного участка с кадастровым номером из состава лесных земель, в Управление не поступали.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков.

Приказом Минприроды России от 03.02.2017 г. № 54 «Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки» установлено, что подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, безвозмездное пользование.

Проектная документация в Управлении отсутствует.

В связи с изложенным, основания для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют.

Позднее Управлением Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» было принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации договоров аренды двух земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером , документы на которую были представлены Морозовой М.С. с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ и , изложенное в Уведомлении об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном Морозовой М.С. уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления действий по государственной регистрации договоров аренды, с связи с неустранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации.

В Уведомлении Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ указано, что при проведении правовой экспертизы были установлены следующие причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации договоров аренды двух земельных участков, образуемых из земельного участка В связи с тем, что Управлением Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета по заявлению Морозовой М.С. от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении 2-х земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером основания для осуществления государственной регистрации договоров аренды двух земельных участков отсутствуют.

Указанные решения Управления Росреестра по Самарской области оспариваются административным истцом, полагающим их незаконными, нарушающими его права и законные интересы.

Суд, исследовав представленные сторонами доказательства и выслушав пояснения представителей сторон, считает указанные выше решения Управления Росреестра по Самарской области об отказе в осуществлении кадастрового учета и об отказе в осуществлении государственной регистрации договоров аренды законными и обоснованными.

В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно п.4 ч.11 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании:

проектной документации лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 70.1 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.

В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством.

Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств.

При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом.

Приказом Минприроды России от 03.02.2017 г. № 54 «Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки» установлено, что подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, безвозмездное пользование.

Однако проектная документация лесного участка в связи с формированием двух земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:160 администрацией г.о. Тольятти не готовилась, в составе межевого плана отсутствует и в Управление Росреестра по Самарской области не предоставлялась.

Административный истец ссылается на отсутствие необходимости предоставления проектной документации лесного участка, поскольку согласно информации, предоставленной Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:160 не относится к лесным участкам.

Также административный истец ссылается на письмо департамента городского хозяйства администрации г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что приказом Рослесхоза от 18.12.2017 года № 734 «Об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов городского округа <адрес>, занятых городскими лесами, и установлении их границ, признании утратившими силу отдельного положения приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ » определено расположение на землях населенных пунктов городского округа Тольятти, занятых городскими лесами, Тольяттинского лесничества. Согласно выполненного в 2013 году лесоустройства, а также введенных постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ в действие материалов таксации лесов, расположенных в границах г.о. Тольятти, земельный участок с кадастровым номером не является лесным участком, не относится к городским лесам на землях иных категорий, а также не входит в состав Тольяттинского лесничества.

Между тем, административным истцом не учтено, что согласно ст.ст. 67,68,68.1 Лесного кодекса РФ, границы лесничеств устанавливаются, изменяются при проведении такого вида лесоустройства как проектирование лесничеств.

При этом, в силу п. 26 ч.1 ст. 81 Лесного кодекса РФ, проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Следовательно, администрация г.о. Тольятти не наделена полномочиями по ведению лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Самарской области и, соответственно, у нее отсутствуют полномочия по определению границ лесничеств и отнесению тех или иных земельных участков к лесным.

Под таксацией лесов в силу ст. 69.1 Лесного кодекса РФ поднимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Таким образом, материалы таксации лесов, введенные в действие постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ основаниями для определения и изменения границ лесничеств либо лесных участков не являются, поскольку, в силу вышеприведенных норм границы лесных участков, лесничеств и лесопарков могут устанавливаться и изменяться исключительно в результате проведения такого вида лесоустройства как проектирование лесов, проведение которого относится к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти и возможность их делегирования органам местного самоуправления не предусмотрена.

Указанные обстоятельства были установлен определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу

В названном определении указано, что согласно буквальному содержанию приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ», данным приказом были установлены границы лесничеств на территории Самарской области, в том числе Тольяттинского лесничества, по имеющимся материалам лесоустройства. В отсутствие доказательств проведения лесоустройства в виде проектирования в отношении Тольяттинского лесничества в промежуток между лесоустройством 1995 года и вступлением в силу названного приказа необходимо признать, что данным приказом границы Тольяттинского лесничества были установлены именно по материалам лесоустройства 1995 года.

В силу приведенных норм, тот факт, что пункт 18 Приложения к приказу Рослесхоза от 3012.2008 года признан утратившим силу и в приложении к приказу Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов городского округа Тольятти Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ, признании утратившим силу отдельного приложения приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ », установлены границы Тольяттинского лесничества, не может служить доказательством проведения лесоустройства в форме проектирования в отношении Тольяттинского лесничества. Приложение к приказу Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ фактических границ Тольяттинского лесничества и лесных участков, включенных в его границы, не содержит.

Кроме того, в силу п. 18 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении или изменении границ лесничеств.

Согласно п. 21 постановления Правительства РФ от 31.12.2015 года № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3-13,15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае принятия решений об установлении (изменении) границ лесничеств Федеральное агентство лесного хозяйства направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении (изменении) границ лесничеств, в том числе графическое описание местоположения границ лесничеств, включающее перечень координат характерных точек границ лесничеств в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Однако, сведения о поступлении данных документов в Управление Росреестра по Самарской области отсутствуют.

Соответственно, в настоящее время ни Рослесхозе, ни в администрации г.о. Тольятти, ни в Управлении Росреестра по Самарской области не имеется карты-схемы Тольяттинского лесничества и иных документов, содержащих текстовое и графическое описание местоположения его границ и перечень координат характерных точек его границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Кроме того, в приложении к приказу Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ указаны сведения о границах Тольяттинского лесничества и местоположении лесных участков, включаемых в границы лесничеств, в соответствии с документами лесоустройства, из которых следует, что Тольяттинское лесничество расположено в лесных квартала №.

Между тем, лесные участки в кварталах 1-60 Тольяттинского лесничества являются городскими лесами, относящимися к землям населенных пунктов, что подтверждается вступившим в законную силу судебными актами по делу №

Согласно сведениям Публичной кадастровой карты г.о. Тольятти и материалам лесоустройства 1995 года (Планшет 4, Ставропольский лесхоз, Тольяттинское лесничество, копия которого имеется в Управлении Росреестра по Самарской области) спорный земельный участок расположен в квартале 58 Тольяттинского лесничества.

Доказательств, свидетельствующих об утрате испрашиваемым земельным участком статуса лесного, не имеется.

Доводы административного истца и применении в данном случае положений ст. 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» основаны на неправильном толковании норм права.

В соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования лесов является осуществление рекреационной деятельности.

В силу ст. 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации базы отдыха «Благодать», и расположен в границах территориальной зоны Р-3 (зона отдыха), в которой осуществляется рекреационная деятельность.

Таким образом, использование (назначение) спорного земельного участка связано с использованием лесов и, соответственно, при его разделе и образовании двух новых земельных участков положения ст. 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в части отсутствия необходимости подготовки проектной документации лесного участка, не могут быть применены.

Также, указанной статьей предусмотрено определение площади образуемого лесного участка в соответствии с правилами п. 7 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ. Однако, представленный в Управление Росреестра по Самарской области для осуществления кадастрового учета межевой план не содержал определения площади образуемых земельных участков в соответствии с указанной нормой Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ.

Ссылка административного истца на положения п. 2 ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому, если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок, не может быть принята во внимание. В настоящем деле речь идет не о пересечении границ образуемого земельного участка, который по смыслу указанной норма не является лесным, с границами лесного участка или лесничества, а о том, что сам образуемый земельный участок с учетом сведений ЕГРН и результатов лесоустройства 1995 года, является лесным участком, что в свою очередь, в силу ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, свидетельствует о необходимости образования спорных земельных участков на основании проекта документации лесных участков.

На основании изложенного суд полагает обоснованными и законными решения Управления Росреестра по Самарской области, изложенные в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении двух земельных участков с условным номером и условным номером образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером и решения Управления Росреестра по Самарской области, изложенного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе государственной регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и и обязании Управления Росреестра по Самарской области осуществить государственный кадастровый учет в отношении указанных земельных участков и государственную регистрацию договоров аренды. Ввиду чего требования административного истца не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь, ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Морозовой Марии Степановны отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 15 октября 2020 года.

Председательствующий:

2а-4506/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Морозова М.С.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии по Самарской области
Другие
Нижне-Волжское Бассейновое водное Управление (отдел водных ресурсов по Самарской области)
Администрация г.о. Тольятти
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Мельников Дмитрий Александрович (представитель Морозовой)
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Сериков В. А.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
18.09.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
18.09.2020Передача материалов судье
21.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2020Подготовка дела (собеседование)
21.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2020Судебное заседание
15.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее