Дело № 2-1565/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Усолье Пермского края 25 мая 2016 года
Березниковский городской суд Пермского края
под председательством судьи Бабиновой Н.А.,
при секретаре Пономаревой А.С.,
с участием истца Виноградовой Е.Д.,
представителя ответчика Ундровской Л.А., действующей на основании доверенности № от <дата>,
представителя третьего лица Поповой О.В., действующей на основании доверенности № от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усолье Пермского края дело по исковому заявлению Виноградовой ЕД к администрации Усольского городского поселения о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Виноградова Е.Д. обратилась в суд с иском к Администрации Усольского городского поселения о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, указывая на то, что она являлась нанимателем сгоревшего жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> В указанном жилом помещении зарегистрировано 2 человека – истец и ее сын – Виноградов А.М. Администрация Усольского городского поселения отказывает истцу в предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием свободных жилых помещений, отсутствием обращений истца с заявлением о признании квартиры по адресу: <адрес> непригодной для проживания. Просит обязать Администрацию Усольского городского поселения предоставить благоустроенное жилое помещение или земельный участок.
В судебном заседании истец Виноградова Е.Д. на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации Усольского муниципального района исковые требования не признала указав, что в Усольском городском поселении нет свободных жилых помещений. Семья истца состояла на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в последующем произошел пожар, в связи с чем семья истца поставлена на внеочередное предоставление жилого помещения. Кроме того, истец с заявлением о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания в администрацию Усольского городского поселения не обращалась.
Представитель третьего лица Попова О.В., в судебном заседании возражений по доводам искового заявления не выразила.
Третье лицо Виноградов А.М. в судебное заседание не явился, ранее доводы искового заявления поддержал.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему.
Статьей 49 ЖК РФ обязанность по предоставлению гражданам жилых помещений возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).
Предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Виноградова Е.Д., Виноградов А.М. зарегистрированы в <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес> края (л.д. 6, 7, 10-13).
С ..... года семья Виноградовой Е.Д. в составе семьи из двух человек состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д. 5, л.д. 27-33).
По сообщению 9 отдела надзорной деятельности по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району, <дата>. в ..... час. ..... мин. произошел пожар в <адрес> по адресу: <адрес> (л.д. 9).
С <дата> Виноградова Е.Д. и ее сын Виноградов А.М. включены в список внеочередного предоставления жилого помещения (л.д. 37, 34-35).
Квартира, расположенная по адресу: <адрес> в реестре муниципального имущества Усольского городского поселения не значится (л.д. 38), указанное жилое помещение также не числится в реестре муниципальной собственности МО «Усольский муниципальный район Пермского края» (л.д. 39). В архиве документов технической инвентаризации на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г. Усолья и Усольского района, Управления Росреестра по Пермскому краю сведения о зарегистрированных правах на квартиру № в доме <адрес>, отсутствуют (л.д. 26).
По сведениям Администрации Усольского городского поселения, произвести обследование жилого дома по адресу: <адрес> межведомственной комиссией на предмет пригодности (непригодности) для постоянного проживания и выдать заключение не представляется возможным, поскольку жилое строение отсутствует (л.д. 36).
Установлено также, что на момент рассмотрения настоящего дела в суде истцу и ее сыну жилое помещение взамен утраченного вследствие пожара администрацией Усольского городского поселения не предоставлено.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Аналогичное положение содержится в п. 5 ч. 1 ст. 4 Устава Усольского городского поселения, утвержденного решением Думы Усольского городского поселения от 13.11.2013г. №25.
Истец и ее сын проживают на территории Усольского городского поселения, на территории которого действует Администрация Усольского городского поселения.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Устава Усольского муниципального района, Усольское городское поселение входит в состав Усольского муниципального района.
При этом необходимо учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в своих Определениях (от 05.03.2009 г. N 376-О-П, от 03.11.2009 г. N 1368-О-О, от 19.10.2010 г. N 1328-О-О, от 26.05.2011 г. N 643-О-О, от 21.12.2011 г. N 1655-О-О), где указано, что для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации 376-О-П, согласно которой, реализуя конституционную обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
До настоящего времени истец и ее сын жилым помещением не обеспечены, иного жилья на праве собственности либо социального найма не имеют.
Доводы представителя администрации Усольского городского поселения о том, что ответчик не может предоставить семье истца жилое помещение, т.к. сгоревший дом по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке не признан аварийным, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с п. 38 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 25.03.2015, с изм. от 03.02.2016) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.
Поскольку, как установлено судом, указанный дом разрушен в результате пожара и восстановлению не подлежит, соответственно жилое помещение в данном доме по адресу: <адрес>, занимаемое ранее истцом Виноградовой Е.Д. и ее сыном, Виноградовым А.М. до пожара, непригодно для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, что в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ является основанием для предоставления истцу благоустроенного жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Однако реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Во всяком случае предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в жилой площади по сравнению с ранее имевшейся.
Согласно поэтажному плану ГУП «ЦТИ Пермского края» (л.д. 34 гражданского дела №) площадь комнаты № квартиры № по адресу: <адрес> составляет ..... кв.м., а площадь комнаты № квартиры № по адресу: <адрес> составляет ..... кв.м.
При таких обстоятельствах, в связи с тем, что сгоревший дом по адресу <адрес> полностью разрушен в результате пожара, истец и ее сын состоят на учете во внеочередном предоставлении жилого помещения в Администрации Усольского городского поселения, суд пришел к выводу о том, что требования истца Виноградовой Е.Д. о возложении обязанности администрации Усольского городского поселения предоставить ей благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее ..... кв.м., отвечающее установленным санитарно-техническим требованиям в черте города Усолье Пермского края, являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с жилищным законодательством РФ право гражданина на внеочередное получение жилья в установленных законом случаях не зависит от иных граждан, также имеющих аналогичное право, а также финансовых возможностей органов местного самоуправления.
Оснований для предоставления земельного участка взамен сгоревшего жилого помещения истцу действующим законодательством не предусмотрено.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Усольского городского поселения предоставить Виноградовой ЕД с учетом члена ее семьи Виноградова АМ благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее ..... кв.м., отвечающее установленным санитарно-техническим требованиям в черте города Усолье Пермского края.
В удовлетворении требований Виноградовой ЕД к Администрации Усольского городского поселения о предоставлении земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца с момента составления мотивированного решения (30.05.2016г.)
Судья Березниковского
городского суда Н.А.Бабинова