Дело № 2-492/2021
УИД: 26RS0029-01-2021-000369-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2021 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Приходько О.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по иску отделения лицензионно-разрешительной работы по <адрес> Росгвардии по <адрес> (далее - ОЛРР Управления Росгвардии по <адрес>) к ФИО1, ФИО2 о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, принадлежащих ФИО3,
установил:
в обоснование заявленных требований истцом в иске указано, что в настоящее время на хранении в комнате хранения Отдела МВД России по <адрес> на ответственном хранении с ДД.ММ.ГГГГ находиться гражданское дело «ИЖ» (16.2) №№, разрешение серии РОХа № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Оружие изъято в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ владельца ФИО3 Хранение оружия требует определенных затрат, в частности, по поддержанию специального температурного режима и влажности в помещении, регулярного технического ухода (чистка, смазка). Установить круг наследников не представляется возможным, так как нотариусы не предоставляют информацию со ссылкой на ст.5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. В адрес ответчика ФИО1 направлялось уведомление с целью доведения информации о необходимости принятия решения по вышеуказанному гражданскому оружию (исх.№). Однако до настоящего времени наследники с целью переоформления либо получения разрешения или лицензии на указанное оружие в ЛРР по <адрес> не обращались. Таким образом, право собственности ФИО3 должно быть прекращено. Данное оружие подлежит принудительной продаже с передачей наследнику вырученной суммы за вычетом всех расходов отдела МВД России по <адрес>, связанных с хранением и реализацией оружия. Просили прекратить право собственности и разрешить ОЛРР по <адрес> Росгвардии по <адрес> принудительное отчуждение гражданского орудия «ИЖ» (16.2) №, принадлежавшее ФИО3, посредством продажи через организации, имеющие право ведения торговли оружием и передачей наследникам причитающейся суммы.
В судебное заседание представитель истца OЛPP по <адрес> Росгвардии по <адрес> не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ФИО9 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещённой о его времени и месте, что подтверждается заказной судебной корреспонденцией, вернувшейся с отметкой Почты России «Истёк срок хранения».
Ответчик ФИО6 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно о его времени и месте путем направления заказной судебной корреспонденции. Заявлений и ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении слушания не поступало.
При таких обстоятельствах и учитывая, что судом принимались меры для надлежащего уведомления ответчиков о времени и месте слушания дела, что подтверждается письменными доказательствами, поэтому отсутствие надлежащего контроля за поступающей корреспонденцией по месту нахождения, проживания, регистрации ответчика является риском самого этого лица и все неблагоприятные последствия такого бездействия несёт само физическое лицо.
В соответствии с п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
С учётом требований данной нормы, а также положений подпункта «с» п.3 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются сроки рассмотрения дел. В силу ч.ч. 3 и 4 вышеуказанной правовой нормы суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Поскольку не допускаются действия граждан, а также юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением злоупотребления правом согласно ст.10 ГК РФ, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ст.35 ГПК РФ), в силу ч.1 ст.167 ГПК РФ участвующие в деле лица обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин, согласно ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда, но таких действий со стороны ответчика не последовало, поэтому суд в соответствии с частями 3, 4 ст.167 ГПК РФ был вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или причины их неявки являются неуважительными, а также в отсутствие ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, принимая во внимание, что ответчик, будучи извещённым о слушании дела, не воспользовался своими процессуальными правами, не явился в судебное заседание, несмотря на принятые меры к его надлежащему уведомлению о слушании дела, не представил своих возражений по иску и доказательств в их обоснование.
Суд считает, что предусмотренная ч.1 ст.133 ГПК РФ обязанность оповещения лица, участвующего в деле, исполнена.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть спор в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы гражданского дела, наследственное дело № суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.2 ст.129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определённым участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» регулируются правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, который в свою очередь предусматривает порядок выдачи разрешений, порядок хранения оружия и патронов к нему гражданами.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 и 5 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» хранение оружия и патронов к нему, принадлежащих спортивным организациям и гражданам и используемых ими для занятий спортом и охоты, осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на право хранения оружия и (или) хранения и использования оружия на стрелковом объекте. Порядок приема на хранение таких оружия и патронов к нему и порядок их выдачи для использования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Согласно ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины. Право на приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.
Гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия выдается разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии».
Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой настоящей статьи.
На основании требований ст.ст.9, 12 и 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» продление срока действия разрешения на право хранения и ношения гражданского оружия осуществляется на основании заявления, подаваемого гражданином.
Согласно ст. 22 названного Закона, хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и регистрация которого в органах внутренних дел не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия.
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, ФИО2 принадлежало гражданское оружие «ИЖ» (16.2) №№.
Ему выдано разрешение на право его хранения и ношения серии РОХа № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Оружие изъято в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ владельца ФИО3
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
На основании пп.2 п.2 ст.235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ).
В соответствии с п.1 ст.238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
Согласно п.2 ст.238 ГК РФ, в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Как следует из п.3 ст.238 ГК РФ, если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случае нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему. При этом, Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Распоряжение оружием и патронами к нему, изъятыми в связи с нарушением правил в сфере оборота оружия, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с решением суда по уголовному делу, гражданскому делу или делу об административном правонарушении либо иного уполномоченного осуществлять производство по делу об административном правонарушении органа.
Статьи 235, 238 ГК РФ предусматривают прекращение права собственности на имущество, которое в силу закона не может принадлежать собственнику, принудительное его изъятие и в случае несвоевременного отчуждения имущества его принудительную продажу с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом затрат на отчуждение имущества.
Из материалов дела усматривается, что ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти № (свидетельство о смерти серии III-ДН № от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании части 2 статьи 20 и части 5 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии), в случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими, но не более одного года. По истечении одного года органом внутренних дел принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению оружия.
Согласно рапорту инспектора ОЛРР по <адрес> УФСВНГ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> изъято гражданское оружие «ИЖ» (16.2) №№ на временное хранение у ФИО1, в связи со смертью владельца вышеуказанного оружия ФИО3, о чем также составлен протокол изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону №№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом ФИО8, наследниками имущества ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ являются в ? (одной второй) доле каждый: супруга – ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Наследство, на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из: огнестрельного оружия «ИЖ», калибр 16.2, №№, принадлежащего наследодателю на основании разрешения РОХа № на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему, выданного полицией ОМВД России по <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> (Отделение лицензионно-разрешительной работы по <адрес>) в адрес ФИО1 направлено сообщение о том, что по учетам ОЛРР (по <адрес>) Управления Росгвардии по <адрес> значится гражданское оружие, которое было изъято у неё и находится на хранении в КХО отдела МВД России по <адрес>, с предложением принять решения о продаже данного оружия в установленном порядке, либо сдаче его на уничтожение, для чего ФИО1 необходимо было явиться по адресу: <адрес>, ОЛРР по <адрес> Росгвардии по <адрес>. Однако ответчик не исполнил указанное требование.
До настоящего времени ФИО1 либо ФИО10 А.Н. каких-либо мер по переоформлению оружия не принято.
Данное оружие не имеет культурной ценности и на него не распространяются ограничения в виде уничтожения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ "Об оружии".
Дальнейшее хранение оружия в Отделе МВД России по <адрес> нецелесообразно и не соответствует задачам по контролю за оборотом оружия.
Согласно ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии», контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации. Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ " Об оружии " направлен, в том числе, на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности.
Исходя из системного толкования положений п. 2 ст.129 ГК РФ, ст. ст.6, 13, 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ "Об оружии" огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, то есть может находиться во владении, пользовании и распоряжении лица только на основании специального разрешения, выдаваемого органами внутренних дел.
Согласно абз.5 п.1 ч.1 ст.27 Федерального закона от 13.12.1996г. № 150-ФЗ « Об оружии » изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случаях: смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие.
Согласно п.5 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ " Об оружии " оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью собственника, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия, но не более одного года. По истечении одного года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему.
Согласно ч.1 и ч. 2 ст. 1180 ГК РФ принадлежавшее наследодателю оружие, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со ст. 238 ГК РФ, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
Установленные судом наследники по закону первой очереди ФИО9 и ФИО6 после смерти ФИО3, более года и до настоящего времени необходимых действий, направленных на получение разрешения на хранение и ношение оружия не произвели, в связи с чем с учетом положений Федерального закона "Об оружии", регламентирующих оборот гражданского и служебного оружия, не может являться собственником указанного оружия.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований ОЛРР по <адрес> Росгвардии по <адрес>, которые подтверждены надлежащими доказательствам и не опровергнуты ответчиками в условиях состязательности гражданского процесса.
Поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с данным иском на основании пп.4 п.2 ст.333.36 НК РФ, а иск подлежит удовлетворению, то в соответствии с ч.1 ст.98, ч.1 ст.103 ГПК РФ и пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчиков подлежит взысканию в бюджет муниципального образования города-курорта <адрес> государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░» (16.2) №№
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░» (16.2) №№, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░1, ░░░2.
░░░░░░░░ ░ ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░