дело № 2-3438/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 августа 2013 года г. Пушкино МО
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.,
при секретаре Лазаренко Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лепёшкина А.Н. о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка,
установил:
Лепёшкин А.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка.
В обоснование заявления Лепёшкин А.Н. указал, что он является собственником земельного участка площадью 814,6 кв.м., с кадастровым номером 50:13:0080307:391, расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет без уточнения его границ. В феврале 2013 года по заявлению Лепёшкина А.Н. проведено межевание, принадлежащего ему участка. После проведения обмера, в связи с уточнением границ, площадь земельного участка составила 889 кв.м., вместо учтенных ранее в государственном кадастре недвижимости 814,6 кв.м., увеличение площади составило 74,4 кв.м.. После того, как ООО «Правовое бюро СПБ» был сформирован межевой план, который был передан в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области для внесения соответствующих изменений и получения кадастрового паспорта указанного земельного участка. 01 июня 2013 года ему выдано решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости № МО-13/РКФ/1-228311 от 24 мая 2013 года. В отказе указано, что в межевом плане в разделе «заключение кадастрового инженера» отсутствует обоснование выявленного расхождения сведений о фактической площади земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080307:391. В межевом плане отсутствуют сведения, утверждающие фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080307:391 (например с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости или фотопланов). С указанным решением заявитель не согласен, считает его незаконным. Просит суд признать незаконным решение ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра» по Московской области об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка площадью 889 кв.м. с кадастровым номером 50:13:00803076:391, расположенного по адресу: <адрес>, обязать ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра» по Московской области произвести государственный учет изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 50:13:00803076:391, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 3-5).
В судебном заседании представитель заявителя на основании доверенности Илюхина С.Н. (л.д. 27) заявление и обстоятельства, изложенные в нем, поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом (л.д. 28), возражений относительно заявленных требований не представил.
Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, полагает заявление подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета регулируются положениями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.07г.
Согласно ч. 13 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ (далее Закон № 221-ФЗ) решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
В силу ст. 16 указанного закона постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено настоящим ФЗ, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
Согласно ст. 20 Закона № 221-ФЗ с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться правообладатели таких объектов недвижимости. Описание местоположения границ земельного участка относится к сведениям об уникальных характеристиках объекта недвижимости (ст. 7 ФЗ).
Судом установлено, что Лепёшкин А.Н. является собственником земельного участка площадью 814,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.12.2011 года (л.д. 7).
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 50:13:0080307:391, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 8)
По инициативе Лепёшкина А.Н. ООО «Правое бюро СПБ» выполнены кадастровые работы с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка. Согласно межевому плану фактическая площадь земельного участка в существующих границах составила 889 кв.м., данные границы согласованы смежными землепользователями, в связи, с чем суд приходит к выводу об отсутствии спора по границам земельного участка Лепёшкина А.Н. (л.д. 11-25).
07 мая 2013 года Лепёшкин А.Н. обратился в отдел кадастрового учета № 2 Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области с заявлением об учете изменений объекта недвижимости, предоставив предусмотренные ст. 22 Закона № 221-ФЗ необходимые документы: заявление, межевой план, доверенность.
24 мая 2013 года отделом кадастрового учета № 2 Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области принято решение № МО-13/РКФ-228311 об отказе в учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080307:391 в части сведений о местоположении границы и площади, на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона № 221-ФЗ. Из данного решения следует, что уточненная площадь составляет 889 кв.м., площадь земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости равна 814,60 кв.м.. Также в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080307:391 (л.д. 9-10).
Статья 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, одним из которых в соответствии с п. 2 ч. 2 является: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Как следует из копии межевого дела, в нем имеются сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080307:391 и заключение кадастрового инженера об этом (л.д. 11-25).
По сути, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области не согласен с уточняемой заявителем площадью 889 кв.м., которая на 74,4 кв.м. превышает указанную в правоустанавливающих документах.
Согласно ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Абзац 2 пункта 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ определяет, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Статья 33 Земельного Кодекса РФ указывает, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствие со ст.1 Закона Московской области от 17.06.2003 N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства – 0,04 га.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что минимальные и максимальные размеры земельных участков для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования определяются законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В частности для индивидуального жилищного строительства устанавливается вышеизложенным Законом Московской области.
Аналогичная позиция изложена в письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 2 ноября 2006 г. N ВК/1699 «Об уточнении площади и границ земельного участка и выдаче кадастрового плана земельного участка для целей межевания», разъяснено, что в случае если уточненная площадь земельного участка в документах о межевании (описании земельного участка), представленных для проведения государственного кадастрового учета или учета текущих изменений характеристик земельного участка, отличается от площади земельного участка, указанной в правоустанавливающем документе на такой земельный участок, на величину, не превышающую минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти или органов местного самоуправления (статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации), то государственный кадастровый учет проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.
Уточняемая площадь земельного участка Лепёшкина А.Н. согласно выполненных замеров ООО «Правовое бюро СПБ» составила 889 кв.м., что на 74,4 кв.м. больше зарегистрированной. Законодатель установил минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства – 0,04 га. В данном случае уточняемая площадь находится в допустимых пределах, установленных земельным законодательством.
Обоснование отдела кадастрового учета № 2 Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости основано на неверном толковании и применении норм материального права и не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В силу п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Однако п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
До настоящего времени на территории Пушкинского района не введены в действие градостроительные регламенты, в связи с чем, предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков должны определяться в соответствии с Земельным кодексом РФ, т.е. ст. 33 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, решение об отказе отдела кадастрового учета № 2 Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области суд находит незаконным. Принятое решение от 24.05.2013 года не соответствует закону и нарушает права заявителя на внесение уточненных сведений в государственный кадастр недвижимости.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд обязывает орган кадастрового учета осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 889 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Лепёшкина А.Н. о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным принятое Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области отдел кадастрового учета № 2 решение № МО-13/РКФ-228311 от 24.05.2013 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080307:391.
Обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080307:391, расположенного по адресу: <адрес> на основании поданного Лепёшкиным А. Н. заявления от 07.05.2013 года и представленных документов.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме –05 августа 2013 года.
Судья: