Дело № 2-459/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2019 года с. Устье Усть-Кубинский район
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе председательствующей судьи Серебряковой О.И.
при секретаре Менемчиадис Ю.Н.
с участием представителя истца Рогозиной С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области обратился в суд с иском к администрации Усть-Кубинского муниципального района о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия «Часовня Вознесения Господня, кон. ХIХ- нач. ХХ в.в.», расположенного по адресу: Вологодская область, Усть-Кубинский муниципальный район, сельское поселение Троицкое, д. Гризино, ул. Центральная, д. 4а.
В обоснование требований указал, что приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 14.06.2018 №210-О «О включении выявленного объекта культурного наследия «Часовня Вознесения Господня, кон. ХIХ- нач. ХХ в.в.» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в качестве объекта культурного наследия регионального значения» указанный объект культурного наследия поставлен под государственную охрану. Постановлением администрации сельского поселения Троицкое Усть-Кубинского муниципального района №48 от 15.11.2018 данному объекту культурного наследия присвоен адрес: Вологодская область, Усть-Кубинский муниципальный район, сельское поселение Троицкое, д. Гризино, ул. Центральная, д. 4а.
В ЕГРН сведения о государственной регистрации прав на объект культурного наследия отсутствуют, в реестре муниципальной собственности, в реестре собственности Вологодской области, в территориальной базе данных реестра федерального имущества данный объект не числится. Данный объект культурного наследия является бесхозяйным, какие-либо правопритязания на него не заявлялись. Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области вправе обратиться в суд по понуждению органов местного самоуправления к постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Решением данного вопроса должен заниматься орган местного самоуправления, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории поселения, к вопросам местного значения сельского поселения не относятся. Данные вопросы решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. О решении данных вопросов Усть-Кубинским муниципальным районом указано в п.40 ч.1 ст.6 Устава Усть-Кубинского муниципального района, принятого районным референдумом 17.01.1995. Непринятие органом местного самоуправления мер по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия влечет разрушение памятника истории и культуры, изменение его облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, либо иных негативных последствий, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на сохранение и развитие своего историко-культурного наследия.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области, Управление имущественных отношений администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, администрация Троицкого сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, Вологодская епархия Русской Православной Церкви Московского патриархата.
В судебном заседании представитель истца - Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области Рогозина С.А. поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
В судебное заседание представитель ответчика – администрации Усть-Кубинского муниципального района не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без его участия, оставил решение на усмотрение суда.
В судебное заседание представитель третьего лица – Управления Росреестра по Вологодской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без его участия, оставил решение на усмотрение суда.
В судебное заседание представитель третьего лица – Департамента имущественных отношений Вологодской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил отзыв, в котором выразил согласие с исковыми требованиями, просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал, что в Реестре собственности Вологодской области данный объект недвижимости не числится.
В судебное заседание представитель третьего лица – ТУ Росимущества в Вологодской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без его участия, оставил решение на усмотрение суда, указал, что данный объект недвижимого имущества в Реестре федерального имущества не числится.
В судебное заседание представитель третьего лица – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области, не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без его участия.
В судебное заседание представитель третьего лица – Управления имущественных отношений администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без его участия, оставил решение на усмотрение суда.
В судебное заседание представитель третьего лица – Православной религиозной организации Вологодская Епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат) не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без его участия, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица – администрации Троицкого сельского поселения в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств и отзыва не представил.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, заслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 33 указанного Федерального закона объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с частью 1 статьи 48 указанного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что на территории сельского поселения Троицкое Усть-Кубинского муниципального района находится объект культурного наследия регионального значения «Часовня Вознесения Господня, кон. ХIХ- нач. ХХ в.в.», расположенный по адресу: Вологодская область, Усть-Кубинский муниципальный район, сельское поселение Троицкое, д. Гризино, ул. Центральная, д. 4а (постановление администрации Троицкого сельского поселения №48 от 15.11.2018 «О присвоении адреса объекту культурного наследия»).
Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 14.06.2018 №210-О «О включении выявленного объекта культурного наследия «Часовня Вознесения Господня, кон. ХIХ- нач. ХХ в.в.» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в качестве объекта культурного наследия регионального значения» указанный объект культурного наследия включен в государственный реестр объектов культурного наследия и поставлен под государственную охрану.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права на данный объект недвижимости не зарегистрированы, правопритязания отсутствуют.
Из информации ТУ Росимущества, Департамента имущественных отношений Вологодской области, администрации Троицкого сельского поселения следует, что в реестре федерального имущества, в Реестре собственности Вологодской области отсутствуют сведения об указанном объекте недвижимого имущества, собственностью поселения он не является.
Пунктом 13 части 2 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесен вопрос сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Как следует из п.40 ч.1 ст. 6 Устава Усть-Кубинского района к вопросам местного значения района относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории района.
Органы местного самоуправления Усть-Кубинского муниципального района на территориях сельских поселений, входящих в состав района, решают следующие вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не закрепленные за сельскими поселениями законом Вологодской области от 13 ноября 2014 года N 3474-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений": сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселений, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселений (п.9 ч.2 ст. 6 Устава Усть-Кубинского района).
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Таким образом, поскольку право собственности на объект культурного наследия не зарегистрировано, правопритязания на него отсутствуют, к полномочиям администрации Усть-Кубинского муниципального района, на территории которого расположено недвижимое имущество, являющееся объектом культурного наследия, относятся вопросы сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселений, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселений, бесхозяйные вещи в силу ст. 225 ГК РФ принимаются на государственный учет по заявлению администрации муниципального района, на территории которого они находятся, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области удовлетворить.
Возложить на администрацию Усть-Кубинского муниципального района обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия «Часовня Вознесения Господня, кон. ХIХ- нач. ХХ в.в.», расположенного по адресу: Вологодская область, Усть-Кубинский муниципальный район, сельское поселение Троицкое, д. Гризино, ул. Центральная, д. 4а.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.И. Серебрякова
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2019 года.