Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2014 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Щепкиной Т.Ю.,
с участием прокурора Толстопят А.В.,
при секретаре судебного заседания: Торсуновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Администрации муниципального образования <адрес> к ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО6, ФИО2 и несовершеннолетним членам их семьи о выселении из занимаемого жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения и по встречным исковым заявлениям ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО6, ФИО2 о предоставлении отдельных жилых помещений,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования <адрес> обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО6, ФИО2 и несовершеннолетним членам их семьи о выселении из занимаемого жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения - четырёхкомнатной <адрес>.
Требования иска мотивированы тем, что в соответствии с распоряжением Администрации муниципального образования <адрес> № 1775-р от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, а наниматели жилых помещений - отселению.
В <адрес> по указанному адресу, находящейся в муниципальной собственности, проживают ответчики на условиях договора социального найма. Ответчики состоят на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в Администрации муниципального образования <адрес>, но в ходе подготовки к переселению стали известны обстоятельства отчуждения принадлежащего ответчику ФИО2 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, доля ФИО2 в праве 1/2; и находящейся в общей совместной собственности по 1/2 доле в праве у ФИО2 и ФИО6 <адрес>.
ФИО16 (Лановой) О.В. в составе её семьи в связи с очередностью граждан из числа коренных малочисленных народов Севера было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Администрация муниципального образования <адрес> с учётом изложенных обстоятельств, в соответствии с положениями статьи 57 Жилищного кодекса РФ предложила ответчикам для переселения четырёхкомнатную благоустроенную <адрес>, общей площадью 91,4 кв.м. Однако ответчики от предложенного варианта отказались.
В связи с чем, истец просил выселить ответчиков в предложенное им жилое помещение.
На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ к производству приняты встречные исковые заявления к Администрации муниципального образования <адрес>: ФИО4 о предоставлении ей отдельной квартиры по норме предоставления на состав семьи из одного человека общей площадью не менее 33 кв.м; ФИО9 - о предоставлении ему на состав семьи из двух человек с учётом его бывшей супруги ФИО4 отдельной квартиры по норме предоставления общей площадью не менее 42 кв.м; ФИО10 - о предоставлении ему на состав семьи из двух человек с учётом его супруги ФИО5 отдельной квартиры по норме предоставления общей площадью не менее 42 кв.м; ФИО6 - о предоставлении ей на состав семьи из четырёх человек с учётом его супруга ФИО2 и двоих несовершеннолетних детей отдельной квартиры по норме предоставления общей площадью не менее 72 кв.м. Встречные исковые заявления мотивированы тем, что все четыре семьи являются отдельными и самостоятельными, кроме того, предлагаемая им администрацией квартира находится в районе, где отсутствуют магазины и инфраструктура не развита.
Представитель истца по первоначальному иску и ответчика по встречным искам - Администрации муниципального образования <адрес> ФИО13, действующий на основании доверенности, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Встречные исковые требования не признал, дополнительно суду пояснил, что ответчики по первоначальному иску состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях как одна семья, что предоставление жилого помещения в связи со сносом носит компенсационный характер и предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий.
Ответчики по первоначальному иску и истцы по встречному иску ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО6, ФИО2 настаивали на предоставлении им четырёх отдельных квартир, требования Администрации муниципального образования <адрес> не признали, при этом подтвердили, что состоят на учёте лиц, нуждающихся в жилых помещения, в качестве одной семьи.
Суд, выслушав доводы сторон, их представителей, заключение прокурора, полагавшего первоначальные исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Ответчики по первоначальному иску и несовершеннолетние члены их семьи проживают и зарегистрированы по месту жительства в четырёхкомнатной <адрес>, общей площадью 88,5 кв.м, в том числе жилой площадью 46,1 кв.м на условиях договора социального найма жилого помещения № 935-СН от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к нему.
Распоряжением Администрации муниципального образования <адрес> № 1775-р от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, а наниматели жилых помещений - отселению.
В связи с данными обстоятельствами Администрацией муниципального образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ответчикам для переселения предложено другое жилое помещение: четырёхкомнатная благоустроенная <адрес> общей площадью 91,4 кв.м, жилой площадью 61,6 кв.м в <адрес>, однако ответчики не согласились с предложенным вариантом для переселения.
Согласно справки, предоставленной Администрацией муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ответчики состоят на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в Администрации муниципального образования <адрес> и числятся в списке № граждан, вставших на учёт до ДД.ММ.ГГГГ, под номером 803, в качестве одной семьи, состоящей из восьми человек: ФИО4, её бывший супруг ФИО9, сын ФИО10, сноха ФИО5, дочь ФИО6, зять ФИО2, внучки ФИО7 2007 года рождения и ФИО7 2010 года рождения.
Так, согласно положений статьи 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими ФИО3 о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В частях 1 и 3 статьи 89 Жилищного кодекса РФ определено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учёте, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в ФИО3 суда о выселении.
При рассмотрении настоящего гражданского дела суд также учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 37 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", согласно которым, по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 Жилищного кодекса РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ. Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статьи 58 ЖК РФ - обязанность предоставления по договору социального найма жилого помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и норма о том, что при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте (статья 55 ЖК РФ).
При удовлетворении судом иска о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 Жилищного кодекса РФ, в резолютивной части ФИО3 суда должно быть указано конкретное благоустроенное жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма выселяемому гражданину.
Положениями частей 7 и 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ закреплено, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (часть 9).
В пункте "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации провозглашено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 28-4 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа №36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" гражданину, являющемуся нанимателем и проживающему по договору социального найма в жилом помещении, подлежащем сносу, предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Основанием для предоставления таких жилых помещений является распоряжение Правительства автономного округа или муниципальный правовой акт о сносе жилого помещения с указанием сроков отселения граждан.
Жилое помещение, предоставляемое взамен жилого помещения, подлежащего сносу, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме нанимателя может находиться в границах другого населенного пункта автономного округа.
Статья 28-5 названного закона предусматривает порядок предоставления жилых помещений нанимателям, проживающим в жилых помещениях, подлежащих сносу - нанимателю, проживающему в жилом помещении, подлежащем сносу, предоставляется другое жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи (часть 1).
Нанимателю, принятому по месту жительства на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с его согласия предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории данного муниципального образования в автономном округе, при условии, если в результате такого предоставления наниматель и члены его семьи утрачивают основания для признания нуждающимися в жилых помещениях.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, расчёт нормы предоставления площади жилого помещения производится только на членов семьи, состоящих совместно с нанимателем по месту жительства на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с учетом положений части 7 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и статьи 13-1 настоящего Закона, но не менее площади, равнозначной ранее занимаемому жилому помещению, подлежащему сносу.
Исходя из положений части 1 статьи 13-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа №36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", если в течение пяти лет до получения жилого помещения по договору социального найма гражданин совершил действия и гражданско-правовые сделки с принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением (долей в праве собственности), которые привели к уменьшению размера площади занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за исключением безвозмездного отчуждения в федеральную собственность, государственную собственность автономного округа или муниципальную собственность муниципальных образований в автономном округе, то ему предоставляется жилое помещение за вычетом размера общей площади жилого помещения (общей площади, определенной пропорционально доле в праве собственности), находившегося у него до совершения действий и гражданско-правовых сделок, приведшие к уменьшению размера площади занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.
Согласно части 3 статьи 28-5 указанного закона, при предоставлении нанимателю жилого помещения в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи с учётом конструктивных и технических особенностей жилых помещений допускается превышение общей площади жилого помещения, подлежащей предоставлению, но не более чем на десять квадратных метров.
Из информации, предоставленной Федеральной службой государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует, что имело место отчуждения ДД.ММ.ГГГГ принадлежащего ответчику ФИО2 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 61,2 кв.м, доля ФИО2 в праве 1/2; и ДД.ММ.ГГГГ -находящейся в общей совместной собственности у ФИО2 и ФИО6 по 1/2 доле в праве каждого квартиры по адресу: <адрес>, мкр. Б. Кнунянца, <адрес>, общей площадью 55,9 кв.м.
Действительно, на основании пункта 3 ФИО3 муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении учётной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: в размере 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - для семей, состоящих из одного человека; не менее 16 квадратных метров и не более 20 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - для семей, состоящих из двух и более человек.
Судом установлено, что ответчики в составе семьи из восьми человек проживают в четырёхкомнатной <адрес>, общей площадью 88,5 кв.м, в том числе жилой площадью 46,1 кв.м, тогда как им администрацией предлагается для переселения другое благоустроенное жилое помещение, также состоящее их четырёх комнат, общей площадью 91,4 кв.м, а жилой площадью 61,6 кв.м, которая является благоустроенной и находится в черте <адрес>, при этом учтена площадь отчуждённых жилых помещений ответчиками Харлановыми, то есть предоставляемое жилое помещение является не менее равнозначным по общей площади <адрес> жилое помещение свободно от прав иных лиц.
Судом бесспорно установлено, что все ответчики по первоначальному иску на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят в качестве членов одной семьи в составе из восьми человек под номером 803, что достоверно следует из материалов учётного дела. При этом ответчики не обращались в орган местного самоуправлениями с самостоятельными заявлениями о принятии их на учёт нуждающихся в жилых помещениях в качестве отдельных четырёх семей, и следовательно, такое ФИО3 администрацией не принималось, что самими ответчиками не оспаривается. Напротив, в адресованных в Администрацию муниципального образования <адрес> заявлениях от 12 февраля и ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 просила поставить на учёт в качестве членов её семьи также зятя ФИО2, внучек ФИО7 и ФИО7, а также сноху ФИО5
Из системного толкования статей 85, 86 и 89 Жилищного кодекса РФ следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Следовательно, с учётом приведённых норм как федерального, так и регионального законодательства, суд находит, что предоставляемое Администрацией муниципального образования <адрес> ответчикам по первоначальному иску жилое помещение общей площадью 91,4 кв.м, в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, в котором находиться квартира, где ответчики проживают на условиях договора социального найма, полностью соответствует требованиям действующего жилищного законодательства.
Из материалов дела следует, что предоставляемое Администрацией муниципального образования <адрес> ответчикам жилое помещение отвечает критериям благоустроенности, соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, и доказательства обратного отсутствуют.
Обстоятельств, исключающих переселение граждан в данное жилое помещение, судом не установлено.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования о выселении ответчиков ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО6, ФИО2 и несовершеннолетних членов их семьи в четырёхкомнатную <адрес> подлежат удовлетворению, а требования истцов по встречному иску к Администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении им четырёх отдельных жилых помещений удовлетворению не подлежат, поскольку их доводы суд находит несостоятельными.
При этом доводы об отсутствии либо недостаточно развитой инфраструктуре, об отдалённости образовательных учреждений, о нахождении предоставляемого жилого помещения в тундре суд не принимает во внимание как необоснованные.
Суд полагает необходимым разъяснить сторонам, что граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку для них не отпали основания состоять на таком учёте (статья 55 ЖК РФ).
В соответствии с положениями статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Истец в соответствии со статьёй 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, с ответчиков, не освобождённых от её уплаты, подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет в размере 4000 рублей, по 666 рублей 67 копеек с каждого, поскольку взыскание государственной пошлины в солидарном порядке не допускается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Выселить ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО6, ФИО2 и несовершеннолетних членов их семьи ФИО7, ФИО8 из <адрес> с предоставлением другого жилого помещения - четырёхкомнатной благоустроенной квартиры по договору социального найма, расположенной по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, общей площадью 91,4 квадратных метров.
Встречные исковые требования ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО6, ФИО2 о предоставлении отдельных жилых помещений, - оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО6, ФИО2 в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в сумме 4000 рублей, по 666 рублей 67 копеек с каждого.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы, прокурором представления через Салехардский городской суд.
Председательствующий Т.Ю. Щепкина