2-209/2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Порхов 23 июня 2020 года
Порховский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Сиротенко В.В.,
при секретаре Тарасенкове А.Н.,
с участием истца Андреева А.Ю.,
представителя ответчика Алексеева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-209/2020 г. по иску Андреева Александра Юрьевича к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации Управлению Судебного департамента в Псковской области о возложении обязанности принять квартиру в государственную собственность и заключить договор найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Андреев А.Ю. обратился в суд с иском к МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях и Управлению судебного департамента в Псковской области о возложении обязанности принять ранее приватизированную квартиру, расположенную по адресу: Псковская область, г. Порхов, ул. <адрес> в государственную собственность и заключить с ним договор найма жилого помещения на указанную квартиру.
В обосновании заявленных исковых требований истец указал, что в 2009 году ему, как действующему судье, Управлением Судебного департамента была предоставлена квартира <адрес> по ул. Старорусской, в г. Порхове по договору социального найма. Решением Порховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира была предана в его собственность в порядке приватизации жилого помещения. Право его собственности на указанную квартиру было зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области, с присвоением кадастрового номера №. Учитывая, что спорная квартира перешла в его собственность в порядке приватизации, не имеет обременений и является его единственным жильем, он ДД.ММ.ГГГГ обратился в МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях с заявлением о деприватизации вышеуказанной квартиры в соответствии с требованиями ст. 9.1 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 ( в редакции от 2012.2017) « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Согласно ответу МТУ « Росимущества в Псковской и Новгородской областях от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в деприватизации, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие отсутствие обременений на указанную квартиру. Полагает, что данный отказ не соответствует требованиям закона, поскольку все необходимые документы, подтверждающие, что данная квартира была приватизирована, является единственным местом его постоянного проживания, а также выписка, из которой усматривается отсутствие зарегистрированных обременений на спорное жилье им была приложена к заявлению о деприватизации. Законом предусматривается право граждан при наличии их волеизъявления передать приватизированное ими жилое помещение в государственную и муниципальную собственность на основании соответствующего договора. Реализация данного права гражданами не ставится в зависимость от волеизъявления соответствующих органов местного самоуправления и органов исполнительной власти и уполномоченных ими лиц. В качестве необходимых условий в законе указано, что жилое помещение должно принадлежать гражданину на праве собственности в порядке приватизации, являться единственным местом постоянного проживания и быть свободным от обязательств. Просит о возложении обязанности на МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях принять ранее приватизированную квартиру, расположенную по адресу: Псковская область, г. Порхов, ул. Старорусская, д.<адрес> в государственную собственность и на Управление Судебного департамента в Псковской области заключить с ним договор найма жилого помещения на указанную квартиру.
В судебное заседание истец Андреев А.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Дал пояснения аналогичные, изложенным в исковом заявлении, дополнив их тем, что ранее с ним Управлением Судебного департамента в Псковской области на указанную квартиру был заключен договор социального найма, однако заключение такого найма не соответствовало требованиям закона, в частности, Постановлению Правительства РФ № 192 от 21.03.2008 года «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета РФ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», которым определено, что на данную категорию жилых помещений, может быть заключен, лишь, специализированный найм жилого помещения. Учитывая данные обстоятельства, он не настаивает на заключении с ним после передачи квартиры в государственную собственность, именно договора социального найма жилого помещения. Также просил об обращении решения суда к немедленному исполнению, указав, что исполнение данного решения только после вступления в законную силу, нарушает не только его права в связи длящимся неисполнением его требований о деприватизации, необходимостью уплаты налогов, но также нарушает права ответчика, который не может в установленном законом порядке исправить ошибку по правильному определению категории найма жилого помещения.
Представитель ответчика Судебного департамента в Псковской области - Алексеев С.В. в судебном заседании против заявленных Андреевым А.Ю. исковых требований по существу не возражал, указав на то, что ранее с Андреевым А.Ю., как с судьей, нуждающимся в улучшении жилищных условий Управлением Судебного департамента в Псковской области на указанную квартиру был заключен договор социального найма, однако заключение такого найма не соответствовало требованиям закона, в частности, Постановлению Правительства РФ № 192 от 21.03.2008 года «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета РФ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», которым определено, что данная категория жилых помещений подлежит отнесению к категории специализированного жилищного фонда. Данные обстоятельства были установлены Судебным департаментом лишь в октябре 2019 года при проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности, то есть спустя продолжительный срок после вынесения решения о признании за Андреевым А.Ю. права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации. По мнению департамента, при надлежащем оформлении документов на указанную квартиру, как на жилое помещение специализированного жилищного фонда, истцом не могло быть приобретено право собственности. В 2020 году департамент пытался оспорить решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, однако в восстановлении срока для подачи апелляционной жалобы было отказано. Вместе с тем, департамент не возражает против требований истца о деприватизации спорной квартиры, но заключить в последующем с Андреевым А.Ю. на спорную квартиру договор социального найма, не имеет возможности, в связи с отнесением данного жилого помещения к категории жилья специализированного жилого фонда.
Представитель ответчика - МТУ « Росимущества в Псковской и Новгородской областях в судебное заседание не явился. О дне рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом. Ходатайств, в том числе об отложении рассмотрения дела, и возражений по существу заявленных исковых требований, не представил.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Статья 35 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены названным Кодексом.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 9.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 ( в ред. от 20.12.2017 г.) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», также предусматривается право граждан, приватизировавших жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, и обязанность соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или уполномоченных ими лиц принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, по смыслу законодательных норм, законом предусматривается право граждан при наличии их волеизъявления передать приватизированное ими жилое помещение в государственную и муниципальную собственность на основании соответствующего договора. Реализация данного права гражданами не ставится в зависимость от волеизъявления соответствующих органов местного самоуправления и органов исполнительной власти и уполномоченных ими лиц.
В качестве необходимых условий в законе указано, что жилое помещение должно принадлежать гражданину на праве собственности в порядке приватизации, являться единственным местом постоянного проживания и быть свободным от обязательств.
Согласно ст. 1 ФЗ "О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является Федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Под организационным обеспечением деятельности судов в настоящем Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
В силу п. п. 18 п. 1 ст. 6 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", Судебный департамент организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 7 ноября 2008 г. N 632-О-О, порядок обеспечения жилыми помещениями судей, прокуроров и следователей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. N 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», указанная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями, относящимися к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Тем самым предполагается, что соответствующими жилыми помещениями обеспечиваются те лица, которые состоят в служебных отношениях с соответствующими органами Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что жилые помещения, приобретаемые за счет средств федерального бюджета и предоставляемые вышеуказанным категориям лиц являются специализированным жилым фондом в силу прямого указания закона и принятие специального решения об отнесении указанных жилых помещений к специализированному жилищному фонду не требуется, что также исключает возможность возникновения у их нанимателей права пользования такими жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается сторонами, что решением жилищной комиссии при Управлении Судебного департамента в Псковской области на заседании ДД.ММ.ГГГГ федеральный судья Андреев А.Ю. был поставлен на очередь по улучшению жилищных условий.
На основании протокола № заседания жилищной комиссии при Управлении от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о приобретении благоустроенной трехкомнатной квартиры в г. Дно или г. Порхове Псковской области в переделах выделенных федеральных средств, в связи с чем, была приобретена трехкомнатная квартира, общей площадью 60,6 кв.м., расположенная по адресу: Псковская область, г. Порхов, ул. Старорусская, д.<адрес> Данная квартира являлась государственной собственностью и находилась в оперативном управлении Управления.
Управление заключило с Андреевым А.Ю. договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ему, как «нанимателю» была передана в бессрочное владение и пользование трехкомнатная квартира, общей площадью 60,6 кв.м., расположенная по адресу: Псковская область, г. Порхов, ул. Старорусская, д.<адрес>.
Решением Порховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ за Андреевым А.Ю. признано право собственности на жилое помещение - трехкомнатную квартиру, общей площадью 60,6 кв.м., с кадастровым номером: №, расположенную по адресу: Псковская область, г. Порхов, ул. Старорусская, д.№ в порядке приватизации ( л.д. 10-14).
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, право истца на жилое помещение - квартиру, общей площадью 60,6 кв.метра, расположенная по адресу: Псковская область, г. Порхов, ул. Старорусская, д.<адрес> было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера №, вместо ранее присвоенного государственного учетного номера №, на основании решения Порховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 15-16).
Как усматривается из материалов дела, истец Андреев А.Ю. обратился в МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях с заявлением о принятии в государственную собственность квартиры, общей площадью 60,6 кв. метра, расположенной по адресу: Псковская область, г. Порхов, ул. Старорусская, д.35, кв.1, с кадастровым номером 60:17:0010430:154, в соответствии со ст. 9.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 ( в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» 30 апреля 2020 года ( л.д. 17-18).
Ответом о рассмотрении обращения №-№ от ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях истцу было отказано в принятии в государственную собственность спорного жилого помещения по причине отсутствия сведений об обременениях в отношении данного жилого помещения, а также в связи с отсутствия определенного порядка принятия жилого помещения в государственную собственность ( л.д.19-21).
Вместе с тем, как следует из копии паспорта истца и поквартирной карточки квартиры, расположенной по адресу: Псковская область, г. Порхов, ул. Старорусская, д.<адрес> в указанном жилом помещении зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Андреев А.Ю. и иных лиц, зарегистрированных с ним вместе, не имеется (л.д. 7-8, 24-25).
Согласно сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области № и №, каких-либо иных актуальных записей о правах Андреева А.Ю., кроме непогашенной записи № от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности на квартиру общей площадью 60,6 кв. метра, расположенную по адресу: Псковская область, г. Порхов, ул. Старорусская, д.<адрес>, с кадастровым номером №, правообладателем которой на основании решения Порховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ указан Андреев А.Ю., а равно непогашенных записей о правах иных лиц, ограничениях, обременениях на указанную квартиру в едином государственном реестре недвижимости, не имеется ( л.д.36, 44).
Таким образом, доводы ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях области, указанные в обоснование отказа в удовлетворении заявления истца, законными и обоснованными не являются, так как, согласно п. 5.13 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности: приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, в том числе в целях последующего закрепления за учреждениями подведомственными федеральным органам исполнительной власти.
Судом установлено и следует из представленных материалов дела, что вышеуказанное спорное жилое помещение свободно от прав третьих лиц, является свободным от обязательств. Каких-либо мотивированных возражений относительно заявленного иска ответчики суду не представили.
Поскольку специальной нормой закона - ст. 9.1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ предусмотрено право граждан, приватизировавших жилые помещения передать принадлежащие им и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица возложена обязанность по принятию указанных жилых помещений в собственность и заключению договоров социального найма, обязательства сторон договора приватизации подлежат прекращению.
Кроме того, необходимо учитывать, что нормы права, регулирующие спорные правоотношения, не содержат обязательных требований к мотивам и причинам передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, следовательно, указанные обстоятельства правового значения не имеют. Вместе с тем, законодательством не предусмотрены основания для отказа в принятии органами государственной власти, органами местного самоуправления жилых помещений, передаваемых гражданами в федеральную, государственную или муниципальную собственность.
Отсутствие установленного порядка передачи приватизированных жилых помещений в государственную собственность не должно нарушать права истца на передачу принадлежащего ему на праве собственности и свободного от обязательств жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, предусмотренного вышеприведенной правовой нормой, и ставить его в неравное положение с иными гражданами.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что истец вправе был реализовать свое право на передачу, принадлежащего ему жилого помещения в федеральную собственность, а МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, в силу возложенных на него полномочий, обязано принять в федеральную собственность жилое помещение - квартиру по адресу: Псковская область, г. Порхов, ул. Старорусская, д.<адрес>, с кадастровым номером №.
В соответствии со ст. ст. 5, 14, ч. 18 п. 1 ст. 6 Закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса обязанность по финансированию судов возлагается на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, который является главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим финансирование судов общей юрисдикции и организующим материальное обеспечение судей, в том числе, обеспечение судей благоустроенным жильем.
Согласно пп. 18 п. 1 ст. 6 Федерального Закона РФ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», распределение жилых помещений, заключение и расторжение договоров найма жилого помещения, решение иных вопросов, связанных с обеспечением жилых помещением судей в Псковской области возлагается на Управление Судебного департамента в Псковской области.
Управление Судебного департамента в Псковской области, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» правомочно на передачу жилых помещений действующим судьям и судьям, пребывающим в отставке, лишь, как специализированный жилищный фонд Российской Федерации.
С учетом изложенного суд считает необходимым возложить на Управление Судебного департамента в Псковской области обязанность по заключению с Андреевым А.Ю., как нанимателем жилого помещения специализированного жилищного фонда Р.Ф. договор найма в отношении жилого помещения - квартиры по адресу: Псковская область, г. Порхов, ул. Старорусская, д.<адрес> в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями».
Согласно ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Часть 1 статьи 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении» разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
В ходе судебного разбирательства от истца Андреева А.Ю. поступило заявление об обращении решения суда к немедленному исполнению.
В обоснование своего заявления истец указал, что исполнение данного решения только после вступления в законную силу, нарушает не только его права в связи длящимся неисполнением его требований о деприватизации, необходимостью уплаты налогов, но также нарушает права ответчика, который не может в установленном законом порядке исправить ошибку по правильному определению категории найма жилого помещения.
Обсудив заявление истца и исследовав представленные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что основания для немедленного исполнения решения суда имеются, поскольку как пояснили стороны вопрос о передаче жилого помещения в государственную собственность длительное время, более трех месяцев не разрешается, что нарушает права истца, в том числе по уплате налогов, а равно нарушает права ответчика, который не может в установленном законом порядке исправить ошибку по правильному определению категории найма жилого помещения и разрешить вопрос о надлежащем использовании федеральных целевых денежных средств, направленных на приобретение, именно, спорного жилого помещения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Андреева Александра Юрьевича к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации Управлению Судебного департамента в Псковской области о возложении обязанности принять квартиру в государственную собственность и заключить договор найма жилого помещения- удовлетворить.
Возложить на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях обязанность по принятию жилого помещения - квартиры, общей площадью 60,6 кв. метра, расположенной по адресу: Псковская область, г. Порхов, ул. Старорусская, д.<адрес> с кадастровым номером № в федеральную собственность, прекратив право собственности Андреева Александра Юрьевича в отношении жилого помещения - квартиры, общей площадью 60,6 кв. метра, расположенной по адресу: Псковская область, г. Порхов, ул. Старорусская, д.<адрес>, с кадастровым номером №.
Возложить на Управление Судебного департамента в Псковской области обязанность по заключению с Андреевым Александром Юрьевичем договор найма жилого помещения - квартиры по адресу: Псковская область, г. Порхов, ул. Старорусская, д.<адрес> в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями».
В соответствии со ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Псковский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Порховский районный суд.
Мотивированное решение составлено 23 июня 2020 года.
Судья подпись В.В. Сиротенко
Копия верна: судья
Порховского районного суда В.В. Сиротенко
Решение Порховского районного суда Псковской области не обжаловано,
вступило в законную силу 24 июля 2020 года.