РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд <адрес>, в составе:
председательствующего Серикова В.А.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора г.о. Тольятти, действующего в интересах ФИО1 к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.о. Тольятти обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить ФИО1 социальную выплату для приобретения жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства не ниже установленных норм на состав семьи один человек, по тем основаниям, что ФИО1 является лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что родители ФИО1 неизвестны. Закрепленного жилья ФИО1 не имеет, продолжает проживать с опекуном. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти №-р/4 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
В судебном заседании помощник прокурора г.о. Тольятти ФИО5, иск поддержала. Суду пояснила, что ФИО1 должна быть предоставлена социальная выплата на покупку жилья на состав семьи один человек. В связи с этим просит удовлетворить исковые требования.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель мэрии городского округа Тольятти ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что в силу прямого указания закона (пп.2.п.2 с.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») ФИО1 жилое помещение может быть предоставлено только по наступлению его очереди. Кроме того, считает, что полномочиями по предоставлению социальных выплат на приобретения жилья данной категории граждан обладает Министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> в пределах, перечисленных из областного бюджета финансовых средств и материальных ресурсов. В удовлетворении иска просила отказать.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие ЖК РФ» с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.
Судом установлено, что ФИО1, родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении, паспортом (л.д. 10-11),
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что родители ФИО1 неизвестны (л.д. 7).
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над ФИО1 установлена опека, ФИО7 назначена опекуном (л.д. 9),
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО1 обучается с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в ГБОУ СПО «Тольяттинское обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» на бюджетном отделении (л.д. 16),
Из ксерокопии паспорта ФИО1 и выписки из поквартирной карточки видно, что ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>, в квартире опекуна. ФИО1 закрепленного жилья не имеет, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-<данные изъяты> ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи один человек.
Доводы представителя ответчика о том, что мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах, перечисленных из областного бюджета субвенций, а поскольку денежные средства не перечислены, следовательно, социальная выплата на приобретение жилья должна быть предоставлена Министерством экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>, суд считает несостоятельными, так как в соответствии с Жилищным законодательством РФ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельным государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» именно на органы местного самоуправления возложены обязанности по предоставлению жилья малоимущим гражданам по договорам социального найма, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях. При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по ФИО1 жильем или предоставлению социальной выплаты на его приобретение должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.
Обеспечение жилой площадью производится органом исполнительной власти по месту жительства ребенка (абз.2 а.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей»).
В соответствии со ст. 37 п.8 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.
Доводы представителя ответчика о том, что поскольку ФИО1 в настоящее время обучается, то его право на предоставление жилого помещения в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей» возникает только после окончания его пребывания в учреждении профессионального образования, суд не принимает во внимание, так как согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названных конституционных положений ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи, с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения. В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ГД (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят Самарской Губернской Думой ДД.ММ.ГГГГ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, на патронатном воспитании, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>.
Согласно п.1.2, 5.3, Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 421 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>" (далее - Закон).
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования <адрес> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения (далее - социальная выплата).
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования <адрес> обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом в соответствии с пунктами 5.4 - 5.6 настоящего Порядка.
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить истцу социальную выплату на приобретение жилого помещение на состав семьи один человек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную выплату для приобретения жилого помещения в соответствии с требованиями законодательства не ниже установленных социальных норм на состав семьи один человек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский облсуд через Центральный райсуд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: