Производство № 12-811/2021
РЕШЕНИЕ
09 июня 2021 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Вискулова В.В.,
при секретаре судебного заседания Духанине М.И.,
с участием защитника Страхового акционерного общества «ВСК» Поповой А.В., старшего помощника военного прокурора Благовещенского гарнизона Соколова С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Страхового акционерного общества «ВСК» Поповой А.В. на постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 7 от 08.04.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении Страхового акционерного общества «ВСК»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 7 от 08.04.2021 года САО «ВСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, САО «ВСК», в лице своего защитника Поповой А.В. обратилось в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала, что мировой судья не учел, что на дату привлечения САО «ВСК» к административной ответственности, должность, которую Рыбаков С.А. занимал в ДВОКУ до трудоустройства в САО «ВСК» – преподаватель кафедры не включена перечень должностей, установленный нормативно-правовыми актами Российской Федерации, который обязывает работодателя в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Также мировым судьей при вынесении постановления не применены нормы, изложенные в п. 2 и п. 3 ст. 1.7 КоАП РФ. Указывает на то, что должность преподаватель ДВОКУ не включена в перечень должностей, утвержденный Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года № 557, о которых на работодателя при приеме на работу возложена обязанность направления сообщения по последнему месту работы. При приеме на работу в САО «ВСК» Рыбаков С.А. не сообщал о том, что по последнему месту работы, предшествующем трудоустройству в САО «ВСК», Рыбаков С.А. занимал должность государственной и муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативно правовыми актами Российской Федерации. Согласно анкете кандидата, которая заполняется при трудоустройстве на работу в САО «ВСК», а также записи в трудовой книжке Рыбаков С.А., занимал должность преподавателя ДВОКУ. В доказательство того, что Рыбаков С.А. занимал гражданскую должность, от ДВОКУ в адрес САО «ВСК» было получено письмо №18/9216 от 03.07.2020 года, в котором указано, что Рыбаков С.А. работал преподавателем кафедры общепрофессиональных дисциплин на должности гражданского персонала и указанная должность не является должностью федеральной государственной службы. Указанное письмо было представлено прокурору и приобщено к материалам дела при рассмотрении мировым судьей. Однако при вынесении постановления по делу об административном правонарушении мировым судьей не была дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам. В постановлении изложено лишь то, что вина в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела с перечислением документов, ссылками на Приказы Министра обороны Российской федерации, которые утратили силу на момент вынесения постановления. При этом мировым судом дана не верная оценка представленным доказательствам, не применена ст. 1.7 КоАП РФ, и не сделаны обоснованные выводы о том, что САО «ВСК» не может быть привлечено к административной ответственности в силу того, что приказ Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2016 года №175, который действовал на момент приема Рыбакова С.А. на работу, и последующие приказы Министра обороны Российской Федерации, содержащие в перечне указанную должность, утратили силу на дату вынесения постановления мирового судьи по настоящему делу. Приказ Минобороны № 175 определяет лишь обязанность служащих о предоставлении сведений о своих доходах, что не определяет обязанности для работодателя о сообщении сведений при заключении нового трудового договора в соответствии с положениями ФЗ «О противодействия коррупции». Кроме того, по смыслу ст. 19.29 КоАП привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определены лишь должности по замещению государственной или муниципальной службы, каким Рыбаков В.С. не являлся, поскольку замещал должность гражданского персонала, что не тождественно государственной (муниципальной) службе. На момент возбуждения дела об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности в отношении САО «ВСК», должность преподавателя ДВОКУ в соответствующем перечне отсутствует. В перечне должностей, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.11.2019 года № 685 (ред. от 22.10.2020 года) должность преподаватель кафедры общепрофессиональных дисциплин – отсутствует. Однако, вышеизложенное не было учтено при рассмотрении настоящего дела, в связи с чем постановление мирового судьи подлежит отмене.
Срок подачи жалобы заявителем не пропущен.
В судебном заседании защитник САО «ВСК» – Попова А.В. настаивала на доводах жалобы, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме, огласила позицию, аналогичную изложенной в жалобе.
Представитель военной прокуратуры Благовещенского гарнизона – Соколов С.И. возражал против доводов жалобы, просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещались судом надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступало, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в полном объеме, а также доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, Военной прокуратурой Благовещенского гарнизона в июле-сентябре 2020 года проведена проверка исполнения должностными лицами Дальневосточного высшего общевойскового командного ордена Жукова училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского требований законодательства о противодействии коррупции, в части уведомления представителя нанимателя (работодателя) бывшего государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении с ним трудового договора, результаты которой свидетельствуют о наличии нарушений закона со стороны юридического лица – САО «ВСК» (ИНН 7710026574). По результатам проверки Военной прокуратурой Благовещенского гарнизона было установлено, что Рыбаков С.А. в соответствии с приказом начальника Дальневосточного высшего военного командного училища (военного института) имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского (филиала ФГВОУ ВПО «Главный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» (далее – Училище) о приеме на работы от 31.10.2012 года № 498-ок назначен на должность «преподавателя кафедры (общеправовых дисциплин)» по трудовому договору. Приказом начальника Училища от 28.12.2015 года № 309-ок действие трудового договора с Рыбаковым С.А. было прекращено с 31.12.2015 года, по инициативе работника.
Также установлено, что 13.09.2016 года между гражданином Рыбаковым С.А. и САО «ВСК» в лице директора Благовещенского филиала с АО «ВСК» Трофимцова И.А. заключен трудовой договор, в соответствии с которым Рыбаков С.А. принят на работу в указную организацию на должность «менеджер по конкурсным продажам», о чем Трофимцовым И.А. издан приказ от 13.09.2016 года № 81/27-к.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из оспариваемого постановления, САО «ВСК», которое в силу ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации является работодателем, то есть должностным лицом, находясь на территории Благовещенского филиала САО «ВСК», расположенного по адресу: 675000, Амурская обл., г, Благовещенск, пер. Уралова, д. 5 в период с 13.09.2016 года по настоящее время, в нарушение названных норм закона представителя нанимателя (работодателя) бывшего государственного служащего по последнему месту его работы, то есть ДВОКУ, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, о приеме Рыбакова С.А. на работу в Благовещенский филиал САО «ВСК» в установленном законом порядке не уведомило.
19.10.2020 года постановлением военного прокурора Благовещенского гарнизона Волковым М.Ю. в отношении САО «ВСК» возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения мировым судьей Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 7 постановления от 08.04.2021 года о привлечении САО «ВСК» к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции) работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 указанной статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Названные требования антикоррупционного законодательства, исходя из положений п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.07. 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», распространяются на лиц, замещавших должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 года № 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 года № 557.
Приказом Министра обороны РФ от 24.11.2014 года № 865 (в ред. от 30.03.2015 года) «О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (действовал на момент увольнения Рыбакова С.А. из ДВОКУ и утратил силу на момент принятия Рыбакова С.А. на работу в САО «ВСК») и в последующем приказе Министра обороны РФ от 04.04.2016 года № 175 (в ред. от 03.12.2018 года) «О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (действовал на момент принятия Рыбакова С.А. на работу в САО «ВСК») в разделе 1 Перечня должностей в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования, научных (проектных, испытательных) организациях Министерства обороны Российской Федерации включена должность преподаватель.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2016 года № 175, зарегистрированном в Минюсте России 25.04.2016 года № 41913 приказ Министра обороны Российской Федерации от 24.11.2014 года № 865 признан утратившим силу.
Приказом Министра обороны РФ от 21.11.2019 года № 685, зарегистрированном в Минюсте России 25.12.2019 года № 56992 приказ Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2016 № 175 признан утратившим силу. В то же время Приказом Министра обороны РФ от 21.11.2019 года № 685 был утвержден новый Перечень воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
В вышеуказанном Перечне в разделе 1 должность преподаватель не названа. Из этого следует, что с 21.11.2019 года преподаватель профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования, научных (проектных, испытательных) организаций Министерства обороны Российской Федерации не обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В указанном случае Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21.11.2019 года № 685 улучшает положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а потому положение ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ по настоящему делу подлежит применению.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, устанавливая административную ответственность, законодатель в рамках имеющейся у него дискреции может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования административно-деликтных норм, что прямо вытекает из взаимосвязанных положений статьи 1.2, пункта 3 части 1 статьи 1.3 и пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП Российской Федерации; применяя бланкетные нормы законодательства об административных правонарушениях, компетентные субъекты (органы, должностные лица) административной юрисдикции обязаны воспринимать и толковать их в неразрывном единстве с регулятивными нормами, непосредственно закрепляющими те или иные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (постановления от 14 февраля 2013 года N 4-П и от 16 июля 2015 года N 22-П; определения от 21 апреля 2005 года N 122-О, от 19 ноября 2015 года N 2557-О и др.).
Дело об административном правонарушении военным прокурором Благовещенского гарнизона Волковым М.Ю. возбуждено 19.10. 2020 года, а то есть уже после издания Министром обороны РФ приказа от 21.11.2019 № 685. При таких обстоятельствах, на дату 19.10.2020 года бездействие САО «ВСК», выразившееся в не направлении уведомления о приеме 13.09.2016 г. на работу Рыбакова С.А. в адрес ДВОКУ, не являлось нарушением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и, соответственно, не образовывало состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ.
Таким образом в бездействии САО «ВСК» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 7 от 08.04.2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении САО «ВСК», нельзя признать законным и обоснованным, следовательно, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 7 от 08.04.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении Страхового акционерного общества «ВСК» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Настоящее решение быть обжаловано в кассационном порядке непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54 в порядке и в срок, установленные гл. 30 КоАП РФ.
Судья Благовещенского
городского суда В.В. Вискулова