Дело № 2- 25/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2014 года гор. Тейково
Тейковский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Сочиловой А.С.,
при секретаре Панкратовой Т.Н..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к командиру войсковой части 21663, Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западному региональному управлению жилищного обеспечения» министерства обороны Российской Федерации о признании за ней права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, признании ее и члена ее семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства по договору социального найма, постановке на учёт в очередь на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства по договору социального найма, признании незаконными бездействий командования войсковой части 21663 по вопросу обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, признании решения территориального отделения ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ «Об отказе в принятии на учет» незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в Тейковский районный суд с иском к командиру войсковой части 21663, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Территориальному отделению ФГКУ «ЗРУЖО» Министерства обороны Российской Федерации в <адрес> и просила суд признать за ней и членом ее семьи ФИО2 право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства <адрес> по договору социального найма за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерством обороны РФ в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; признать бездействие командира в/ч 21663 в части не принятия мер по признанию ее и членов ее семьи нуждающимися в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», незаконным; признать ее и члена ее семьи ФИО2 нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес>, по нормам предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ включить ее и члена ее семьи ФИО2 - в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма либо в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства – Иваново, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренных ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; признать решение начальника территориального отдела ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ по <адрес> в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» незаконным. В обоснование заявленных исковых требований указала, что она проходила военную службу по контракту в в/ч 21663 в должности старшего механика. Приказом командира в/ч 21663 № от ДД.ММ.ГГГГ была уволена с военной службы в отставку по подпункту «а» пункта 1 ст. 51 ФЗ «О статусе военнослужащих» по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Календарная выслуга на момент увольнения составила 16 лет. На период прохождения военной службы ей по составу семьи была предоставлена служебная квартира, расположенная по адресу: <адрес>6, которая на момент увольнения находилась на территории закрытого военного городка. При увольнении ей не был разъяснен порядок обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства, предусмотренный приказом МО РФ№ 80, Постановлением Правительства РФ № от 1998 года. Для решения данного вопроса командованием войсковой части было рекомендовано обратиться в КЭЧ района (в/ч 28173), где ей разъяснили, что она вправе написать заявление на отселение по программе «Жилище», что было ею сделано в 2003 году, а так же на получение сертификата. При выделении ей сертификата в 2003 года она отказалась от участия программе, поскольку сертификат не покрывал расходов на приобретение квартиры, и невозможностью приобретения на выделенные денежные средства квартиры. Заявление на отселение было потеряно, в связи с чем, ей вновь пришлось обратиться в 2005 году с указанным заявлением и предоставить пакет документов. В связи с изменением законодательства, предусматривающего порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, был образован Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, куда ФГ КЭУ 43 ЭТК были предоставлены списки очередников, однако ее документов в ДЖО МО РФ не оказалось. В связи с чем, она была вынуждена обратиться в Территориальный отдел ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ с заявлением о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, где решением начальника № ей было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещения по договору социального найма, поскольку в настоящее время она уволена с военной службы. Считает, что ее право на обеспечение жилым помещением было нарушено, и зашита нарушенного права иным путем кроме судебного не представляется возможной.
Определением Тейковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ненадлежащий ответчик – ФГКУ «ЗРУЖО» Министерства обороны Российской Федерации Территориальное отделение в <адрес> – <адрес> был заменен на надлежащего ФГКУ «ЗРУЖО» Министерства обороны Российской Федерации.
Определением Тейковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято изменение предмета заявленных исковых требований в части включения ФИО1 и член ее семьи в единый реестр военнослужащих, в соответствии с которым истец просила суд: обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включить ее и члена ее семьи ФИО2 в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес> по договору социального найма по нормам предоставления жилого помещения в соответствии со ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить. Дополнив, что командованию войсковой части было известно, что она желает проживать по иному, отличному от места прохождения военной службы месту жительства, однако каких – либо действий направленных на реализацию ее как военнослужащей, увольняемой из рядов вооруженных сил РФ по льготному основанию, проживающей в служебном жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного городка, права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства произведено не было. Командование объяснило, что необходимо обратиться в КЭЧ района после увольнения. Соответственно в КЭЧ ей разъяснили право на обеспечение жилищным сертификатом и на отселение из закрытого военного городка. По ее заявлению она была постановлена на очередь по обоим основаниям, однако в 2003 год отказалась от участия в программе по ГЖС, поскольку выданный сертификат не покрывал расходов на приобретение квартиры. В КЭЧ района ежегодно вывешивались списки очередников на отселение, однако в 2010 году был создан Департамент жилищного обеспечения и все документы с ФГ КЭУ 43 ЭТК были преданы в отдел ДЖО МО РФ, расположенный Нижнем Новгороде. При обращении в ДЖО МО РФ она выяснила, что ее документы у них отсутствуют, причину чему объяснили, что из ФГ КЭУ 43 ЭТК передавались документы только тех граждан, которые в установленном порядке были признаны нуждающимися в получении жилого помещения на заседаниях жилищной комиссии. В отношении нее вопрос о признании нуждающейся в получении жилого помещения на заседании комиссии не рассматривался. Считает, что ее право на обеспечение жилым помещением было нарушено в виду того, что в период увольнения ей не разъяснили прав на обеспечение жилым помещением, признании нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в период прохождения военной службы. Более того, считает, что она была введена в заблуждение, тем обстоятельством, что состояла в списках очередников на отселение, однако ведение указанных списков ни каким законом не было регламентировано, вследствие чего она вплоть до 2011 года надеялась на обеспечение жилым помещением.
Представитель истца ФИО5 в ходе судебного заседания заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения МО РФ будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, причины неявки суду не сообщили.
Представитель ответчика ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщила, представила письменный отзыв в котором просила заявленные исковые требования оставить без удовлетворения по следующим основаниям: ФИО1 в период прохождения военной службы не обратилась в уполномоченный орган с заявлением о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О статусе военнослужащих" установлен порядок принятия на учет и обеспечение жилыми помещениями по линии Министерства обороны РФ только военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и совместно проживающих с ними членов их семей. В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части. Обстоятельств, препятствующих подаче заявления ФИО1 до момента исключения из списков личного состава части в уполномоченный орган не имелось, кроме как отсутствия у нее волеизъявления на получение жилого помещения. Порядок обращения военнослужащего в уполномоченный орган носит заявительный характер и подразумевает волеизъявление военнослужащего.
Представитель ответчика командира войсковой части 21663 будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, а так же письменный отзыв на исковые заявление, в котором указал, что возражает против удовлетворения заявленных исковых требований в части признания бездействий командира войсковой части незаконными, поскольку военнослужащая в период прохождения военной службы не изъявляла желания на получение жилой площади по избранному постоянному месту жительства и о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения. В связи с чем, по его мнению, они являются необоснованными. Так же просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований к командиру войсковой части в виду пропуска срока, предусмотренного гл. 25 ГПК РФ, в соответствии с которой гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица в течении трех месяцев со дня когда ему стало известно о нарушенном праве.
Третье лицо ФИО2, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно талону к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на состав семьи: ее и сына ФИО2, 1990 года рождения, была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>6, которая на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признана служебной.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в квартире по <адрес>6, зарегистрированы и проживают наниматель ФИО1 и ее сын ФИО2. Указанные сведения подтверждаются справкой, выданной филиалом ОАО «Верхневолжский» ОАО «Славянка», а так же поквартирной карточкой на указанное жилое помещение, и ни кем из сторон не оспариваются.
Приказом командира войсковой части 21663 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была уволена с военной службы в отставку по ст. 51 п. 1 пп. «а» ФЗ «О статусе военнослужащих» по достижении предельного срока пребывания на военной службе» и исключена из списков личного состава войсковой части 21663 с ДД.ММ.ГГГГ года, выслуга лет в вооруженных силах составила 16 лет (л.д. 07).
Согласно справкам ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» за ФИО1, ФИО2 жилых помещений на праве собственности не зарегистрировано.
Согласно уведомлениям Управления Россреестра по <адрес> ФИО1, ФИО2 о правах отдельного лица на объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации не значатся.
Так же в материалах дела имеются справки из военного комиссариата <адрес> из которых следует, что ФИО1 субсидию на жилищное строительство и покупку жилья после увольнения из вооруженных сил Российской Федерации не использовала.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 указанного Закона).
Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (п. 2 ст. 3 закона).
В соответствии с п. 3 ст. 6 указанного федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Действующая на момент увольнения ФИО1 из рядов Вооружённых Сил РФ редакция ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривала, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Согласно действующей на момент увольнения истца редакции п. 14 ст. 15 закона военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из приведенных выше правовых норм следует, что существовало две формы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и уволенных по «льготным основаниям», признанных нуждающимися в жилых помещениях: путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путем предоставления жилых помещений в собственность бесплатно либо по договору социального найма.
При этом п. 14 статьи 15 закона также предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нём, определяется Правительством РФ, а порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствие с п. 1 ст. 23 указанного закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Таким образом, положения п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» запрещают увольнение военнослужащих, проходящих ее по контракту, без обеспечения их жилым помещением по установленным нормам, распространяются на лиц, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащих увольнению по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и на момент увольнения не имеющих жилого помещения для постоянного проживания либо нуждающихся в улучшении условий по нормам, установленным федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предусмотренную п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» возможность увольнения указанных военнослужащих с предоставлением им жилых помещений по избранному месту жительства органами местного самоуправления, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, закон связывает с наличием у военнослужащего такого желания. Поэтому для увольнения военнослужащих, перечисленных в указанной норме, без предоставления им жилых помещений органами военного управления по месту увольнения требуется их четко выраженное согласие получить государственный жилищный сертификат либо согласие получить жилье в другом населенном пункте в порядке, установленном пп. 13 и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
При этом гражданин, выбрав одну из форм обеспечения жилым помещением, утрачивает возможность повторно реализовать данное право в другой из этих форм. Однако, данное законоположение не содержит ограничений, делающих невозможной реализацию права военнослужащих, увольняемых с военной службы, на обеспечение жилым помещением.
В соответствии с действующей редакцией ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 225-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 298-ФЗ). Порядок признания лиц, указанных в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 26 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ», утверждённой приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № 80, действовавшей в период спорных правоотношений учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по установленной форме с одновременным заведением карточки учёта жилых помещений и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Основанием для внесения военнослужащего в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, является признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения. Порядок такого признания содержится в п.п. 27-28 Инструкции. Согласно данной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт.
Правительство РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. № утвердило соответствующие Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Согласно п. 6 указанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в ВС РФ, и уволенные с военной службы, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Пункт 7 Правил устанавливает среди оснований для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещения наличие жилой площади в закрытых военных городках, проживание на служебной жилой площади, избрание иного места жительства. Кроме того, Правилами определён порядок постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья по избранному месту жительства и основания признания избранного места жительства: личное заявление военнослужащего, ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, а после увольнения – приказ об увольнении.
Из установленного указанными Правилами порядка также не следует, что жилищные комиссии войсковых частей не могут признавать нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и имеющих правовые основания для такого признания.
Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
В соответствие с действовавшим на тот период приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГг. «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», изданным во исполнение постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГг., командиры соединений, воинских частей обязаны организовать проведение бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более к моменту увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, рассмотрение и направление соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятым органами местного самоуправления и других полномочия.
Все предусмотренные правовые основания, в том числе указанные в ст. 51 ЖК РФ, для такого признания в отношении ФИО1 имели место: она уволена в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, имеет продолжительность военной службы более 10 лет, другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма она не имеет, что подтверждается выписками из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, проживала на момент увольнения на территории закрытого военного городка, в служебном жилом помещении. То есть на момент увольнения истец не была обеспечена жилым помещением ни по месту прохождения военной службы, ни по избранному месту жительства.
Указанное дает суду основания согласиться с доводами истца о том, что при увольнении ФИО1 из рядов вооруженных сил по льготному основанию, ей не был разъяснен порядок обеспечения жилым помещением, ее право быть признанной нуждающейся в получении жилого помещения, в соответствии с вышеизложенным порядком, предусмотренным приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГг..
На основании изложенного суд приходит к выводу, что со стороны командира воинской части 21663 имело место бездействие по разрешению вопроса обеспечения военнослужащего ФИО1, подлежащей увольнению с военной службы, жилым помещением, в связи с чем, требование истца о признании незаконными действия (бездействия) командира в/ч 21663 по вопросу обеспечения ФИО1 и членов ее семьи жилым помещением по избранному месту жительства суд считает подлежащим удовлетворению. Доказательств обратному стороной ответчика не представлено.
Изъявление желания истца к избранию иного, отличного от места прохождения службы, места жительства подтверждается ее заявлением на отселение из закрытого военного городка от ДД.ММ.ГГГГ года, сведениями о том, что ФИО1 являлась участником программы ГЖС.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством строительства и приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета. Использование государственных жилищных сертификатов в качестве формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, не противоречит Конституции Российской Федерации, но только в той мере, в какой с их помощью для этих граждан обеспечивается возможность приобретения жилья в избранном месте жительства как минимум за доступную плату.
В соответствии с положениями Программы "Государственные жилищные сертификаты" участие в Программе добровольное, в случае если владелец государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить своей жилищной проблемы в установленные Программой сроки и не воспользовался выделенной ему безвозмездной субсидией, он сохраняет право на улучшение жилищных условий как состоящий в очереди на получение государственного или муниципального жилья.
Соглашаясь на участие в Программе, гражданин избирает иной способ реализации права на жилище - путем приобретения или строительства жилья за собственные средства, но с учетом предоставления субсидии в виде государственного жилищного сертификата.
При этом гражданин никоим образом не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и местоположения жилья и имеет возможность приобретения готового жилья как на первичном, так и на вторичном рынке с использованием либо без использования собственных или кредитных денежных средств. В случае, если получатель государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить своей жилищной проблемы и не воспользовался средствами выделенной ему безвозмездной субсидии, он сохраняет право на улучшение жилищных условий как очередник на получение жилья на условиях социального найма. Граждане - участники Программы исключаются из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий только после приобретения жилья по сертификату (Решение ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ВКПИ 03-48)
Как усматривается из сообщения ФГ КЭУ «43 ЭТК» ФИО1 при увольнении избрала одну из предусмотренных форм обеспечения жилым помещением, а именно путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, однако отказалась от получения государственного жилищного сертификата в 2003 году серии В2501 № 142552, и от участия в программе ГЖС. В ходе судебного заседания истец мотивировала свой отказ тем, что на выделенные денежные средства, которые были удостоверены ГЖС не предоставлялось возможным приобрести жилое помещение.
На основании изложенного, исходя из того, что ФИО1 отказалась от обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства путем получения государственного жилищного сертификата, что не может послужить основанием для ограничения ее права на обеспечение жилым помещением путем его предоставления в натуре по договору социального найма, при наличии всех правовых оснований для обеспечения ее жилым помещением по избранному месту жительства, и не обеспечения истца ни по одной из предусмотренных ФЗ «О статусе военнослужащих» форм обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства, суд приходит к выводу, что за истцом сохраняется ее право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.
При этом суд учитывает, что Программа предусматривала право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья за военнослужащими, увольняемыми с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Таким образом, для участия в «Программе» необходимо было признание военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что участие ФИО1 в Программе ГЖС обусловлено признанием ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. То обстоятельство, что вопрос о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий не был рассмотрен в установленном законом порядке не может послужить основанием для отказа истцу в заявленных исковых требованиях о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства и соответственно обеспечении таковым при наличии установленного в ходе судебного заседания нарушения данного права истца при увольнении с военной службы.
Позиция ответчиков по данному делу сводится к тому, что ФИО1 в период военной службы командованием своей воинской части не была признана нуждающейся в получении жилого помещения в избранном месте жительства, т.к. не обращалась с соответствующим рапортом об этом. Однако данная позиция представителей ответчиков является необоснованной и свидетельствует о формальном подходе к разрешению жилищного вопроса военнослужащего, уволенного с военной службы по «льготному» основанию.
Такое длительное затягивание решения жилищного вопроса ФИО1 является нарушением ее жилищных прав, предоставленных ей федеральным законодательством.
При этом суд учитывает, что, предоставив истцу служебное жилое помещение, находящееся на момент увольнения на территории закрытого военного городка, Министерство Обороны РФ выполнило лишь свои обязательства по обеспечению жильём военнослужащего на период военной службы, что не исключает права истца на обеспечение жильём по избранному после увольнения постоянному месту жительства.
Суд не принимает доводы представителя в/ч 21663 о невозможности рассмотрения заявленных исковых требований ввиду отсутствия спора о праве по следующим основаниям.
Истец сам выбирает способ защиты нарушенного права, предъявляя иск о признании права, либо иск о присуждении. Истец может просить не только признания факта существования своего субъективного материального права, но и присуждения ответчика к исполнению лежащих на нем материально-правовых обязанностей. Суд, установив факт нарушения субъективного права, принимает решение в целях защиты и восстановления нарушенного права. Когда для защиты интересов истца недостаточно лишь признания права, необходимо еще и применение мер юридической ответственности путем возложения на ответчика определенных обязанностей и, соответственно, принуждения его к совершению действий в пользу истца.
На основании изложенного суд не может согласиться и с доводом представителя войсковой части об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным бездействий командира, в виду пропуска срока для их обжалования. При этом суд так же учитывает то обстоятельство, что заявленные истцом требования вытекают из нарушенного конституционного права граждан на жилище, направлены на устранение имеющих место нарушений жилищных прав, в связи с чем, носят длящийся характер.
Наряду с Правилами учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в настоящее время приняты и действуют утверждённые постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и Правила предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, которые предусматривают право военнослужащих-граждан Российской Федерации, уволенных по «льготным» основаниям, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, при наличии оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях и на основании решения соответствующего уполномоченного органа приобрести жильё по избранному после увольнения месту жительства в собственность бесплатно.
В настоящее время функции по признанию военнослужащих нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства по договору социального найма возложена на уполномоченный Министерством Обороны РФ орган – Департамент жилищного обеспечения МО РФ в соответствие с Положением, утверждённым приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГг., и соответствующей Инструкцией «О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил РФ жилых помещений по договору социального найма», утверждённой приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> положения данной Инструкции распространяются только на действующих военнослужащих.
Согласно Приказу Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дальнейшем совершенствовании структуры органов жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в составе региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны РФ были созданы территориальные отделения, осуществляющие функции, согласно приложению к указанному приказу. Из приложения к приказу Министерства обороны РФ № следует, что был определен перечень территориальных отделений региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны РФ: Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ – <адрес>, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. В соответствии с Уставом ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ, утвержденным Министром обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ года, данное учреждение находиться в ведомственном подчинении Министерства обороны, непосредственно подчиняется Департаменту жилищного обеспечения МО РФ. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, выступает истцом, ответчиком (п.12). В соответствии с главой второй, определяющей предмет, цели, задачи и виду деятельности учреждения, определено, что учреждение осуществляет свою деятельность в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда РФ, в том числе, принимает решения о признании военнослужащих нуждающимися распределение жилых помещений, принятие решений о распределении жилых помещений, ведением автоматизированного учета военнослужащих и т.д..
Таким образом, учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, ведётся в Департаменте жилищного обеспечения МО РФ, и, в силу приказа 1441 ФГКУ «Западным региональным управлением жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, в связи с чем, суд приходит к выводу, что они являются надлежащими ответчиками по делу.
Учитывая, что право ФИО1 на признание ее нуждающейся в получении жилого помещения за счёт средств МО РФ по договору социального найма во время прохождения им военной службы не было реализовано, и реализовать его в настоящее время другим путём, кроме судебного, не представляется возможным, суд считает необходимым признать истца по составу семьи нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес>, поскольку на момент ее увольнения с военной службы имелись правовые основания для такого признания: истец уволен с военной службы по «льготному» основанию при общей продолжительности военной службы более 10 лет, жилым помещением для постоянного проживания не обеспечена, проживала с семьёй в служебном жилом помещении на территории закрытого военного городка, другого жилья не имеет, избрала постоянное место жительства после увольнения с военной службы вне закрытого военного городка, что соответствует положениям ст.51 ЖК РФ, Правилам признания нуждающимися № от ДД.ММ.ГГГГг.
При таких обстоятельствах исковые требования в данной части суд находит подлежащими удовлетворению.
Однако суд не может согласиться требованиями истца о признании решения начальника Территориального отдела ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ по <адрес> в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях» поскольку оно является законным и обоснованным, принятым в соответствии с предоставленными территориальному отделу полномочиями, поскольку Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ № 1280, так и Постановление Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ предусматривают возможность постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении военнослужащих до исключения их из списка личного состава, заявление ФИО1 в Территориальный отдел было подано после исключения из списков воинской части. Однако, территориальный отдел полномочиями по признанию нуждающимися в получении жилого помещения военнослужащих, уволенных с военной службы (после их увольнения), не наделен. В связи с чем, в данной части заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 и членом ее семьи ФИО2 право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства – <адрес> за счет средств федерального бюджета, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Признать бездействие командира в/ч 21663 по вопросу обеспечения ФИО1 жилым помещением по избранному месту жительства незаконным.
Признать ФИО1 и члена ее семьи ФИО2 нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления жилого помещения, предусмотренным ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ включить ФИО1 и члена ее семьи ФИО2 в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Сочилова