Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-492/2013-2 ~ М-459/2013-2 от 25.09.2013

(...) дело № 2-492/13

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 октября 2013 года г. Снежногорск

Полярный районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Косачёва И.В.,

при секретаре Карповой Л.В.,

с участием представителя истца Зозули А.Н., действующего на основании доверенности, представителя ответчика и третьего лица муниципального казенного учреждения «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» Морошкиной Т.Л., действующей на основании доверенности, третьего лица Климкина В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой (ИО)1 к администрации ЗАТО Александровск о признании права на внеочередное получение жилья в средней полосе Российской Федерации и обязании администрации ЗАТО Александровск предоставить трехкомнатную квартиру за пределами закрытого административно-территориального образования в течение одного года,

У С Т А Н О В И Л:

Иванова Н.Г. обратилась в суд с иском к администрации ЗАТО Александровск о признании права на внеочередное получение жилья в средней полосе Российской Федерации и обязании администрации ЗАТО Александровск предоставить трехкомнатную квартиру за пределами закрытого административно-территориального образования (далее по тексту – ЗАТО).

В обоснование исковых требований указала, что Постановлением администрации ЗАТО Снежногорск № (...) от 03.03.2009 ей была выделена трехкомнатная квартира в средней полосе Российской Федерации по адресу: п. (...) (...) области, ул. (...), д. (...), кв. (...) (в настоящее время дом (...) по ул. (...)), с правом передачи ее в частную собственность истца. Выделение истцу квартиры вне очереди никто из состоявших в очереди впереди нее не оспаривал. Считает, что таким образом у нее возникло право на внеочередное получение ею жилья за пределами ЗАТО. В связи с тем, что дом не был достроен, она квартиру не получила. Считает, что в этом виноваты подрядчик и администрация ЗАТО Снежногорск, правопреемником которой является администрация ЗАТО Александровск, которая не осуществляла надлежащий контроль за строительством и до настоящего времени самоустранилась и не предпринимает усилий для фактического осуществления ее права на внеочередное получение жилья в средней полосе Российской Федерации. Администрацией ЗАТО Александровск ей было предложено восстановиться в очереди, так как решение о выделении квартиры в п. (...) не может быть исполнено. Указывает, что с 2009 года квартиры в средней полосе Российской Федерации получили многие жители ЗАТО, которые состояли в очереди как впереди нее, так и позади. Ей ответчиком не было предложено выехать в другой населенный пункт средней полосы Российской Федерации. Полагает, что ее права и законные интересы существенно нарушены.

Просит признать свое право на внеочередное получение жилья в средней полосе Российской Федерации, обязать администрацию ЗАТО Александровск в течение одного года предоставить ей трехкомнатную квартиру, аналогичную (по метражу и количеству комнат) квартире в п. (...), в п. (...) или другом населенном пункте средней полосы Российской Федерации, который бы ее устроил.

Истец Иванова Н.Г. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, третье лицо Иванова Е.П. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд рассмотрел дело в отсутствие истца и третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца Зозуля А.Н. исковые требования поддержал и дополнительно пояснил, что поскольку стоявшие в очереди впереди истца граждане отказались от квартиры в п. (...), то квартира была выделена истцу вне очереди, поскольку она стояла в очереди под номером 325. Законодательством не запрещается внеочередное предоставление жилья органами местного самоуправления.

Представитель ответчика и третьего лица – муниципального казенного учреждения «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» (далее по тексту – МКУ «СМИ ЗАТО Александровск») Морошкина Т.Л. исковые требования не признала и пояснила, что внеочередной порядок получения жилья не предусмотрен Положением «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО г. Снежногорск на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам», действующим до настоящего времени в территориальном округе Снежногорск ЗАТО Александровск. Квартира № (...) по адресу: п. (...) (...) области, ул. (...), д. (...) не может быть фактически предоставлена истцу в связи с тем, что данный дом не сдан в эксплуатацию. По данному факту возбуждено уголовное дело. В 2009 году квартира была предложена истцу в связи с тем, что другие граждане, имеющие право на отселение и состоящие в списке впереди истца, от данного жилья отказались. Истцу неоднократно разъяснялось, что он может восстановиться в очереди на отселение и получить жилье в другом городе.

Третье лицо Климкин В.Ф. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить иск, поскольку он и его супруга Иванова Н.Г. в течение пяти лет не могут получить выделенную им квартиру в п. (...). При этом, обязательство о сдаче жилого помещения исполнили в полном объеме и передали квартиру в собственность муниципального образования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, учетное дело переселенца Ивановой Н.Г., суд приходит к следующему.

Закон Российской Федерации от 14.07.(...) № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.

Социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим или работающим в ЗАТО, определены в ст. 7 указанного Закона, из которой следует, что если согласно условиям особого режима ЗАТО в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения (ч. 2 ст. 7 Закона).

В соответствии с абзацем 2 ч. 2 приведенной нормы закона граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Исполняя указанный Закон, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 11.01.2011 № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам» (далее по тексту – Постановление Правительства РФ).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ обязанность по переселению граждан из ЗАТО на новое место жительства и обеспечение их жильем на новом месте жительства возложена на орган местного самоуправления этого ЗАТО за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного ЗАТО, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.

Исходя из содержания п.п. 8, 9 указанного Постановления Правительство РФ обязало органы местного самоуправления ЗАТО осуществлять непосредственное обеспечение граждан, переезжающих из ЗАТО, установив на федеральном уровне порядок обеспечения таких граждан жильем и источник финансирования.

Предоставляя органам местного самоуправления разработать на уровне своего муниципального образования нормативный акт, регламентирующий порядок обеспечения граждан, переезжающих из ЗАТО, законодатель, тем самым, отнес выбор способа реализации такой категории граждан жильем в рамках действующего закона к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Решением Совета депутатов № 67 от 14.06.2007 утверждено Положение «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО г. Снежногорск на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам» (далее по тексту Положение) (с изменениями и дополнениями) (л.д. 58-80).

Суд принимает порядок обеспечения жильем граждан, переезжающих из г. Снежногорск на новое место жительства, утвержденный решением Совета депутатов, как действующий на территории г. Снежногорск ЗАТО Александровск, учитывая положения ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 28 Устава муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области, допускающие действие нормативных актов, принятых органами местного самоуправления, и осуществляющими полномочия на день создания вновь образованного муниципального образования, в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

Согласно п. 1.2 названного Положения переселение граждан из ЗАТО г. Снежногорск на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляется администрацией ЗАТО г. Снежногорск за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления ЗАТО г. Снежногорск.

Федеральный законодатель устанавливает, что вопросы переселения граждан из ЗАТО должны решаться по согласованию с гражданами, определение порядка отселения и выбора способа его реализации отнесен к компетенции органов местного самоуправления ЗАТО.

Орган местного самоуправления ЗАТО в соответствии с Постановлением Правительства РФ выбрал тот вариант обеспечения граждан жильем, который посчитал целесообразным для использования в практике ЗАТО в рамках своих полномочий. Следовательно, установленный на федеральном уровне порядок обеспечения жильем граждан и в его исполнение действующий на территории г. Снежногорск порядок обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, как мера государственной поддержки в рамках реализации прав граждан, переезжающих из ЗАТО, на получение жилья за его пределами, предусмотренная специальными нормами, не допускает произвольного его изменения.

Приобретение органом местного самоуправления ЗАТО за счет средств федерального бюджета жилых помещений для лиц, переселяющихся из такого образования, является одним из способов исполнения им возложенной законом обязанности по обеспечению этих лиц жильем.

В силу п. 5 Постановления Правительства РФ решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления ЗАТО. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления ЗАТО по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно-территориальное образование.

В соответствии с п. 1.5 Положения при выделении жилья за пределами ЗАТО г. Снежногорск установлен единый порядок включения в список на получение жилья за пределами ЗАТО в порядке отселения с учетом стажа работы и проживания в ЗАТО.

Согласно п.п. 2.1 и 2.2 Положения обязательным условием для принятия на учет граждан, желающих выехать за пределы ЗАТО Александровск на новое место жительства, является стаж их работы в ЗАТО не менее 10 лет. Решение о включении в список на отселение граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО г. Снежногорск и имеющих на это право в соответствии с настоящим Положением, принимается комиссией по распределению жилья внутри города и за пределами ЗАТО г. Снежногорск (далее по тексту – Комиссия).

В силу п. 2.10 Положения список на отселение граждан из ЗАТО формируется ежегодно в январе месяце в зависимости от стажа работы в ЗАТО. Указанный список утверждается решением Комиссии по состоянию на 15 января текущего года и вывешивается на стенде для обозрения в срок до 1 февраля текущего года. На каждую семью, включенную в список, оформляется учетное дело, содержащее документы, являющиеся основанием для отселения из ЗАТО.

Пунктом 4.1 Положения предусмотрено, что предоставление жилья в порядке отселения осуществляется в соответствии с единым списком на получение жилья и оформляется постановлением Главы администрации ЗАТО г. Снежногорск. Во исполнение указанного пункта постановлением администрации ЗАТО г. Снежногорск от 03.03.2009 № (...) «О выделении жилой площади гражданам города за пределами ЗАТО г. Снежногорск» на основании решения жилищной комиссии Ивановой Н.Г. выделена трехкомнатная квартира на состав семьи три человека по адресу: п. (...), (...) область, ул. (...), д. (...), кв. (...) (протокол от 04.02.2009 № 3, строительный адрес ул. (...), д. (...) (л.д.81-85,139-141). В связи с распределением истцу жилья она была исключена из списка на отселение.

Согласно п. 1.3 генерального договора на строительство жилья в п. (...) (...) области для граждан ЗАТО г. Снежногорск, выезжающих на новое место жительства № 11 от 03.03.2005, заключенного Управлением муниципальной собственностью администрации ЗАТО г. Снежногорск с обществом с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 1», право собственности на жилье, построенное в соответствии с п. 1.1 настоящего договора, перейдет к гражданам, которым предоставляются жилищные субсидии (л.д. 86-101). Истец 22.01.2009 произвела оплату за долевое участие в строительстве жилья по договору № (...) в размере (...) рублей (л.д. 10).

Как пояснила представитель ответчика, квартира по адресу: п. (...), (...) область, ул. (...), д. (...) кв. (...) не может быть предоставлена истцу в связи с тем, что указанный дом не сдан в эксплуатацию. Арбитражным судом (...) области ООО «Строительно-монтажное управление № 1» признано банкротом, в отношении него введена процедура конкурсного производства, 25.07.2013 Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск включено в реестр требований о передаче жилых помещений (л.д. 143-169). В отношении должностных лиц, допустивших нарушения при строительстве жилья по программе переселения жителей, проживающих на территории ЗАТО, по заявлению администрации ЗАТО Александровск возбуждены уголовные дела.

Ответчиком не оспаривается тот факт, что дом, в котором находится распределенная истцу квартира, не сдан в эксплуатацию, поэтому суд не входит в проверку наличия акта передачи квартир от 28.11.2008 по дополнительному соглашению № 2/2007 от 12.12.2007 к генеральному договору на строительство жилья в пгт. (...) (...) области для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера № 11 от 03.03.2005.

В связи с невозможностью предоставления истцу жилья в п. (...) МКУ «СМИ ЗАТО Александровск», в связи с банкротством застройщика, 18.07.2013 Ивановой Н.Г. было предложено восстановиться в очереди на отселение и получить жилье в порядке, предусмотренном Положением (л.д. 18-20).

Вместе с тем, истец считается гражданином которому предоставлено жилье за пределами ЗАТО г. Снежногорск, выделенное в соответствии с федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами, связанными с обеспечением жильем граждан, переезжающих из ЗАТО, что позволяет ответчику исключить из списка очередников, имеющих право на переселение из ЗАТО, так как постановление о выделении жилья Ивановой не отменено и имеет юридическую силу.

Исполненное истцом обязательство о сдаче жилого помещения правового значения не имеет, поскольку исходя из условий обязательств Иванова приняла на себя обязательство в трехмесячный срок со дня приобретения жилого помещения (приема квартиры по акту или получения свидетельства о собственности) в избранном регионе вселения освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать его в технически – исправном состоянии. 08.02.2011 Иванова Н.Г. по договору дарения квартиры, принадлежащей ей на праве собственности, передала в собственность Муниципального образования ЗАТО Александровск квартиру по адресу: г. Снежногорск Мурманской области, ул. (...), д. (...), кв. (...). Договор дарения зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Мурманской области 21.02.2011. Однако требований по исполнению обязательства по передаче жилого помещения администрацией не предъявлялось, документов, связанных с регистрацией в собственность квартиры в пос. (...) Иванова не имела, как на момент перехода права собственности, так и в настоящее время. Как пояснил Климкин В.Ф., обязательство о сдаче жилого помещения исполнено Ивановой в добровольном порядке.

Сторонами не оспаривается право на получение и распределение жилья истцу Ивановой Н.Г. под порядковым номером 325, в связи с этим суд не входит в оценку действий Комиссии по правомерности выделения жилья.

При этом, пунктом 3.1 Положения установлен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на первоочередное получение жилья за пределами ЗАТО, который аналогичен перечню, установленному Постановлением Правительства РФ.

Анализ приведенных правовых норм Постановления Правительства РФ и Положения позволяет суду сделать вывод о том, что право граждан на внеочередное получение жилья за пределами ЗАТО не предусмотрено действующим законодательством.

Исходя из указанных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что право истца на получение жилья за пределами ЗАТО не нарушено, оно реализовано путем выделения ей квартиры и не оспаривается сторонами, а порядковый номер 325 очереди истца на получение жилья не свидетельствует о том, что жилье выделено ей вне очереди.

Таким образом, представитель истца и истец заблуждаются относительно трактовки норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и суд приходит к выводу, что жилье в п. (...) выделялось в порядке, установленном Положением.

Суд признает несостоятельной ссылку представителя истца о том, что в Положении отсутствует пункт, который позволяет исключить из очереди гражданина, обеспеченного жильем, поскольку в соответствии с п. 1.6. Положения право на отселение из ЗАТО г. Снежногорск предоставляется один раз. При этом, вынесенное постановление о выделении жилья гражданину является основанием для проведения регистрационных действий по оформлению жилья в собственность, соответственно и является основанием для исключения гражданина, обеспеченного жильем за пределами ЗАТО из списков очередников, желающих переселится из ЗАТО.

Между тем, разрешение спора о восстановлении нарушенных прав тем способом судебной защиты, который избран истцом и его представителем, как признание права на внеочередное получение жилья в средней полосе Российской Федерации в рамках действующего правового регулирования обеспечения жильем граждан, переезжающих из ЗАТО, исключает возможность внесения изменений в действующее законодательство с целью восстановления нарушенных прав, поскольку оценка целесообразности определения способов обеспечения жильем такой категории граждан не входит в компетенцию суда, в связи с чем исковые требования не обоснованны.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах у истца отсутствуют основания требовать признания ее права на внеочередное получение жилья в средней полосе Российской Федерации и предоставления ей двухкомнатной квартиры, аналогичной (по метражу и количеству комнат) квартире в п. (...), в п. (...) или другом населенном пункте средней полосы Российской Федерации, который бы ее устроил.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░)2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-492/2013-2 ~ М-459/2013-2

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванова Наталья Георгиевна
Ответчики
Администрация ЗАТО Александровск
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Косачев Игорь Валерьевич
Дело на сайте суда
pol--mrm.sudrf.ru
25.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2013Передача материалов судье
30.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2013Судебное заседание
22.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее