Дело № 2-1180/13 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ05 декабря 2013 года ст. Ессентукская
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего, судьи - Дождёвой Н.В.,
при секретаре - Шония З.В.,
с участием:
истца - Микешиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Предгорного районного суда Ставропольского края, гражданское дело по иску Микешиной А.Н. к Администрации Винсадского сельсовета о признании принявшей наследство, признании права собственности на наследственное имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Предгорный районный суд с требованиями к Администрации Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края о признании принявшей наследство, признании права собственности на наследственное имущество.
Свои требования мотивирует тем, что ей на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>.
Другая 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом принадлежала отцу истца - Микешин Н.Л. на основании договора дарения, удостоверенного исполкомом Винсадского сельского Совета депутатов трудящихся <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по реестру № и справки Винсадской сельской администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ Микешин Н.Л. умер.
После смерти Микешин Н.Л. открылось наследство в виде 1\2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>.
Наследниками первой очереди по закону после смерти отца являлись: мать наследодателя Микешина Д.Н., сын наследодателя - И.Н. и истец (каждый в 1\3 доле от наследственного имущества, Микешина Д.Н. - отказалась от своей 1/3 доли в праве в пользу истца. Поэтому истец получила свидетельство о праве на наследство по закону на 2\3 доли в праве общей долевой собственности на наследство отца.
Истец в установленный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о согласии принять причитающуюся ей долю наследства, открывшегося после смерти ее отца, о чем имеется свидетельство о праве на наследство по закону.
ДД.ММ.ГГГГ умер брат истца - Микешин И. Н., что подтверждено в установленном законом порядке (свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ года).
В настоящее время, считая, себя фактически принявшей наследство, истец обратилась к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство по закону после смерти брата, однако, ей было рекомендовано обратиться в суд, поскольку ею пропущен установленный законом 6-ти месячный срок.
Проживая фактически всю свою сознательную жизнь в наследственном доме, считает, что фактически приняла наследство брата, поскольку, не только зарегистрирована в жилом доме, но и оплачивает все платежи, сохраняет наследственное имущество, поддерживает его в надлежащем состоянии. Просит суд признать её принявшей наследство ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ в виде 1/6 доли общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес> признать право собственности на указанное имущество в порядке наследования.
В судебном заседании истец полностью поддержала заявленные к ответчику требования и просит их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Других доводов не имеет.
От представителя ответчика – Администрации Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, путем факсимильной связи, поступило заявление, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации. В заявлении также указано, что против требований истца ответчик не возражает.
От нотариуса Предгорного нотариального округа СК, С. представлено суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие во всех судебных заседаниях.
Суд, с согласия истца счел возможным удовлетворить просьбу ответчика и 3-го лица о рассмотрении дела в его отсутствие, в соответствии с требованиями с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы гражданского и наследственного дела и представленные доказательства, в том числе и письменные, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 35 Конституции РФ – право на наследство гарантируется.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
На основании ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
На основании ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации прав наследника на наследственное имущество, когда таковое подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, в том числе и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.
При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. При этом днем открытия наследства является день смерти гражданина (ст. 1114 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
Согласно свидетельству о смерти серии I№, выданному ДД.ММ.ГГГГ, Микешин Н.Л., умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти № (л.д. 10).
На основании ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно ч. 1 ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Из свидетельства о рождении серии № выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что родителями Микешиной А.Н., являются Микешин Н.Л. и ФИО7 (л.д. 14).
Из свидетельства о рождении серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что родителями ФИО8, являются Микешин Н.Л. и ФИО7 (л.д. 13).
ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти №
Таким образом, 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, принадлежавший Микешин Н.Л., которая в установленном законом порядке Микешиным И. Н. не принята, ввиду его смерти. Наследство Микешина И. Н. составляет 1\3 долю в праве общей долевой собственности от наследства отца (или 1\6 долю в праве от всего жилого дома).
Исходя из изложенного, единственным наследником к имуществу умершего Микешина И.Н. является истец по делу.
Согласно ч. 2 ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
При этом в соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать предусмотренные п.2 ст.1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству, как к собственному имуществу.
Изложенное свидетельствует о том, что законом установлена презумпция принятия наследства наследником, совершившим предусмотренные ст. 1153 ГК РФ действия, подтверждающие его намерение приобрести наследство для себя, в своих интересах и интересах, соответствующих воле завещателя. Действия, в которых проявляется отношение наследника к наследству как собственному имуществу, свидетельствуют о фактическом принятии наследства.
Из объяснений истца, следует, что с момента открытия наследства она пользуется наследственным имуществом, за свой счет несет расходы по его содержанию, в том числе оплачивает коммунальные платежи.
В подтверждение указанных доводов истцом суду представлены квитанции об оплате коммунальных услуг за домовладение и чеки, подтверждающие их оплату (<данные изъяты>
Таким образом, истец фактически принял наследство в виде 1/6 доли домовладения № <адрес>.
На основании ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, суд устанавливает факт принятия наследства.
Установление факта принятия наследства необходимо истцу для оформления прав на 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>.
В соответствии с п.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
На основании ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 1142 ГК РФ если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
На основании ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как установлено в судебном заседании наследников первой очереди у умершего ФИО8 нет, единственным наследником второй очереди является истец по делу.
Совокупность вышеуказанных доказательств, предоставленных истцом в обоснование своих требований, дают суду основания для установления факта принятия наследства Микешиной А.Н..
Согласно договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ года, Микешина Д.Н. действительно подарила принадлежащую ей 1/2 долю жилого дома А, находящегося по адресу : <адрес>. (<данные изъяты>
Согласно свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ года, наследницей ФИО9, умершего ДД.ММ.ГГГГ в 2/3 долях является ФИО10 – его дочь, в том числе 1/3 доли наследства отказавшейся в ее пользу матери умершего Микешина Н.Я. – ФИО11<данные изъяты>
Из технического паспорта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что правообладателем указанного домовладения является ФИО10 (<данные изъяты>).
На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к его наследникам (ч. 2 ст. 218 ГК РФ) по завещанию либо по закону.
Суд считает установленным, что Микешина А.Н. является наследником по закону второй очереди к имуществу умершего ФИО8 – его сестрой, в подтверждении чего суду представлено свидетельство о рождении Микешиной А.Н.(л.д. 14)
Однако презумпция принятия наследства, установленная законом в отношении наследника, совершившего действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, не нарушает основного принципа приобретения наследства - свободы и добровольности принятия наследства.
С учетом требований ст. 1153 ГК РФ, а также представленных представителем истца письменных доказательств, суд считает установленным, что истец в установленный законом срок вступил в распоряжение и управление наследственным имуществом, а потому принял наследство после смерти отца и брата, в связи с чем подлежат удовлетворению заявленные ею требования об установлении факта принятия наследства.
Наследники, имеющие право наследовать, осуществляют право на наследство исключительно по собственной воле, и они вправе принять наследство или отказаться от него (ст. 1157 ГК РФ). Принятие наследства - это односторонняя сделка, которая совершается по воле одного лица.
Отсутствие регистрации прав на недвижимое имущество за наследодателем в период его жизни не порождает необходимости государственной регистрации за ним недвижимости после его смерти, как условия наступления наследственного правопреемства.
Включение недвижимости в состав наследственного имущества или признание права за наследниками на такое имущество должно производиться на основании тех же документов, на основании которых сам умерший правообладатель, будь он жив, мог бы требовать государственной регистрации права на данный объект недвижимого имущества за собой.
В соответствии со ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается его смертью, поэтому за ним после смерти не может быть признано право собственности на недвижимое имущество, которое не было зарегистрировано на его имя.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество является государственная регистрация, а до введения указанного закона в действие - регистрация в БТИ.
Однако, указанные обстоятельства не являются препятствием к защите прав и интересов правопреемников умершего – истца по делу.
Имущество умершего - это принадлежавшие наследодателю имущественные права, а также имущественные обязанности. Помимо прав и обязанностей, входящих в состав наследства и переходящих к наследникам в порядке универсального правопреемства, имеются права и обязанности, которые впервые возникают у наследника или впервые на него возлагаются, но которые функционально связаны с наследованием. К таким правам относятся права, предоставляемые наследникам для посмертной реализации и судебной защиты ими прижизненных интересов наследодателя, права, которые имеют целью завершение наследниками гражданско-правовой деятельности, начатой наследодателем при жизни.
С учетом ранее изложенного, положений ст. 1161 ГК РФ, 1152 ГК РФ о том, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации, иск Микешиной А.Н. о признании принявшей наследство и признании права собственности на наследственное имущество, состоящее 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой <адрес> края, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином Государственном реестре.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 321 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить факт принятия Микешиной А.Н. наследства в виде 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой <адрес>, открывшегося после смерти ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ года.
Признать за Микешиной А.Н., право собственности на 1/6 долю в праве общей долевой собственности на жилой <адрес> - в порядке наследования после смерти ФИО8.
Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности и внесению изменений в техническую документацию и землеустроительное дело.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца, со дня его принятия его судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Предгорный районный суд СК.
Судья Н.В. Дождёва