Решение по делу № 12-203/2018 от 01.06.2018

Дело №12-203/2018 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

г.Белово 05 июля 2018 года

Судья Беловского городского суда Климова Н.А.

с участием помощника Беловского транспортного прокурора Бордокина А.Д.

должностного лица –госинспектора ФИО4

лица, в отношении которого прекращено производство по делу- ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении ФИО1, по протесту Беловского транспортного прокурора на постановление № Т-284-в от 22.05.2018 г., о прекращении производства по делу,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по КО Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО4 от 22.05.2018 года, производство по делу об административном правонарушении по ст.8.2 КРФ об АП в отношении ФИО1 прекращено в соответствии со ст.24.5 КРФ об АП, в связи с отсутствием состава правонарушения.

На указанное постановление Беловским транспортным прокурором подан протест в котором просит его отменить, как незаконное и необоснованное, указывая на наличие в действиях должностного лица ФИО1 состава предъявленного правонарушения, предусмотренного специальной нормой - статьей 8.2 КоАП РФ. Полагая, что выводы должностного лица о прекращении производство по делу на основании п.5.1 Регламента взаимодействия Западно-Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений с причастными службами западно-Сибирской железной дороги в области природоохранного законодательства на полигоне от 29.04.2014 г. №З-Сиб 372/р, не обоснованы, поскольку не дана оценка в связи с чем на ст.Байкаим рядом со зданием, в котором размещается подразделение Беловской дистанции пути образована несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, т.е. свалка несанкционированная ДЭЗ.

В судебном заседании помощник прокурора Бордокин А.Б., пояснил, поддержав доводы протеста, что должностным лицом при вынесении постановления о прекращении административного преследования ФИО1, не даны конкретные обоснования по факту нахождения на свалке спецодежды, на которую основывается прокурор в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и ее принадлежности по маркировке с данными ПЧ-31. Должностное лицо необоснованно указывает, что лампы не принадлежат организации, а спецодежда не является отходами дистанции пути. Регламент не может определять, что лампы не поступали в организацию, это не проверялось инспектором, а здание на балансе МГЧ мусорный контейнер установлен им, договора на вывоз мусора нет. Одновременно, по аналогичным нарушениям в отношении начальника Дистанции вынесено постановление. Кроме того, указывает на неверное указание должностным лицом в постановлении норм Закона и основание прекращение- часть ст.24.5 КРФ об АП.

Должностное лицо, вынесшее постановление- госинспектор ФИО4 в судебном заседании пояснила, что при проверке указанных прокурором в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, доводов, кроме фотографий бытового мусора им иных доказательств не представлено. Потребитель, либо лицо, ответственное по содержанию, несет ответственность именно за содержание территории, закрепленной за предприятием. Согласно схемы отвода территории, свалка расположена за пределами территории, закрепленной за Дистанцией. Претензии должны быть к Дистанции эксплуатирующей здание, заключении договоров и вывозу отходов и оборудования и вывоз в том числе люминесцентных ламп. Вопрос к дистанции пути, эксплуатирующей здание, у предприятия могли образоваться эти отходы. Для установления заключения договоров необходимо было обработать бухгалтерскую документацию, приобретались ли или списывались утилизировались отходы. При проверке установлено, что люминесцентные лампы не приобретались, не устанавливались и не списывались, как и предметы спецодежды. Вина должностного лица- ФИО7, как главного инженера по возложенным на него должностной инструкцией обязанностям, не установлена, в том числе и представленными прокурором доказательствами, в связи с чем производство по делу, прекращено.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление -ФИО6, пояснил, что согласно Регламента, здание Беловской дистанции пути на балансе НГЧ-3. На момент проверки место складирования бытового мусора не оборудовано требованиями СанПина. В здании находятся и иные организации в том числе службы, оказывающие услуги по установке, замене люминесцентных ламп, таким образом прямая обязанность по оборудованию соответствующего места хранения возложена на эту организацию. В ходе проверки установлена свалка бытового мусора, которая находится на территории отвода заброшенных земель муниципального образования Ленинск-Кузнецкого городского округа. В здании ПЧ-31 осуществляется деятельность, комната для переодевания, приема пищи и проведения планерок, какой либо оргтехники, от которой могли образоваться отходы офисной бумаги и т.д. нет. Прокурором не выявлено истинное виновное лицо, в создании несанкционированных отходов, поскольку в том числе, спецодежда -жилеты принадлежат работникам, которые по инструкции несут ответственность за ее хранение и утилизацию. Каких либо распоряжений в указанный период на списывание спецодежды по периодическим срокам износа, не выносилось.

Судья, выслушав участников процесса, проверив материалы дела, проходит к следующему:

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Как следует из материалов дела, постановлением Беловского транспортного прокурора от 28.04.2018 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении главного инженера Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры- структурного подразделения- филиала ОАО «РЖД» ФИО1 Основанием послужили: информация линейного отдела МВД РФ на ст.Белово от 21.03.2018 года, задание Западно-Сибирской транспортной прокуратуры от 29.01.2018 г. от 01.02.2018 г. о проведении проверки исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

В ходе проверки в нарушение ч.1, 3, 6 ст.13.4 Федерального Закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.51 Федерального Закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», п.15 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», согласно которого, потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, на станции Байкаим рядом со зданием, в котором размещается подразделение Беловской дистанции пути, установлено о несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившееся в том, что образована несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. При визуальном осмотре свалки, установлено наличие офисной бумаги, спецодежды, сигнальных жилетов с маркировкой ПЧ-31 (выдаваемых только работникам Беловской дистанции пути), разбитых люминесцентных ламп. Свалка образовалась в связи с несоблюдением работниками дистанции законодательства об охране окружающей среды.

Постановлением должностного лица госинспектора ФИО4 от 22.05.2018 года производство по делу в отношении ФИО1 прекращено по основанию ч.2 ст.24.5 КРФ об АП, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Как указано в постановлении, основанием для прекращения явился п.5.1 Регламента взаимодействия Западно-Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений с причастными службами Западно-Сибирской железной дороги- филиала ОАО РЖД и объяснение ФИО1 о том, что ответственность за оборудование и содержание в соответствии с санитарными и экологическими требованиями объектов накопления отходов производства и потребления 4-5 класса опасности (контейнеров, емкостей и площадок) образующихся от деятельности работников пользователя помещений, передачу их на утилизацию и захоронение, несет дирекция по эксплуатации зданий и сооружений.

Вместе с тем с указанными выводами согласиться нельзя.

В статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» приведены основные понятия, использующиеся в Законе. Так, отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

-обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

-накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

Статьей 10 ч.1 и 2 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» установлено, что при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, в том обязаны предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.

Согласно ст.13.4, ч.1, 3, 6 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается: только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в: пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. №1155 утверждены «Правила обращения с твердыми коммунальными отходами».

Часть 1 Правил устанавливает порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 9 установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Пунктом 10 установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей

внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Согласно п.15, потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 2 установлено, что «потребитель» - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ст.51 ч.1 и 2, ст.2 ч.6 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления-, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В результате проверки, проведенной Беловской транспортной прокуратурой 27.04.2018 года, установлено, что в нарушение требований законодательства РФ в сфере обращения с отходами производства и потребления, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, на станции Байкаим, рядом со зданием, в котором размещается подразделение Беловской дистанции пути, образована несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов.

При визуальном осмотре несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов установлено наличие офисной бумаги, спец. одежды, сигнальных жилетов с маркировкой ПЧ-31 (выдаваемых только работникам Беловской дистанции пути), разбитых люминесцентных ламп и т.д., что подтверждается актом проверки Беловской дистанции пути от 27.04.2018 г., фотоматериалами, имеющимися в материалах административного дела.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Должностное лицо, принимая решение об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, должной оценки представленным Беловским транспортным прокурором материалам, актам проверки, фототаблицам, не дал, не установил, кто является «потребителем», согласно Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе сведения о нахождении и количестве расположенных в здании по <адрес> организациях, не истребовал, не сопоставил возможность образования отходов исходя из деятельности ОАО «РЖД» Дистанции пути и с учетом Приложения к приказу от 27.01.2017 г. Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно которым предусмотрены из отходов лампы люминесцентные, отходы бумажные, канцелярские.

Кроме того, ссылаясь на 5 раздел Регламента, должностным лицом не установлено в полном объеме, заключались ли договоры на утилизацию и размещение бытовых отходов, оборудование и содержание контейнеров ДЭЗ, если да то с кем.

Одновременно не дана оценка п.5.2 указанного Регламента, согласно которому пользователь здания несет ответственность за предоставление информации об объемах образования отходов 4-5 класса, контроля за выполнением графика вывоза этих отходов, передачу на утилизацию офисной техники и другого оборудования, выполнение природоохранных мероприятий, обучение работников вопросам охраны окружающей среды.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушением соответствующих норм.

Субъектами данного правонарушения являются любые юридические, физические, должностные лица, не соблюдающие экологические и санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно приказа от 06.02.2018 г. на должность главного инженера Беловской дистанции пути назначен ФИО1

В соответствии с п.2.9, 2.55, 2.62, 2.65, должностной инструкции утвержденной от 02.03.2015 г., главный инженер Беловской дистанции пути обязан контролировать соблюдение технологических режимов природоохранных объектов, правил охраны природы, состояние окружающей среды; осуществлять общее руководство по соблюдению природоохранного законодательства, принимать меры по содержанию территории предприятия, организации мест временного хранения отходов производства и потребления в соответствии с санитарными нормами и требованиями экологической безопасности; принимать участие в реализации Политики ОАО «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности в дистанции;

Таким образом, госинспектором преждевременно сделан вывод о том, что в действиях должностного лица – главного инженера Беловской дистанции пути ФИО1 отсутствует состав правонарушения по несоблюдению законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды в сфере обращении с отходами производства и потребления.

Не истребованы госинспектором и сведения о наличии либо отсутствии в соответствии с Регламентом, заключенных Дирекцией по эксплуатации зданий и сооружений, либо Дистанцией путей, договоров на утилизацию отходов, а исходя из исследованных доказательств должностное лицо сделало вывод об отсутствии у пользователя здания Дистанции пути каких-либо отходов и отсутствии у главного инженера обязанностей по принятию мер к охране окружающей среды.

В том числе ФИО1 указывает на то, что за предметы спецодежды- жилеты с маркировкой ПЧ-31, обнаруженные на свалке, отвечают сами работники, однако в соответствии с п.2.31, должностной инструкции утвержденной от 02.03.2015 г., главный инженер Беловской дистанции пути организовывает хранение, ремонт спецодежды.

Государственным инспектором не дана оценка обнаруженным на свалке жилетам, возможность их там образования, поскольку ФИО1 несет обязанности и по контролю работниками соблюдению правил охраны природы, состояния окружающей среды.

Указанные нарушения процессуальных требований являются существенными, носят фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход дела, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть его.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица нельзя признать законным, в связи с чем, оно подлежит отмене в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, а дело – направлению на новое рассмотрение, поскольку срок давности, установленный ст.4.5 ч.1 КРФ об АП, для рассмотрения дел о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, составляющий один год, не истек.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено также указание госинспектором в постановлении на 2 странице на Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления», однако судья рассматривает данное обстоятельство технической ошибкой и в связи с отменой указанного постановления изменения в него вносить безосновательно.

Кроме того, доводы помощника транспортного прокурора о неверном указании основания прекращения производства по делу ( отсутствует ссылка на часть 1 в п.2 ст.24.5 КРФ об АП) в постановлении от 22.05.2018 года также не рассматриваются в связи с имеющемся в материалах дела определением об исправлении опечаток от 02.07.2018 года и отменой принятого решения.

Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по КО Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО4 от 22.05.2018 года которым производство по делу об административном правонарушении по ст.8.2 КРФ об АП в отношении ФИО1 прекращено в соответствии со ст.24.5 КРФ об АП, в связи с отсутствием состава правонарушения, отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течении 10 дней со дня получения копии.

Судья ( подпись) Н.А.Климова


12-203/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
А.В. Голодаев
Ответчики
Бугров Александр Валерьевич
Суд
Беловский городской суд Кемеровской области
Судья
Климова Н.А.
Статьи

КоАП: ст. 8.2

Дело на странице суда
belovskygor--kmr.sudrf.ru
04.06.2018Материалы переданы в производство судье
22.06.2018Судебное заседание
28.06.2018Судебное заседание
05.07.2018Судебное заседание
05.07.2018Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2018Вступило в законную силу
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее