Дело № 2-3871/17
Решение
именем Российской Федерации
«17» мая 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Першина А.В.,
при секретаре Журавлевой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Резник В. Н. к Государственному казенному учреждению Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору,
УСТАНОВИЛ:
Резник В.Н. обратилась в суд с данным иском, в обоснование которого указала, что она является получателем социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья.
За период с июля 2015 года по декабрь 2015 года ответчик не произвел расчет задолженности, мотивируя тем, что с 01 января 2016 года вступило в законную силу Постановление Правительства Амурской области от 11.12.2015 г. № 593, отменяющее действие п. 2 Постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 г.
На основании изложенного, истец просит суд возложить на государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району обязанность осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от 25 июня 2013 года № *** за период с июля 2015 года по декабря 2015 года в размере 32 502,70 рублей; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Будучи уведомленными о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в него не явились истец, представитель Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району, просивший о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представители Правительства Амурской области, министерства финансов Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, и не представившие суду сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности таких причин, и не представившие каких-либо возражений относительно заявленных истцами требований. При таких обстоятельствах и на основании правил ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В отзыве на исковое заявление от представителя ответчика выражено несогласие с заявленными требованиями, указано, что выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья, производятся за счет средств областного бюджета, предусмотренных на текущий год. Выплата компенсаций носит заявительный характер и производится гражданам в порядке очередности подачи заявления. В настоящее время финансирование средств на указанные социальные выплаты отсутствует, поэтому выплата истцу не произведена. Также указано, что Постановлением Правительства Амурской области от 11.12.2015 г. № 593 пункт 2 Постановления Правительства Амурской области Амурской области от 29.12.2014 г. № 784 утратил свою силу с 1 января 2016 года, поскольку предоставление социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору носит заявительный характер, а истец подал документы в 2016 году, поэтому ему было отказано в принятии заявления и произведении расчета задолженности. Кроме того, в отзыве указано, что размер компенсации истцу в соответствии с вышеприведенным порядком за период с августа 2015 года по декабрь 2015 года составляет 32 502,70 рублей.
Изучив доводы искового заявления, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 г. N 28 «Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», в целях развития ипотечного кредитования на территории Амурской области утверждена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы».
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2013 г. № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы» в рамках, которой в целях развития ипотечного жилищного кредитования на территории области, формирования рынка доступного арендного жилья и условий для снижения стоимости жилья действует программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Сроки реализации подпрограммы 2014-2020 гг.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
Как следует из материалов дела, 25 июня 2013 года между ОАО «Сбербанк России» и Резник В.Н. был заключен кредитный договор №***, по условиям которого заемщику был предоставлен ипотечный кредит для приобретения квартиры.
Истец обратилась в государственное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617).
Решением государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району от 03 сентября 2013 года расходы по кредитному договору, заключенному с истцами, приняты к компенсации.
До 01 января 2014 г. предоставление социальной выплаты осуществлялось в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 г.г.» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 г.г.», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 г. № 617.
С 01 января 2014 г. социальная выплата предоставлялась в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2013 г. № 446. Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет, участником программы – Министерство социальной защиты населения Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20 утверждено «Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов».
Согласно п. 1 Положения № 20, устанавливается условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в областном государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов муниципальных образований области (далее - областные или муниципальные учреждения).
В силу п. 3 Положения, право на получение социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями на территории Амурской области, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении (далее - социальная выплата), имеют молодые семьи:
1) где один из супругов работает в областном или муниципальном учреждении (по основному месту работы) и имеет непрерывный стаж работы в данном учреждении не менее одного года;
2) проживающие на территории Амурской области;
3) заключившие с 1 января 2011 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области на сумму не более 2000000 (два миллиона) рублей, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта (далее - кредитный договор).
Согласно п.п. 5-8 Положения, размер социальной выплаты за месяц определяется в сумме фактически уплаченных молодой семьей процентов по кредитному договору за месяц.
Компенсации подлежат фактические расходы молодой семьи, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом или займом.
Молодая семья, претендующая на получение социальной выплаты, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по муниципальному району и городскому округу (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением по форме согласно приложению №1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации.
Согласно п.п. 8,9,10 Положения № 20 предоставление компенсации производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований Положений.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Доводы истца о том, что они являются получателями социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья в рамках подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы», «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» ответчик не оспаривает.
Рассматривая требование истца о возложении обязанности на ответчика произвести компенсационную выплату по кредитному договору за период с июля 2015 года по декабрь 2015 года в размере 32 502,70 рублей, суд приходит к следующему.
Из совокупного смысла пунктов 5 – 8 вышеприведенного Положения следует, что решение о включении гражданина в программу принимается один раз, в последующем, по заявлению гражданина, на основании указанного решения, производится расчет компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за определенный период.
С 01 января 2015 года вступило в силу постановление Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области», согласно которому признаны утратившими силу постановления Правительства Амурской области от 23 января 2012 г. N 19, от 23 января 2012 г. N 20, от 25 января 2012 г. N 26, от 27 февраля 2012 г. N 81, от 10 апреля 2012 г. N 179, от 23 июля 2012 г. N 396, от 25 июля 2012 г. N 402, от 12 октября 2012 г. N 576, от 22 октября 2012 г. N 591, от 19 ноября 2012 г. N 662, от 26 декабря 2012 г. N 783, от 13 февраля 2013 г. N 46, от 19 марта 2013 г. N 100, от 27 февраля 2014 г. N 108, от 4 апреля 2014 г. N 209, от 23 декабря 2014 г. N 755.
Пунктом 2 данного постановления предусмотрено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанными в пункте 1 настоящего постановления, до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.
Как следует из материалов дела, решение о принятии расходов истца к компенсации было принято ответчиком до 01 января 2015 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 11.12.2015 № 593«О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 784» с 01 января 2016 года признан утратившим п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 N 784.
В силу ч.1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановление Правительства Амурской области от 11.12.2015 № 593 является подзаконным нормативно-правовым актом, в котором отсутствует прямое указание на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку постановление Правительства Амурской области от 11.12.2015 № 593 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 784» вступило в законную силу с 01 января 2016 года, следовательно, оно будет распространяться на отношения, возникшие после введения его в действие.
Решение в отношении истца о предоставлении ему социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту принято до 1 января 2015 года, а в силу п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784, данные выплаты должны были производиться в установленном постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20 порядке.
Довод ответчика о том, что в связи с утратой силы с 01 января 2016 года п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784 у ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» не имелось законных оснований для назначения социальной выплаты за 2015 год, поскольку с соответствующим заявлением и пакетом документов истец обратился в Управление после 01.01.2016 года, суд находит ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права, общих правил применения законов во времени.
Обращение истца после 01.01.2016 года в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» с заявлением о начислении и произведении ему социальной выплаты за 2015 год носило законный характер, и законность такого обращения не может быть поставлена в зависимость от вступившего в законную силу с 01 января 2016 года постановления Правительства Амурской области от 11.12.2015 № 593 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 784».
При указанных обстоятельствах, суд считает, что Резник В.Н. вправе требовать выплаты за счет средств областного бюджета компенсации по уплате процентов по кредитному договору за период с августа 2015 года по декабрь 2015 года, при этом, в удовлетворении требований истца в части взыскания с ответчика указанной выплаты за июль 2015 года надлежит отказать, поскольку, решением Благовещенского городского суда от 22 сентября 2015 года на ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» возложена обязанность осуществить выплату компенсации по кредитному договору за период с октября 2013 года по июль 2015 года.
Таким образом, учитывая, что именно к полномочиям государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району в силу приведенного Положения отнесена обязанность по приему от граждан заявлений о произведении выплат и определение размера причитающихся компенсаций, в связи с признанием права истца Резник В.Н. на получение компенсационных выплат за период с августа 2015 года по декабрь 2015 года нарушенным, принимая во внимание предоставленный ответчиком расчет компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность осуществить выплату истцу компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от 25 июня 2013 года за период с августа 2015 года по декабрь 2015 года в сумме 32 502 рублей 70 копеек.
При этом суд учитывает, что по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной поддержки, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Объявляя меры социальной поддержки, органы государственной власти обязаны обеспечить достаточное финансирование данных мер.
В связи с этим ссылки ответчика на отсутствие надлежащего финансирования из бюджета Амурской области не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, заявленный иск обоснован и подлежит частичному удовлетворению.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца Резник В.Н. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины подлежит взысканию 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Резник В. Н. удовлетворить в части.
Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району обязанность осуществить выплату Резник В. Н. компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от 25 июня 2013 года за период с августа 2015 года по декабрь 2015 года в сумме 32 502 рублей 70 копеек за счет средств областного бюджета.
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району в пользу Резник В. Н. расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий: Першин А.В.