Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2005/2013 ~ М-1311/2013 от 28.03.2013

Дело № 2-2005/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*** 2013 года г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Емельяновой Л.В.

при секретаре Душевской К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стрелковой З.И. к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области, Администрации Псковской области о признании права на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, обязании предоставить субсидию на приобретение или строительство жилья,

УСТАНОВИЛ:

Стрелкова З.И., являющаяся вдовой участника Великой Отечественной войны, обратилась в суд с иском к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области, Администрации Псковской области о признании права на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, обязании Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области предоставить социальную выплату (субсидию) на приобретение или строительство жилья.

В обоснование заявленного иска истец указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, постановлением Администрации Опочецкого района от 07.09.2012 года № 678 была признана нуждающейся в жилом помещении, включена в сводный список претендентов на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, однако решением комиссии при Администрации Псковской области от 19.02.2013 года в выдаче субсидии ей было отказано в связи с отсутствием законных оснований в признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим ее права на улучшение жилищных условий. Полагает, что она имеет право на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, поскольку жилой дом, принадлежащий ей на праве собственности, расположенный в деревне М., П. волости, Опочецкого района, Псковской области в соответствии с заключением ЗАО «Н.» является непригодным для проживания, и не может безопасно эксплуатироваться в дальнейшем, поскольку не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

В судебное заседание истец Стрелкова З.И. не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца – Стрелкова З.Ф. в судебном заседании исковые требования Стрелковой З.И. поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчиков - Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогова Н.Б., и Администрации Псковской области Белкин И.Н., иск не признали, ссылаясь на то, что истец правом на получение меры социальной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилья не обладает. В силу положений жилищного законодательства Стрелкова З.И. не может быть отнесена к лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку жилой дом, принадлежащий ей на праве собственности, в установленном законом порядке непригодным для проживания не признан. Считают, что заключение специалиста коммерческой организации о непригодности жилого дома для проживания не может являться доказательством данного факта в связи с отсутствием заключения межведомственной комиссии и несоблюдением истцом порядка, установленного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Представитель третьего лица – Администрации Опочецкого района в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства по делу, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по иску не имеют.

Выслушав объяснения представителей сторон, показания специалиста Ю.А., исследовав материалы дела, суд находит иск Стрелковой З.И. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Стрелкова З.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны С.Ф., умершего *** года, что подтверждается копией справки № 46 от 11.05.2005 г., выданной Управлением социальной защиты населения Опочецкого района (л.д.36).

В целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь ветеранам, активную деятельность, почёт и уважение в обществе, принят Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ, устанавливающий правовые гарантии социальной защиты ветеранов.

В соответствии со ст. ст. 15, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" определена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с положениями ст.21 Федерального закона «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильём членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Законом Псковской области от 07.07.2006 года № 563-ОЗ «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» форма обеспечения жилым помещением определена в виде субсидии.

Согласно Положению о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденным Постановлением Администрации Псковской области от 14.08.2006 года № 326, решение о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения принимается комиссией при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, законодатель установил в качестве обязательного условия для получения членами семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны Великой Отечественной войны меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета критерий его нуждаемости в жилых помещениях.

Постановлением Администрации Опочецкого района от 07 сентября 2012 года № 678 во исполнении решения Опочецкого районного суда от 24.07.2012 года истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 26).

Однако решением Комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений от 19.02.2013 года Стрелковой З.И. было отказано в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения в связи с отсутствием оснований в признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления (л.д. 53-54).

В соответствии с положениями ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Стрелкова З.И. проживает в жилом доме, расположенном в д. М., П. волости, Опочецкого района, Псковской области, общей площадью 41,4 кв.м., в т.ч. жилой – 41,4 кв.м., принадлежащем ей на праве собственности (л.д.19-25).

В указанном жилом доме истец проживает одна, о чем свидетельствует выписка из лицевого счета №11 в похозяйственной книге №5 (л.д.35).

Согласно части 1 пункта 3 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договором социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такой порядок определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, в соответствии с п.2 которого действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В силу п. 4 названного Положения жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Пунктами 9 - 32 указанного положения устанавливаются требования, которые предъявляются к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения (п. 10), обустройству и оборудованию жилого помещения (п. 11), инженерным системам (п. 12 - 14), к объемно-планировочным решениям жилых помещений (п. 20), инсоляции (п. 21) напряженности электромагнитного поля (п. 30).

В соответствии с п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Согласно п.34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, основанием для признания жилого помещения не пригодным для проживания являются наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом, изменений окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющего обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасного для человека уровня химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Из имеющегося в материалах дела экспертного заключения ЗАО «Н.» № 0425/ПС-05/13 от 28 мая 2013 года по результатам обследования технического состояния жилого дома следует, что обследуемый жилой дом, расположенный по адресу: Псковская область, Опочецкий район, П. волость, деревня М., непригоден для постоянного проживания в нем людей и не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым домам (Постановлению Правительтсва РФ №47 от 28.01.2006 года и требованиям ВСН-58-88-р, СанПиН – 2.1.2.2645-10), указанный жилой дом не подлежит капитальному ремонту (л.д.79-94).

По экспертной оценке общий физический износ дома составляет по расчету нормативного физического износа по ВСН 58-88 (р) - 85%, по расчету фактического физического износа по ВСН 53-86 (р) «Правила оценки физического износа жилых помещений» - 61%.

Согласно справке Опочецкого филиала ГП «БТИ» степень износа жилого дома составляет 60 % (л.д. 27).

Оценивая доводы ответчиков о том, что истцом нарушен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, установленный действующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, в связи с чем основания для постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, у органа местного самоуправления отсутствовали, суд учитывает, что указанные обстоятельства не могут служить достаточным основанием для отказа истцу в реализации права на улучшение жилищных условий, гарантированных ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Действительно, в соответствии с п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Пунктом 8 указанного Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что установлено п.42 Положения.

Вместе с тем, при разрешении настоящего спора, суд исходит из положений ст. 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Так, истцом представлено заключение специалиста ЗАО «Н.» Ю.А., имеющего специальность «Промышленное и гражданское строительство», сертификат № MF – 00289/11, подтверждающий квалификацию эксперта в области промышленного и гражданского строительства, выданный 21 марта 2011 года.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Ю.А. выводы о непригодности жилого дома, принадлежащего истцу на праве собственности, изложенные в заключении от 28 мая 2013 года, подтвердил.

Оснований не доверять мнению указанного специалиста и его выводам о техническом состоянии жилого дома истца, изложенным в заключении, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих данные выводы соответствующего специалиста, ответчиками суду не представлено.

При этом суд учитывает, что несоблюдение органом местного самоуправления требований действующего законодательства в части порядка признания жилого помещения непригодным, с учетом фактических обстоятельств дела, само по себе не может служить достаточным основанием к отказу истцу в защите нарушенного права.

Исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в связи с чем иск Стрелковой З.И. подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 196, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Стрелковой З.И., *** года рождения, являющейся вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, право на получение меры социальной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилья.

Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области предоставить Стрелковой Зинаиде Ивановне субсидию на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

Решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.

Мотивированное решение составлено судом *** 2013 года.

Судья Псковского городского суда: Л.В. Емельянова

Решение в апелляционном порядке не обжаловано.

Вступило в законную силу.

2-2005/2013 ~ М-1311/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Стрелкова Зинаида Ивановна
Ответчики
ГГУСЗН ПО
Администрация Псковской области
Другие
Администрация Опочецкого района
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Лукьянова Людмила Викторовна
Дело на странице суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
28.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2013Передача материалов судье
01.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2013Судебное заседание
11.06.2013Судебное заседание
14.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее