Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
г. Североморск 21 января 2015 г.
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Карнов А.А., при секретаре Сизовой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Кузнецова Е.В. об оспаривании действий заместителя начальника отдела № Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел № ЗРУЖО), связанных с отказом внесения в Единый реестр данных об изменении состава семьи,
у с т а н о в и л:
Кузнецов Е.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия заместителя начальника отдела № ЗРУЖО, связанные с отказом внесения в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, сведений о составе его семьи – внука М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и обязать указанное должностное лицо внести сведения о его внуке в Единый реестр.
В судебном заседании представитель заявителя Подхалюзин В.А. в обоснование заявления пояснил, что Кузнецов Е.В. и совместно проживающие с ним члены двое членов его семьи установленным порядком признаны нуждающимися в обеспечении жильем в избранном месте жительства <адрес>. У заявителя изменился состав семьи, поэтому он обратился к ответчику с заявлением, в котором просил снять с учета нуждающихся в жилых помещениях его сына ДД.ММ.ГГГГ рождения в связи с убытием для прохождения военной службы в другой регион и внесения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилье, его дочери и внука, во внесении в Единый реестр внука заявителя - М.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано. Данный отказ он полагает незаконным, поскольку он противоречит требованиям Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Жилищному кодексу РФ.
Заявитель и ответчик, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, об уважительности причин своей неявки не сообщили.
Выслушав мнение представителя заявителя и исследовав представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Из выписки из послужного списка личного дела, справок войсковой части №, справки формы № МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>» видно, что <данные изъяты> Кузнецов Е.В. проходит военную службу в воинской должности <данные изъяты> войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ, имеет общую продолжительность военной службы более 31 года, ДД.ММ.ГГГГ планируется к увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, он, его жена, дочь и внук М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированы и проживают в служебной трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>. При этом сын заявителя К., ДД.ММ.ГГГГ рождения снят, с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с убытием к месту прохождения военной службы в <адрес>.
Согласно решению ВрИО начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ №, Кузнецов принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в <адрес> (квартира) вместе с женой и сыном. При этом в Единый реестр были внесены сведения о праве военнослужащего на дополнительную жилую площадь. Дочь К. (М..) и внук – М.. не признаны нуждающимися в получении жилого помещения в составе его семьи, так как являются членами семьи <данные изъяты> М. проходящего службу в <адрес>, и их совместное проживание с Кузнецовым Е.В. не подтверждено.
Из копии свидетельства о рождении, справок войсковой части № и медицинской амбулатории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ № и №, следует, что внук заявителя – М.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, действительно с ДД.ММ.ГГГГ посещает ДОУ № при войсковой части № и состоит на амбулаторном наблюдении с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со свидетельством о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, брак между М.. и М. прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка № <адрес> о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов Е.В. обратился к начальнику отдела № ЗРУЖО с заявлением, в котором просил внести изменения в Единый реестр военнослужащих, а именно:
- исключить его сына К.., ДД.ММ.ГГГГ рождения в связи с убытием к месту прохождения военной службы в <адрес>;
- включить в состав его семьи дочь М.., ДД.ММ.ГГГГ рождения и внука М. ДД.ММ.ГГГГ рождения, в связи с расторжением брака и совместным проживанием с ним.
Согласно сообщению заместителя начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ № заявление Кузнецова Е.В. было рассмотрено и принято решение о внесении следующих изменений в Единый реестр военнослужащих: об исключении сына заявителя – К.., ДД.ММ.ГГГГ рождения,и включении дочери военнослужащего – М.., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Что же касается внука – М.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, то в его включении в Единый реестр военнослужащих отказано со ссылкой на то, что для признания внука нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по линии Министерства обороны РФ в составе семьи Кузнецова Е.В. ему необходимо представить решение суда о его признании членом его семьи для получения жилого помещения, поскольку внук не относится к кругу лиц, определенных п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Из сообщений ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № и № следует, что в связи с организационно-штатными мероприятиями с ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ перешло на новый штат, в соответствии с которым структурному подразделению – отдел № (<адрес>) присвоен индекс части № и наименование отдел № (<адрес>), при этом с ДД.ММ.ГГГГ должность заместителя начальника отдела № ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ была сокращена.
Оценив данные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 14 указанной статьи также установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Из п.п. 1, 3, 7, 9 Инструкции «О предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ жилых помещений по договору социально найма», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 следует, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом, который ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Для признания нуждающимися военнослужащие обращаются в структурное подразделение уполномоченного органа с заявлением, к которому прилагают соответствующие документы на себя и совместно проживающих с ними членов их семей.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязаны в течение тридцати дней сообщать в структурные подразделения уполномоченного органа об изменении сведений в ранее представленных ими документах, подтверждающих право быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, с предоставлением соответствующих документов.
Анализ положений вышеуказанных нормативно-правовых актов позволяет суду сделать вывод о том, что право состояния на учете нуждающихся в обеспечении жильем за счет средств Министерства обороны РФ при определенных условиях предоставляется именно военнослужащим.
Право членов семей военнослужащих на состояние на таком учете неразрывно связано с наличием этого права у военнослужащего, то есть является производным от него. Поэтому член семьи военнослужащего не может быть, как принят на учет нуждающихся в обеспечении жильем структурным подразделением Департамента жилищного обеспечения МО РФ отдельно от военнослужащего, так и снят отдельно от военнослужащего с такого учета.
При этом уполномоченный орган, в данном случае отдел № ЗРУЖО, вправе принимать решения о снятии с учета нуждающихся именно военнослужащих, а не членов их семей, обращения которых он не уполномочен рассматривать.
Изменение состава семьи военнослужащего с отражением этих данных в едином реестре возможно только на основании соответствующих документов, свидетельствующих о том, что конкретный субъект утратил статус члена семьи военнослужащего.
Пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 разъяснил, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного и Семейного кодексов РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями, к которым на основании п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ относятся служебные жилые помещения, применяются правила, предусмотренные ч. 2-4 ст. 31, ст. 65 и ч. 3 и 4 ст. 67 и ч. 1 ст. 69 того же Кодекса.
Из содержания названных норм следует, что к членам семьи нанимателя служебного жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В суде установлено, что малолетний внук М.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, вселен в занимаемое Кузнецовым Е.В. жилое помещение в качестве члена его семьи ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время проживает совместно с заявителем, ведет с ним совместное хозяйство, что подтверждается исследованной в судебном заседании справкой формы № МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, следует прийти к выводу, что Кузнецов Е.В. имеет право на принятие на учет нуждающихся в получении жилья с учетом включения в число совместно проживающих членов семьи его внука – М..
Следовательно, вывод ответчика об отсутствии оснований для признания внука Кузнецова Е.В. членом его семьи и о правомерности в связи с этим отказа по его внесению в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилья, о составе его семьи является ошибочным.
Что же касается суждения заместителя начальника отдела № ЗРУЖО о том, что при определении круга лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, имеющих право на обеспечение жильем, следует руководствоваться п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», то оно не основано на законе.
Таким образом, суд с учетом обстоятельств дела считает, что право Кузнецова Е.В. будет восстановлено путем возложения на начальника отдела № (<адрес>) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ обязанности по включению М. – внука заявителя, в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилья, в качестве члена его семьи, в связи с чем заявление Кузнецова Е.В. находит подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 и 258 ГПК РФ, военный суд
р е ш и л :
заявление Кузнецова Е.В., удовлетворить.
Признать незаконными действия заместителя начальника отдела № Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом включить в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилья, в качестве члена семьи Кузнецова Е.В. его внука – М.., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Обязать начальника отдела № (<адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации включить в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилья, в качестве члена семьи Кузнецова Е.В. его внука – М., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение месяца.
Председательствующий по делу А.А. Карнов