РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> |
г. Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Золотавина А.В., при секретаре судебного заседания Балдиной М.К., с участием бывшего военнослужащего войсковой части № Евсюкова , в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по его заявлению об оспаривании отказа ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее – «Востокрегионжилье») в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Евсюков Д.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ ФГУ «Востокрегионжилье» от <дата> № в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать начальника ФГУ «Востокрегионжилье» принять его установленным порядком на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование своих требований заявитель указал, что он имеет выслугу более лет и в связи с он уволен с военной службы с оставлением в списках очередников. При этом жильем от Министерства обороны РФ он не обеспечен, другого жилья не имеет, ранее проживал вместе со своей матерью в принадлежащем матери жилом помещении в <адрес>, где был зарегистрирован. <дата> он снялся с регистрационного учета по этому адресу и был зарегистрирован по месту службы при войсковой части №. Он обратился в ФГУ «Востокрегионжилье» с заявлением от <дата> о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, однако оспариваемым решением ему в этом было отказано на основании ст. 53 ЖК РФ – в связи с намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку он снялся с регистрационного учета по месту жительства своей матери, которая является собственником квартиры с <дата> В настоящее время он вынужден проживать вместе с матерью в этом жилом помещении.
Начальник ФГУ «Востокрегионжилье» и его представитель ФИО4, извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли, а потому в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ военный суд полагает возможным рассмотреть данное дело без их участия.
Дополнительно представитель ФИО4, не признавая требований заявителя, в своих письменных возражениях указала, что заявитель с <дата> проживал вместе с матерью в жилом помещении в <адрес> (общей площадью кв. м), где был зарегистрирован, в <дата> г. был призван на военную службу, а с <дата> г. проходил военную службу по контракту и сохранял право пользования этим жильем, однако <дата> снялся с регистрационного учета по месту жительства матери, которая является собственником квартиры с <дата> г., затем добровольно покинул жилье и зарегистрирован при части в том же населенном пункте, а потому намеренно ухудшил свои жилищные условия, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ и п. 4 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280, может быть поставлен на учет нуждающихся не ранее 5 лет со дня намеренного ухудшения своих жилищных условий <дата>
Заслушав заявителя, изучив материалы дела, военный суд считает, что заявление Евсюкова Д.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из копии заявления Евсюкова Д.В. в ФГУ «Востокрегионжилье» от <дата>, поступившего в данный уполномоченный орган <дата> за вх. №, заявитель просит принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и приложил к заявлению необходимый перечень документов.
Согласно решения ФГУ «Востокрегионжилье» от <дата> №, подписанного заместителем начальника ФГУ «Востокрегионжилье», заявителю отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку им представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в этом качестве.
Как следует из уведомления заместителя начальника ФГУ «Востокрегионжилье» от <дата> № фактическим основанием отказа Евсюкову Д.В. в принятии на учет явилось намеренное ухудшение заявителем своих жилищных условий, который ранее проживал в квартире своей матери в <адрес> (общей площадью кв. м), снявшись с регистрационного учета <дата> он намеренно ухудшил жилищные условия, и согласно ст. 53 ЖК РФ может быть признан нуждающимся не ранее 5 лет со дня снятия с регистрационного учета, а предоставленные заявителем документы ему возвращены.
Согласно выписки из приказа командующего войсками ВВО от <дата> № Евсюков Д.В., не обеспеченный жилым помещением, досрочно уволен с военной службы в запас с оставлением в списках очередников на получение жилой площади до реализации государственного жилищного сертификата.
Согласно выписки из приказа командира войсковой части № от <дата> Евсюков Д.В. исключен из списков части с <дата> при общей выслуге свыше лет.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права № собственником жилого помещения в <адрес> (общей площадью кв. м) на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от <дата> является ФИО7 , что подтверждается копией указанного договора и копией технического паспорта жилого помещения.
Как видно из справки управляющей компании от <дата> № Евсюков Д.В. был зарегистрирован по указанному адресу с <дата> и снят с регистрационного учета <дата>
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Согласно данной правовой позиции Конституционного Суда РФ применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, то разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
При указанных обстоятельствах военный суд не усматривает факта совершения заявителем намеренных действий для приобретения права состоять нуждающимся в жилом помещении, применительно к ст. 53 ЖК РФ, поскольку жилое помещение в <адрес> принадлежит его матери и является собственностью последней.
Доводы ФИО4 о том, что заявитель в данное жилое помещение был вселен в качестве члена семьи его матери, затем необоснованно снялся с регистрационного учета, чем намеренно ухудшил свои жилищные условия применительно к ст. 53 ЖК РФ военный суд признает ошибочными, поскольку проживание заявителя в жилом помещении матери не является фактом обеспеченности его жильем, а потому заявитель имеет право на обеспечение жильем от Министерства обороны РФ.
При этом, военный суд считает необходимым отметить, что в силу пункта 2 ст. 30 ЖК РФ правом распоряжаться жилым помещением обладает собственник жилого помещения, а потому доводы представителя «Востокрегионжилье» ФИО4 о том, что заявитель был обеспечен жильем в качестве члена семьи собственника жилого помещения – его матери являются несостоятельными, поскольку данное жилое помещение является собственностью его матери, которым она вправе распоряжаться по своему усмотрению.
Более того, указанное жилое помещение было приватизировано матерью заявителя еще в <дата> г., то есть ранее даты вступления в силу ЖК РФ, а потому правовые последствия ст. 53 ЖК РФ в данном случае не подлежали применению, доводы представителя «Востокрегионжилье» об обратном являются несостоятельными.
При этом, согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие до получения ими жилых помещений по их просьбам регистрируются по адресам воинских частей.
Из смысла данной нормы следует, что закон не связывает получение военнослужащими жилых помещений с необходимостью постановки их на регистрационный учет. Таким образом, военнослужащий до обеспечения его жилым помещением вправе состоять на регистрационном учете в любом месте, это не является основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий), что в полном мере согласуется с правовой позицией Военной коллегии Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 27 июля 2006 г. № 6н-193/05, доводы ФИО4 об обратном являются ошибочными.
На основании вышеизложенного, военный суд приходит к выводу, что уполномоченными органом - ФГУ «Востокрегионжилье» ошибочно подменены понятия регистрационного учета и обеспеченность жильем, поскольку постановка заявителя на регистрационный учет по месту жительства матери и последующее снятие с этого учета, повлекли для него правовые последствия, предусмотренные ст. 53 и п. 1 ст. 54 ЖК РФ, связанные с отказом уполномоченного органа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, а потому данный отказ по этому основанию является незаконным.
Доводы представителя ФИО4 о том, что заявитель до истечения пяти лет со дня снятия с регистрационного учета <дата> не может быть поставлен на учет нуждающихся являются ошибочными, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что жилье от Министерства обороны РФ ему не предоставлялось, а потому он имеет право на получение жилья за счет средств Министерства обороны РФ.
Поскольку в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280 постановка военнослужащих на учет осуществляется уполномоченным органом, которым в настоящее время является ФГУ «Востокрегионжилье», право заявителя на обеспечение жильем в порядке очередности за счет Министерства обороны РФ осталось нереализованным, для этой цели он подлежит постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, установленным порядком, путем направления ранее предоставленных в уполномоченный орган документов.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление Евсюкова – удовлетворить.
Отказ ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от <дата> № в принятии Евсюкова Д.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, – признать незаконным.
Обязать начальника ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ принять установленным порядком Евсюкова Д.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме <дата>.
Председательствующий по делу А.В. Золотавин