№г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.01.2019г. г.Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе
Судьи Романовой С.Ф.
При секретаре Шемшур М.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Шахты в интересах Российской Федерации и в интересах государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Шахты Ростовской области к Киреевой Т. А., федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда России о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования, о взыскании незаконно полученных пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Шахты Ростовской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и в интересах государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Шахты Ростовской области к Киреевой Т.А., федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда России о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования, о взыскании незаконно полученных пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат, ссылаясь на то, что согласно справке и выписке из акта освидетельствования серии МСЭ-2015 №, выданной Бюро №-филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с 28.03.2017г. Киреевой Т.А., 15.12.1980 года рождения, установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания. В соответствии с п.8 Классификаций и критериев, утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГг. №н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с 3 степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.11 Классификаций и критериев). Таким образом, признание гражданина инвалидом 2 группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы. В соответствии с информацией ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России от 30.10.2018г. исх. № установлено, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе, используемой при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию Киреевой Т.А. в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России не имеется. На бумажных носителях данные освидетельствования Киреевой Т.А. также отсутствуют. В МБУЗ «ЦГБ <адрес>», согласно ответу на запрос от 08.11.2018г. №, Киреева Т.А.за медицинской помощью не обращался, в службу медико-социальной экспертизы не направлялась. В соответствии с информацией Следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области в период с января по май 2017г. сведений о прохождении Киреевой Т.А. в установленном законом порядке медико-социальной экспертизы в Бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России не имеется. Таким образом, информация ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, МБУЗ «ЦГБ» <адрес>, Следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области свидетельствуют о непроведении в отношении Киреевой Т.А. медико-социальной экспертизы в Бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», незаконности установления ей группы инвалидности. Согласно представленным ГУ УПФР в г.Шахты сведениям Киреева Т.А. за период с 28.03.2017г. по 30.09.2017г. получила пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 75 722 руб.84 коп. Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором г.Шахты в защиту интересов Российской Федерации в связи с тем, что незаконно полученные пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата причинили ущерб бюджету Российской Федерации в лице Пенсионного фонда Российской Федерации. Поэтому истец вынужден обратиться в суд и просит признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» МСЭ-2015 №, выданной Бюро №-филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с 28.03.2017г. Киреевой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания; взыскать с Киреевой Т. А. в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Шахты Ростовской области незаконно полученные за период с 28.03.2017г. по 30.09.2017г. пенсию по инвалидности и ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 75 722 руб. 84 коп.
Представитель истца – заместитель прокурора г.Шахты Енина Л.Я. в судебное заседание явилась поддержала требования в полном объеме.
Представитель истца - ГУ УПФР в г.Шахты Елисеева К.В., действующая на основании доверенности от 13.06.2018г., в судебное заседание явилась, требования поддержала и пояснила, что 24.04.2017г. Киреева Т.А. обратилась через портал «Госуслуги» с заявлением о назначении пенсии, после чего она была вызвана в УПФР по г.Шахты для предоставления оригиналов документов и подписания заявления о назначении пенсии. С учетом стажа работы и размера заработной платы ей была начислена пенсия. Однако 22.09.2017г. было принято решение о приостановлении выплаты пенсии, которое было направлено в адрес ответчика по адресу: г.Шахты, ул.Куйбышева, 45б. Кроме того, в адрес ответчика было направлено уведомление о прекращении выплаты и предложено в добровольном порядке возместить ущерб.
Ответчик Киреева Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещена, о рассмотрении дела в её отсутствие не просила, в своих письменных возражениях на иск указала на необоснованность требований.
В соответствии с п.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда России – в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил в суд письменный отзыв, в котором против удовлетворения иска не возражал, поскольку сведениями о прохождении Киреевой Т.А. медико-социальной экспертизы в бюро № – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России учреждение не располагает, дело медико-социальной экспертизы Киреевой Т.А., а также сведения о нем в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ, в отсутствуют.
В соответствии с п.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда России.
Выслушав объяснения представителей истцов, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно части 4 ст.1 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно пункту 1 которых, признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющихся филиалами главного бюро.
Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, используемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 2).
Условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п.5, 6 указанных Правил).
Согласно п.15 указанных Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, а также результаты проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий (п.16).
Однако, как установлено в судебном заседании, Киреева Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за медицинской помощью в МБУЗ «ЦГБ» <адрес> не обращалась, в службу медико-социальной экспертизы не направлялась (л.д.24-25), в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ, данные по освидетельствованию Киреевой Т.А. в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России отсутствуют (л.д.26-27).
Таким образом, доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве на иск (л.д.59), о том, что направление о прохождении медико-социальной экспертизы в Бюро № <адрес> она получила в поликлинике МБУЗ ЦГБ <адрес>, суд находит несостоятельными. К тому же убедительных и достоверных доказательств в обоснование своих доводов, как того требуют положения ст.56 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах справка Бюро № – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серии МСЭ-2015 № от 28.03.2017г. и выписка из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 28.03.2017г. были выданы Киреевой Т.А. без законных на то оснований и в нарушение вышеперечисленных норм закона.
Поэтому требования прокурора г.Шахты Ростовской области о признании недействительными справки об установлении инвалидности серии МСЭ-2015 № от 28.03.2017г и выписки из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 28.03.2017г. обоснованы и подлежат удовлетворению.
Кроме того, согласно информации СУ СК России по Ростовской области от 13.09.2017г., в производстве второго отдела по расследованию особо важных дел находится уголовное дело № в отношении должностных лиц ФКУ ГБ МСЭ по Ростовской области. В ходе расследования установлено, что за период с 01.01.2017г. по 03.05.2017г. Бюро №30 израсходовано (выдано) 3 140 справок об установлении инвалидности. При этом фактически медико-социальную экспертизу в установленном порядке за этот период прошли 601 человек. Остальные лица получили справки в указанный период в отсутствие законных к тому оснований, без предоставления медицинских документов и прохождения медико-социальной экспертизы. При этом, в списке лиц, прошедших МСЭ в Бюро № ФКУ ГБ МСЭ по РО за период с 01.01.2017г. по 03.05.2017г., Киреева Т.А. не значится (л.д.70-79).
Между тем, 06.04.2017г. Киреева Т.А. обратилась в УПФР в г.Шахты Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. и ЕДВ в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ, предоставив справку Бюро № – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серии МСЭ-2015 № от 28.03.2017г и выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 28.03.2017г. об установлении инвалидности II группы (л.д.62-65).
Согласно же ст. 9 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со ст.28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.
Поэтому с учетом положений Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ и на основании заявления ответчика УПФР в г.Шахты Ростовской области была назначена Киреевой Т.А. страховая пенсия по инвалидности и ЕДВ (л.д.19,21).
21.09.2017г. в адрес УПФР в г.Шахты Ростовской области поступило сообщение СУ СК России по Ростовской области и к нему прилагался список лиц, фактически прошедших медико-социальную экспертизу и Киреева Т.А. в этом списке не была указана.
Поэтому распоряжением УПФР в г.Шахты Ростовской области от 11.04.2017г. № выплата страховой пенсии и ЕДВ были приостановлены, о чем была извещена Киреева Т.А. (л.д.67).
Решениями УПФР в г.Шахты Ростовской области от 19.01.2018г. № и от 24.10.2017г. № выплата страховой пенсии по инвалидности и ЕДВ была прекращена (л.д.66, 68), при этом, указанные решения Киреевой Т.А. не оспаривались в установленном законом порядке.
Таким образом, за период с 28.03.2017г. по 30.09.2017г. Киреевой Т.А. были выплачены пенсия и ЕДВ в сумме 75 722 руб. 84 коп. без законных на то оснований.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Поэтому УПФР в г.Шахты Ростовской области правомерно прекратило выплату страховой пенсии по инвалидности и ЕДВ Киреевой Т.А.
Согласно положениям ч.1, ч.2 ст.28 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 ст.26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В данном случае установленные судом обстоятельства дела свидетельствуют о недобросовестности Киреевой Т.А., поскольку Киреева Т.А. не проходила медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России и как следствие знала об этом при предъявлении справки в Пенсионный фонд с целью получения пенсии по инвалидности.
В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ст.1102 ГК РФ правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Принимая во внимание, что после приостановления выплаты пенсии Киреева Т.А. повторную МСЭ не проходила, доказательств наличия у нее заболеваний, свидетельствующих о необходимости и обоснованности установления ей инвалидности, ответчик суду не представила, то требования истца о взыскании с Киреевой Т.А. в пользу ГУ УПФР в г.Шахты Ростовской области незаконно полученных средств за период с 28.03.2017г. по 30.09.2017г. в сумме 75 722 руб. 84 коп. подлежат удовлетворению.
В данном случае незаконно полученные Киреевой Т.А. пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата причинили ущерб бюджету Российской Федерации в лице Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 300 рублей, а организациями - 6000 рублей.
Принимая во внимание, что прокурор г. Шахты обратился в суд в интересах РФ в лице Пенсионного фонда Российской Федерации, соответственно размер госпошлины составит 6 000 руб. – за требования неимущественного характера, т.е. за требования о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования.
При таких обстоятельствах, с ответчиков надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 6 000 руб. в доход местного бюджета в равных долях (за требование неимущественного характера), а также с Киреевой Т.А. подлежит взысканию госпошлина в сумме 2 471 рублей 61 коп. (за требования имущественного характера, исходя из цены иска 75 722 руб. 84 коп.).
Таким образом, с Киреевой Т.А. подлежит взысканию госпошлина в сумме 5 471 руб. 69 коп. (3 000 руб. +2 471 руб. 61 коп.), а с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда России – 3 000 руб.
При рассмотрении дела суд исходил из доказательств, представленных сторонами, иных доказательств суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Шахты в интересах Российской Федерации и в интересах государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Шахты Ростовской области к Киреевой Т. А., федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда России о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования, о взыскании незаконно полученных пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат - удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серии МСЭ-2015 № от 28.03.2017г., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 28.03.2017г. об установлении Киреевой Т. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
Взыскать с Киреевой Т. А. в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Шахты Ростовской области незаконно полученные за период с 28.03.2017г. по 30.09.2017г. пенсию по инвалидности и ежемесячные денежные выплаты в общей сумме 75 722 руб. 84 коп.
Взыскать с Киреевой Т. А. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 5 471 руб. 69 коп.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда России государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд.
Судья /подпись/
Копия верна: Судья С.Ф. Романова
Секретарь М.С. Шемшур
Решение изготовлено в окончательной форме 24.01.2019г.