№ 2-924/2020 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2020 года Центральный районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Коротких Ю.Ю.,
с участием:
истца Колюка А.Г.,
представителя истца Колюка А.Г. по устному ходатайству Демина В.В.,
представителя ответчика ФГУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Кучугурного Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колюка Александра Григорьевича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о признании действия, связанного с частичным возмещением транспортных расходов по доставке личного имущества к новому месту проживания, в связи с увольнением с военной службы, неправомерным, взыскании расходов по перевозу личного имущества к новому месту жительства, в связи с увольнением с военной службы в размере 38627,20 рублей, взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, расходов на оплату государственной пошлины в размере 1658,84 рублей,
установил:
Истец Колюка А.Г. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о признании действия, связанного с частичным возмещением транспортных расходов по доставке личного имущества к новому месту проживания, в связи с увольнением с военной службы, неправомерным, взыскании расходов по перевозу личного имущества к новому месту жительства, в связи с увольнением с военной службы в размере 31372 рублей, взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей. В обоснование иска истец указал, что проходил военную службу в войсковой части №, расположенной в <адрес>; в 2007 году на основании приказа командира войсковой части № от 02 марта 2007 года он был уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья; истцом было получено требование на перевозку личного имущества в <адрес> весом до 20 тонн от станции <адрес> от 11.04.2019; обратившись в филиал ОАО «РЖД» с требованием, истец получил разъяснения о том, что <адрес> с 18 марта 2016 года закрыта для выполнения грузовых операций со среднетонажными контейнерами, ближайшей станцией, работающей с крупнотоннажными контейнерами, является <адрес>. ж.д.; с учетом того, что на станции <адрес> отсутствует возможность перевоза личных вещей, а расстояние от <адрес> до ближайшей станции в <адрес> составляет более 300 км., было принято решение перевезти личные вещи иным видом транспорта; 16 мая 2019 г. Колюка А.Г. заключил договор перевозки груза с ИП ФИО1, согласно которому перевозчик взял на себя обязанность перевести личные вещи массой 1,5 тонны от места назначения: <адрес> до пункта назначения: <адрес>, стоимость услуг составила 70 000 рублей; 11 июля 2019 истец обратился в Военный комиссариат Центрального и Коминтерновского района г. Воронежа с заявлением о компенсации расходов за перевозку домашних вещей к избранному (новому) месту жительства; 28.11.2019 г. на счет Колюка А.Г. были зачислены денежные средства в размере 31372,80 рублей; не согласившись с выплаченной суммой, истец обратился к ответчику с требованием разъяснить сумму выплаты, с учетом того, что стоимость перевозки личных вещей в контейнере массой 20 тонн, включая погрузочно-разгрузочные работы и доставку от станции до места жительства, составляет 52478,40 рублей, однако ответ от ответчика не получил (л.д. 5 – 6)
Определением суда от 14 мая 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к производству суда принято уточненное исковое заявление, в котором истец просит признать незаконными действия ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», связанные с частичным возмещением истцом транспортных расходов по доставке личного имущества к новому месту проживания в связи с увольнением с военной службы, незаконными; обязать ответчика возместить ему расходы по перевозу личного имущества к новому месту жительства, в связи с увольнением с военной службы, с учетом ранее выплаченных денежных средств в размере 38627,20 рублей; взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, а также расходы на оплату государственной пошлины в размере 1658,84 рублей (л.д. 57).
В судебном заседании истец Колюка А.Г. и его представитель по устному ходатайству Демин В.В. исковое заявление поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом принятых судом уточнений.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Кучугурный Э.А. возражал против удовлетворения искового заявления по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (л.д. 45 – 46).
Выслушав объяснениям лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.
Исходя из правового статуса военнослужащих, обусловленного, в том числе условиями прохождения военной службы в месте, отличном от избранного места жительства после увольнения с военной службы, в п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплено право военнослужащих при увольнении на перевоз на безвозмездной основе личного имущества к избранному месту жительства.
Такой перевоз осуществляется железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что целью социальной гарантии в виде безвозмездного перевоза личного имущества военнослужащего является компенсация транспортных расходов, понесенных им при переезде к новому месту жительства, а сам перевоз может быть осуществлен различными видами транспорта (за исключением воздушного) с возмещением фактических расходов не выше стоимости перевоза железнодорожным транспортом в контейнере массой 20 тонн.
О необходимости возмещения Министерством обороны РФ и иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, расходов по перевозу военнослужащими личного имущества при приобретении ими перевозочных документов за свой счет указано в п. 6 постановления Правительства РФ от 20 апреля 2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества".
Пунктом 9 указанной статьи Закона предусмотрено, что расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительство РФ постановлением N 354 от 20 апреля 2000 года "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" делегировало право устанавливать указанный порядок Министерству обороны Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Так, пунктом 4 названного постановления Правительства определено, что правом на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе граждане, уволенные с военной службы, проходившие ее по контракту, а также члены семей умерших (погибших) военнослужащих от прежнего места жительства на момент увольнения с военной службы или смерти (гибели) военнослужащего к избранному новому месту жительства пользуются один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи со смертью (гибелью).
Министерству обороны РФ и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза.
Министерству обороны РФ и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов (билетов) и оплаты перевоза личного имущества за свой счет (п. 6 названного постановления Правительства).
Согласно п. 1 Приказа Министра обороны РФ N 300 от 8 июня 2000 года должностным лицам Министерства обороны РФ предписано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов и по доставке личного имущества, после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты.
Следовательно, перевоз военнослужащим личного имущества не железнодорожным, а иным видом транспорта (за исключением воздушного), сам по себе не может являться основанием для отказа в возмещении ему транспортных расходов, размер которых не превышает максимально установленной законом стоимости, то есть стоимости перевоза личного имущества железнодорожным транспортом в контейнере массой 20 тонн.
Из буквального содержания указанных норм права предусматривается возможность перевозки личного имущества иными видами транспорта с учетом соблюдения принципа экономически обоснованного расходования бюджетных денежных средств, выделяемых на эти цели.
Как следует из материалов дела, Колюка А.Г., старший воздушный радист авиационной эскадрильи войсковой части №, досрочно уволенный с военной службы приказом командира войсковой части № от 02 марта 2007 года № 08-пм в запас по состоянию здоровья, исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения (с сухого пайка) и направлен на воинский учет в военный комиссариат <адрес>; воинские перевозочные документы для проезда военнослужащего к месту проведения отпуска и обратно не выдавались; Колюка А.Г. выдана справка формы № серии № о неполучении воинских перевозочных документов для проезда военнослужащего и членов его семьи и перевозки домашних вещей к избранному месту жительства (л.д. 9).
11 апреля 2019 года Колюка А.Г. было выдано требование на перевозку личного имущества весом до 20 тонн к избранному месту жительства от <адрес> (л.д. 10).
Как следует из справки Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД» от 06 мая 2019 года, <адрес> дороги, с 18 марта 2015 года закрыта для выполнения грузовых операций со среднетонажными контейнерами, указанная станция не работает с крупнотоннажными контейнерами массой брутто 20 и 24 т. Ближайшей станцией, работающей с крупнотоннажными контейнерами является <адрес> железная дорога; на <адрес> отсутствует багажное отделение с 2016 года, а также возможность отправки личных вещей контейнером, багажным вагоном, багажом или мелкой отправкой с учетом веса груза 20 т. и не осуществляются услуги по погрузке-выгрузке (л.д.11).
16 мая 2019 года между ИП ФИО1 (перевозчик) и Колюка А.Г. (отправитель) был заключен договор перевозки груза, согласно которому перевозчик обязуется доставить предъявленный ему отправителем груз – домашние вещи, бытовая техника и мебель, упакованные в тару общим весом 1,5 тонн в пункт назначение – <адрес> выдать его уполномоченному на получение груза лицу – Колюка А.Г., а отправитель обязуется уплатить установленную плату в размере 70000 руб. (л.д. 12 – 16).
Квитанцией оплаты грузовых перевозок от 16 мая 2019 года подтверждается оплата Колюка А.Г. денежных средств в размере 70000 рублей в счет договора перевозки груза по выставленному ИП ФИО1, счету №2 от 16 мая 2019 года (л.д. 17, 18).
Согласно акту выполненных работ от 19 мая 2019 года по договору о перевозке груза от 16 мая 2019 года, путевому листу, а также транспортной накладной ИП ФИО1 выполнил комплекс услуг, включающих доставку (перевозку) домашних вещей из <адрес> пункт назначения: <адрес>; услуги оказаны в полном объеме и в срок, груз весом 1,5 тонн перевезен автомобилем № (л.д. 19, 20, 22).
Как следует из справки Юго-Восточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания филиала ОАО «РЖД» от 24 мая 2019 года, сумма тарифа за перевозку груза «домашние вещи» в собственном 20 тонном универсальном контейнере по маршруту следования <адрес>. с учетом особенностей тарификаций воинских и специальных железнодорожных перевозок в привлеченном подвижном составе составляет 39009,60 руб. с учетом НДС (с учетом изменений/индексации тарифов с 01.01.2019) из них:
17904 руб. – провозная плата, начисленная в соответствии с тарифным руководством с учетом применения базовых и поправочных коэффициентов;
10316,40 руб. – плата за предоставление контейнера и вагона в перевозочном процессе, начисленная согласно условий постановлений Правительства;
6868,80 руб. – плата за условно порожний рейс, рассчитанный для контейнера, начисленная согласно условий Постановлений правительства;
3920,40 руб. – плата за условно порожний рейс, рассчитанный для вагона, начисленная согласно условий Постановлений правительства.
Согласно прайс-листу ПАО «ТрансКонтейнер» на услуги по организации транспортно-экспедиционного обслуживания, предоставляемые филиалом ПАО «ТрансКонтейнер на Юго-Восточный ж.д.», действующий с 1 января 2019 года КТ Придача:
- погрузочно-разгрузочные работы на станции назначения – 5143,20 рублей с учетом НДС;
- автодоставка (<адрес>) – 8325,60 руб. с учетом НДС.
Итоговая стоимость предоставления комплекса услуг составляет – 52478,40 руб. с учетом НДС (л.д. 27).
11 июля 2019 года Колюка А.Г. обратился к ответчику с заявлением о компенсации расходов за перевозку домашних вещей к избранному (новому) месту жительства (л.д. 28).
28 ноября 2019 года Колюка А.Г. поступили денежные средства от ответчика в размере 31372,80 руб. в счет компенсации за перевозку домашних вещей к избранному (новому) месту жительства, что подтверждается выпиской по лицевому счету истца (л.д. 29).
Согласно справке Северного территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» от 20 мая 2019 года, в стоимость комплексного транспортно-экспедиторского обслуживания при перевозке груза для личных (бытовых) нужд (домашние вещи) весом 1000 кг военнослужащего на дату 16.05.2019 в 20-ти футовом контейнере (грузоподъемность 20 тонн) от станции <адрес> включены: провозная плата за перевозку груза составит с учетом НДС – 17904 руб., плата за предоставление собственного вагона составит с учетом НДС 24848,40 руб., собственного контейнера – 10238,40 руб.; сумма сбора за объявленную грузоотправителем ценность груза в 300 руб. составит с учетом НДС 396 руб.; провозная плата за перевозку груза, плата за предоставление контейнера, вагона рассчитаны по правилам и ставкам Тарифного руководства №1 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами», Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2016г. №1590 «Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок» (л.д. 63, 64).
Как следует из ответа на судебный запрос от Северного территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» от 25 мая 2019 года о возможной фактической стоимости перевоза личного имущества Колюка А.Г., в случае осуществления перевозки физическим лицом, не являющимся военнослужащим, коммерческое предложение от АО «ТрансКонтейнер» на перевозку автотранспортом от <адрес> составит с учетом НДС 39524,40 руб., стоимость погрузочно-разгрузочных работ с 20-ти тонным контейнером на станции отправления составит с учетом НДС 5179,20 руб. (л.д. 69).
Поскольку возмещение затрат на переезд военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей предусмотрено законодательством, при этом право на такое возмещение затрат не ограничивается в зависимости от наличия прямого железнодорожного сообщения, затраты Колюка А.Г. на перевозку личного имущества автомобильным транспортом не превысили стоимость перевозки с использованием железнодорожного транспорта, учитывая оценку сведений о возможной фактической стоимости перевоза личного имущества железнодорожным транспортом (при его наличии) в контейнере массой до 20 тонн, включающей расходы по доставке от места проживания до станции отправления (то есть личных вещей автотранспортом от места жительства до места погрузки (от <адрес>)) в размере не менее 44703,60 руб. с учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ, а также то, что на переезд истца было фактически не возмещено 31372,80 руб., суд признает действия ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», связанные с частичным возмещением Колюка А.Г. транспортных расходов по доставке личного имущества к новому месту проживания в связи с увольнением с военной службы, неправомерными.
При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с п. 1 Приказа Минобороны России N 300 предусмотрена оплата расходов по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции (пристани, порта) отправления и от станции назначения к новому месту проживания также на основании документов, подтверждающих перевозку.
Фактический размер компенсации расходов истцу на перевозку с учетом обстоятельств дела не мог превышать 76076,40 руб. (31372,80 + 44703,60).
Поскольку факт неправомерности указанных действий установлен, суд считает требования истца о взыскании расходов по перевозу личного имущества к новому месту проживания в связи с увольнением с военной службы в размере 38627,20 руб. (с учетом выплаченной ответчиком суммой в размере 31372,80 рублей) подлежащим удовлетворению.
Истцом к ответчику предъявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
В силу ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, 15 января 2020 года между ООО «Юридический центр «Лидер» (исполнитель) и Колюка А.Г. (заказчик) был заключен договор об оказании юридических услуг, согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги по настоящему договору с надлежащим качеством и в соответствии с нормами действующего законодательства РФ; стоимость услуг составляет 5000 руб. за составление искового заявления (л.д. 34 – 35); в материалы дела истцом представлена копия квитанции об оплате истцом денежных средств по договору в размере 5000 руб. (л.д. 33).
С учетом сложности дела, характера и объема рассмотренного дела, соблюдения баланса интересов сторон, требований разумности и справедливости, суд считает возможным удовлетворить заявление истицы о взыскании судебных расходов в полном объеме. Данный размер судебных расходов суд не считает чрезмерным, доказательств иного ответчик суду не представил.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 1658,84 рублей (л.д. 4, 40).
С учетом размера удовлетворенных исковых требований, положений ст. 333.19 НК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в заявленном в иске к взысканию размере 1358,79 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Колюка Александра Григорьевича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» удовлетворить.
Признать действия ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», связанного с частичным возмещением Колюка Александру Григорьевичу транспортных расходов по доставке личного имущества к новому месту проживания в связи с увольнением с военной службы, неправомерными.
Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» в пользу Колюка Александра Григорьевича расходы по перевозу личного имущества к новому месту проживания в связи с увольнением с военной службы в размере 38627,20 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 1358,79 рублей, всего 44985,99 руб.
В остальной части заявления о взыскании судебных расходов отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья С.А. Панин
Решение суда изготовлено в окончательной форме 15 июня 2020 года.
№ 2-924/2020 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2020 года Центральный районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Коротких Ю.Ю.,
с участием:
истца Колюка А.Г.,
представителя истца Колюка А.Г. по устному ходатайству Демина В.В.,
представителя ответчика ФГУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Кучугурного Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колюка Александра Григорьевича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о признании действия, связанного с частичным возмещением транспортных расходов по доставке личного имущества к новому месту проживания, в связи с увольнением с военной службы, неправомерным, взыскании расходов по перевозу личного имущества к новому месту жительства, в связи с увольнением с военной службы в размере 38627,20 рублей, взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, расходов на оплату государственной пошлины в размере 1658,84 рублей,
установил:
Истец Колюка А.Г. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о признании действия, связанного с частичным возмещением транспортных расходов по доставке личного имущества к новому месту проживания, в связи с увольнением с военной службы, неправомерным, взыскании расходов по перевозу личного имущества к новому месту жительства, в связи с увольнением с военной службы в размере 31372 рублей, взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей. В обоснование иска истец указал, что проходил военную службу в войсковой части №, расположенной в <адрес>; в 2007 году на основании приказа командира войсковой части № от 02 марта 2007 года он был уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья; истцом было получено требование на перевозку личного имущества в <адрес> весом до 20 тонн от станции <адрес> от 11.04.2019; обратившись в филиал ОАО «РЖД» с требованием, истец получил разъяснения о том, что <адрес> с 18 марта 2016 года закрыта для выполнения грузовых операций со среднетонажными контейнерами, ближайшей станцией, работающей с крупнотоннажными контейнерами, является <адрес>. ж.д.; с учетом того, что на станции <адрес> отсутствует возможность перевоза личных вещей, а расстояние от <адрес> до ближайшей станции в <адрес> составляет более 300 км., было принято решение перевезти личные вещи иным видом транспорта; 16 мая 2019 г. Колюка А.Г. заключил договор перевозки груза с ИП ФИО1, согласно которому перевозчик взял на себя обязанность перевести личные вещи массой 1,5 тонны от места назначения: <адрес> до пункта назначения: <адрес>, стоимость услуг составила 70 000 рублей; 11 июля 2019 истец обратился в Военный комиссариат Центрального и Коминтерновского района г. Воронежа с заявлением о компенсации расходов за перевозку домашних вещей к избранному (новому) месту жительства; 28.11.2019 г. на счет Колюка А.Г. были зачислены денежные средства в размере 31372,80 рублей; не согласившись с выплаченной суммой, истец обратился к ответчику с требованием разъяснить сумму выплаты, с учетом того, что стоимость перевозки личных вещей в контейнере массой 20 тонн, включая погрузочно-разгрузочные работы и доставку от станции до места жительства, составляет 52478,40 рублей, однако ответ от ответчика не получил (л.д. 5 – 6)
Определением суда от 14 мая 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к производству суда принято уточненное исковое заявление, в котором истец просит признать незаконными действия ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», связанные с частичным возмещением истцом транспортных расходов по доставке личного имущества к новому месту проживания в связи с увольнением с военной службы, незаконными; обязать ответчика возместить ему расходы по перевозу личного имущества к новому месту жительства, в связи с увольнением с военной службы, с учетом ранее выплаченных денежных средств в размере 38627,20 рублей; взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, а также расходы на оплату государственной пошлины в размере 1658,84 рублей (л.д. 57).
В судебном заседании истец Колюка А.Г. и его представитель по устному ходатайству Демин В.В. исковое заявление поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом принятых судом уточнений.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Кучугурный Э.А. возражал против удовлетворения искового заявления по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (л.д. 45 – 46).
Выслушав объяснениям лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.
Исходя из правового статуса военнослужащих, обусловленного, в том числе условиями прохождения военной службы в месте, отличном от избранного места жительства после увольнения с военной службы, в п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплено право военнослужащих при увольнении на перевоз на безвозмездной основе личного имущества к избранному месту жительства.
Такой перевоз осуществляется железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что целью социальной гарантии в виде безвозмездного перевоза личного имущества военнослужащего является компенсация транспортных расходов, понесенных им при переезде к новому месту жительства, а сам перевоз может быть осуществлен различными видами транспорта (за исключением воздушного) с возмещением фактических расходов не выше стоимости перевоза железнодорожным транспортом в контейнере массой 20 тонн.
О необходимости возмещения Министерством обороны РФ и иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, расходов по перевозу военнослужащими личного имущества при приобретении ими перевозочных документов за свой счет указано в п. 6 постановления Правительства РФ от 20 апреля 2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества".
Пунктом 9 указанной статьи Закона предусмотрено, что расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительство РФ постановлением N 354 от 20 апреля 2000 года "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" делегировало право устанавливать указанный порядок Министерству обороны Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Так, пунктом 4 названного постановления Правительства определено, что правом на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе граждане, уволенные с военной службы, проходившие ее по контракту, а также члены семей умерших (погибших) военнослужащих от прежнего места жительства на момент увольнения с военной службы или смерти (гибели) военнослужащего к избранному новому месту жительства пользуются один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы или исключения из списков личного состава воинской части в связи со смертью (гибелью).
Министерству обороны РФ и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза.
Министерству обороны РФ и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов (билетов) и оплаты перевоза личного имущества за свой счет (п. 6 названного постановления Правительства).
Согласно п. 1 Приказа Министра обороны РФ N 300 от 8 июня 2000 года должностным лицам Министерства обороны РФ предписано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов и по доставке личного имущества, после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты.
Следовательно, перевоз военнослужащим личного имущества не железнодорожным, а иным видом транспорта (за исключением воздушного), сам по себе не может являться основанием для отказа в возмещении ему транспортных расходов, размер которых не превышает максимально установленной законом стоимости, то есть стоимости перевоза личного имущества железнодорожным транспортом в контейнере массой 20 тонн.
Из буквального содержания указанных норм права предусматривается возможность перевозки личного имущества иными видами транспорта с учетом соблюдения принципа экономически обоснованного расходования бюджетных денежных средств, выделяемых на эти цели.
Как следует из материалов дела, Колюка А.Г., старший воздушный радист авиационной эскадрильи войсковой части №, досрочно уволенный с военной службы приказом командира войсковой части № от 02 марта 2007 года № 08-пм в запас по состоянию здоровья, исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения (с сухого пайка) и направлен на воинский учет в военный комиссариат <адрес>; воинские перевозочные документы для проезда военнослужащего к месту проведения отпуска и обратно не выдавались; Колюка А.Г. выдана справка формы № серии № о неполучении воинских перевозочных документов для проезда военнослужащего и членов его семьи и перевозки домашних вещей к избранному месту жительства (л.д. 9).
11 апреля 2019 года Колюка А.Г. было выдано требование на перевозку личного имущества весом до 20 тонн к избранному месту жительства от <адрес> (л.д. 10).
Как следует из справки Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД» от 06 мая 2019 года, <адрес> дороги, с 18 марта 2015 года закрыта для выполнения грузовых операций со среднетонажными контейнерами, указанная станция не работает с крупнотоннажными контейнерами массой брутто 20 и 24 т. Ближайшей станцией, работающей с крупнотоннажными контейнерами является <адрес> железная дорога; на <адрес> отсутствует багажное отделение с 2016 года, а также возможность отправки личных вещей контейнером, багажным вагоном, багажом или мелкой отправкой с учетом веса груза 20 т. и не осуществляются услуги по погрузке-выгрузке (л.д.11).
16 мая 2019 года между ИП ФИО1 (перевозчик) и Колюка А.Г. (отправитель) был заключен договор перевозки груза, согласно которому перевозчик обязуется доставить предъявленный ему отправителем груз – домашние вещи, бытовая техника и мебель, упакованные в тару общим весом 1,5 тонн в пункт назначение – <адрес> выдать его уполномоченному на получение груза лицу – Колюка А.Г., а отправитель обязуется уплатить установленную плату в размере 70000 руб. (л.д. 12 – 16).
Квитанцией оплаты грузовых перевозок от 16 мая 2019 года подтверждается оплата Колюка А.Г. денежных средств в размере 70000 рублей в счет договора перевозки груза по выставленному ИП ФИО1, счету №2 от 16 мая 2019 года (л.д. 17, 18).
Согласно акту выполненных работ от 19 мая 2019 года по договору о перевозке груза от 16 мая 2019 года, путевому листу, а также транспортной накладной ИП ФИО1 выполнил комплекс услуг, включающих доставку (перевозку) домашних вещей из <адрес> пункт назначения: <адрес>; услуги оказаны в полном объеме и в срок, груз весом 1,5 тонн перевезен автомобилем № (л.д. 19, 20, 22).
Как следует из справки Юго-Восточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания филиала ОАО «РЖД» от 24 мая 2019 года, сумма тарифа за перевозку груза «домашние вещи» в собственном 20 тонном универсальном контейнере по маршруту следования <адрес>. с учетом особенностей тарификаций воинских и специальных железнодорожных перевозок в привлеченном подвижном составе составляет 39009,60 руб. с учетом НДС (с учетом изменений/индексации тарифов с 01.01.2019) из них:
17904 руб. – провозная плата, начисленная в соответствии с тарифным руководством с учетом применения базовых и поправочных коэффициентов;
10316,40 руб. – плата за предоставление контейнера и вагона в перевозочном процессе, начисленная согласно условий постановлений Правительства;
6868,80 руб. – плата за условно порожний рейс, рассчитанный для контейнера, начисленная согласно условий Постановлений правительства;
3920,40 руб. – плата за условно порожний рейс, рассчитанный для вагона, начисленная согласно условий Постановлений правительства.
Согласно прайс-листу ПАО «ТрансКонтейнер» на услуги по организации транспортно-экспедиционного обслуживания, предоставляемые филиалом ПАО «ТрансКонтейнер на Юго-Восточный ж.д.», действующий с 1 января 2019 года КТ Придача:
- погрузочно-разгрузочные работы на станции назначения – 5143,20 рублей с учетом НДС;
- автодоставка (<адрес>) – 8325,60 руб. с учетом НДС.
Итоговая стоимость предоставления комплекса услуг составляет – 52478,40 руб. с учетом НДС (л.д. 27).
11 июля 2019 года Колюка А.Г. обратился к ответчику с заявлением о компенсации расходов за перевозку домашних вещей к избранному (новому) месту жительства (л.д. 28).
28 ноября 2019 года Колюка А.Г. поступили денежные средства от ответчика в размере 31372,80 руб. в счет компенсации за перевозку домашних вещей к избранному (новому) месту жительства, что подтверждается выпиской по лицевому счету истца (л.д. 29).
Согласно справке Северного территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» от 20 мая 2019 года, в стоимость комплексного транспортно-экспедиторского обслуживания при перевозке груза для личных (бытовых) нужд (домашние вещи) весом 1000 кг военнослужащего на дату 16.05.2019 в 20-ти футовом контейнере (грузоподъемность 20 тонн) от станции <адрес> включены: провозная плата за перевозку груза составит с учетом НДС – 17904 руб., плата за предоставление собственного вагона составит с учетом НДС 24848,40 руб., собственного контейнера – 10238,40 руб.; сумма сбора за объявленную грузоотправителем ценность груза в 300 руб. составит с учетом НДС 396 руб.; провозная плата за перевозку груза, плата за предоставление контейнера, вагона рассчитаны по правилам и ставкам Тарифного руководства №1 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами», Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2016г. №1590 «Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок» (л.д. 63, 64).
Как следует из ответа на судебный запрос от Северного территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» от 25 мая 2019 года о возможной фактической стоимости перевоза личного имущества Колюка А.Г., в случае осуществления перевозки физическим лицом, не являющимся военнослужащим, коммерческое предложение от АО «ТрансКонтейнер» на перевозку автотранспортом от <адрес> составит с учетом НДС 39524,40 руб., стоимость погрузочно-разгрузочных работ с 20-ти тонным контейнером на станции отправления составит с учетом НДС 5179,20 руб. (л.д. 69).
Поскольку возмещение затрат на переезд военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей предусмотрено законодательством, при этом право на такое возмещение затрат не ограничивается в зависимости от наличия прямого железнодорожного сообщения, затраты Колюка А.Г. на перевозку личного имущества автомобильным транспортом не превысили стоимость перевозки с использованием железнодорожного транспорта, учитывая оценку сведений о возможной фактической стоимости перевоза личного имущества железнодорожным транспортом (при его наличии) в контейнере массой до 20 тонн, включающей расходы по доставке от места проживания до станции отправления (то есть личных вещей автотранспортом от места жительства до места погрузки (от <адрес>)) в размере не менее 44703,60 руб. с учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ, а также то, что на переезд истца было фактически не возмещено 31372,80 руб., суд признает действия ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», связанные с частичным возмещением Колюка А.Г. транспортных расходов по доставке личного имущества к новому месту проживания в связи с увольнением с военной службы, неправомерными.
При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с п. 1 Приказа Минобороны России N 300 предусмотрена оплата расходов по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции (пристани, порта) отправления и от станции назначения к новому месту проживания также на основании документов, подтверждающих перевозку.
Фактический размер компенсации расходов истцу на перевозку с учетом обстоятельств дела не мог превышать 76076,40 руб. (31372,80 + 44703,60).
Поскольку факт неправомерности указанных действий установлен, суд считает требования истца о взыскании расходов по перевозу личного имущества к новому месту проживания в связи с увольнением с военной службы в размере 38627,20 руб. (с учетом выплаченной ответчиком суммой в размере 31372,80 рублей) подлежащим удовлетворению.
Истцом к ответчику предъявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
В силу ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, 15 января 2020 года между ООО «Юридический центр «Лидер» (исполнитель) и Колюка А.Г. (заказчик) был заключен договор об оказании юридических услуг, согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги по настоящему договору с надлежащим качеством и в соответствии с нормами действующего законодательства РФ; стоимость услуг составляет 5000 руб. за составление искового заявления (л.д. 34 – 35); в материалы дела истцом представлена копия квитанции об оплате истцом денежных средств по договору в размере 5000 руб. (л.д. 33).
С учетом сложности дела, характера и объема рассмотренного дела, соблюдения баланса интересов сторон, требований разумности и справедливости, суд считает возможным удовлетворить заявление истицы о взыскании судебных расходов в полном объеме. Данный размер судебных расходов суд не считает чрезмерным, доказательств иного ответчик суду не представил.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 1658,84 рублей (л.д. 4, 40).
С учетом размера удовлетворенных исковых требований, положений ст. 333.19 НК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в заявленном в иске к взысканию размере 1358,79 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Колюка Александра Григорьевича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» удовлетворить.
Признать действия ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», связанного с частичным возмещением Колюка Александру Григорьевичу транспортных расходов по доставке личного имущества к новому месту проживания в связи с увольнением с военной службы, неправомерными.
Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» в пользу Колюка Александра Григорьевича расходы по перевозу личного имущества к новому месту проживания в связи с увольнением с военной службы в размере 38627,20 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 1358,79 рублей, всего 44985,99 руб.
В остальной части заявления о взыскании судебных расходов отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья С.А. Панин
Решение суда изготовлено в окончательной форме 15 июня 2020 года.