Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Северо-Эвенский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Тешабаевой О.В.,
при секретаре Осокиной Н.Н.,
с участием представителя ответчика ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северо-Эвенского районного суда в <адрес>, дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес> о признании незаконным распоряжения главы администрации <адрес> № 276-к от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> о признании незаконным распоряжения администрации <адрес> № 276-к от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания, указав следующее.
Он с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности руководителя Комитета имущественных и земельных отношений (КИЗО). Применяя к нему дисциплинарное взыскание в виде замечания за отсутствие нормативного акта администрации района работодатель не учел, что в администрации района нормативно-правовой акт – постановление администрации <адрес> от 02.07.2009г. № 130-па «О порядке формирования, ведения, опубликования перечня муниципального имущества муниципального образования <адрес>, предназначенного для предоставления и (или) пользования субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и порядке и условиях предоставления в аренду включенного в перечень имущества» (далее Порядок) имеется, Порядок разработан и опубликован в местной газете еще в 2009 году. Полагает, что привлечен к дисциплинарной ответственности незаконно, что причинило ему моральные страдания. Просит отменить распоряжения администрации <адрес> № 276-к от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме, и просит признать распоряжение о наложении на него дисциплинарного взыскания незаконным.
Суд, с учетом мнения представителя ответчика, руководствуясь ч.5 ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания истца.
Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признал и показал, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации района было направлено представление прокуратуры <адрес> об устранении нарушений федерального законодательства, выразившееся в том, что комитетом имущественных и земельных отношений на момент проверки не был разработан нормативно-правовой акт в части предоставления льгот субъектам малого и среднего предпринимательства. Проведенной служебной проверкой установлено, что ФИО1 как руководитель КИЗО несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет задач и должен организовывать деятельность комитета в соответствии с утвержденным положением о Комитете. Проверкой также установлен факт отсутствия нормативных актов в части предоставления льгот субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи с чем полагает, что ФИО1 не обеспечил выполнение функций, осуществляемых комитетом, не проконтролировал работу сотрудников комитета. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
Статьей 193 ТК РФ установлен порядок применения дисциплинарных взысканий, согласно которой до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 в соответствии с распоряжением № 680-к от ДД.ММ.ГГГГ принят на муниципальную службу в администрацию <адрес> на главную муниципальную должность руководителя комитета имущественных и земельных отношений <адрес>, в этот де день с ним заключен трудовой договор.
На основании распоряжения главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № 44-к трудовой договор с истцом расторгнут по п. 1 ст. 71 ТК РФ, как с не прошедшим испытательный срок.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 согласно распоряжению № 180-к от ДД.ММ.ГГГГ восстановлен в вышеуказанной должности согласно решению Северо-Эвенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был ознакомлен с должностной инструкцией руководителя Комитета имущественных и земельных отношений <адрес> администрации <адрес> (далее руководитель комитета), согласно которой, руководитель комитета:
- обеспечивает выполнение функций, осуществляемых комитетом и контролирует работу сотрудников комитета,
- участвует в разработке нормативно-правовых актов по вопросам регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>,
- имеет право издавать решения и распоряжения по вопросам деятельности комитета,
- издает распоряжения, обязательные для исполнения всеми муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями по имущественным вопросам в пределах компетенции Комитета,
- ведет реестр муниципального имущества,
- должен иметь навыки подготовки проектов нормативно-правовых актов и иных служебных документов.
Положением о Комитете имущественных и земельных отношений <адрес>, утвержденным решением Собрания представителей <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что к функциям комитета относится разработка проектов муниципальных правовых актов по вопросам учета, управления, распоряжения, приватизации и контроля за использованием муниципального имущества (п.3.45).
В феврале 2015 года прокуратурой района в администрации района проведена проверка исполнения законодательства, предусматривающего оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
По результатам проверки в адрес главы администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направлено представление о нарушении требований законодательства, выразившееся в том, что Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), а также порядок и условия предоставления в аренду не разработаны и не установлены нормативно-правовыми актами.
ДД.ММ.ГГГГ руководителем КИЗО ФИО1 в адрес прокурора района направлен письменный ответ.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор района предложил повторно вернуться к рассмотрению представления, к устранению нарушений законодательства, привлечению виновного лица к ответственности.
<адрес> также обращено внимание главы администрации района на то, что представление внесено в адрес главы администрации района, а ответ на представление получен от руководителя КИЗО, а не от администрации района.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 затребовано письменное объяснение.
ДД.ММ.ГГГГ получено объяснение ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание комиссии по проведению служебной проверки по факту нарушений, выявленных в представлении прокуратуры по результатам которой установлено, что на момент прокурорской проверки главой муниципального образования не утвержден, не издан Порядок, по результатам заседания рекомендовано главе администрации <адрес> привлечь ФИО1 к дисциплинарной ответственности.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации <адрес> № 276-к за отсутствие нормативного акта администрации <адрес>, регулирующего вопросы порядка формирования, ведения, обязательного опубликования перечней муниципального имущества, передаваемого в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, не подлежащего приватизации и свободного от прав и не устранения нарушений закона, выявленных в результате проверки прокуратуры <адрес>, ФИО1 объявлено замечание.
В соответствии с постановлением главы администрации <адрес> № 130-па от ДД.ММ.ГГГГ Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества (далее – Порядок), утвержден.
ДД.ММ.ГГГГ в Порядок постановлением главы администрации <адрес> № 134-па внесены изменения.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 276-к о наложении дисциплинарного взыскания на ФИО1 отменено.
В соответствии с п.4, 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования вышеуказанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства приоритетными видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 7 Устава <адрес> принятого Решением Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 58 систему муниципальных правовых актов <адрес> образуют: Устав; решения, принятые на местном референдуме; решения Собрания представителей; постановления и распоряжения председателя Собрания представителей; постановления и распоряжения администрации <адрес>; распоряжения и приказы иных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом, по вопросам, отнесенным к их полномочиям настоящим Уставом.
Проекты муниципальных правовых актов вносятся: депутатами Собрания Представителей; главой <адрес>; инициативными группами граждан; прокурором <адрес>, председателем Контрольно-счетной палаты <адрес>.
Статьей 38 Устава установлено, что глава <адрес> как глава муниципального образования "<адрес>" осуществляет следующие полномочия: подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Собрания представителей; издает в пределах своих полномочий правовые акты.
Проанализировав вышеизложенные нормативно-правовые акты и текст оспариваемого распоряжения, суд приходит к выводу, что привлекая ФИО1, как руководителя КИЗО, к дисциплинарной ответственности за отсутствие нормативного акта администрации района, глава администрации района не учел отсутствие у руководителя КИЗО должностных обязанностей по изданию муниципально-правовых актов в указанной сфере, обязанностей отслеживать наличие муниципально-правовых актов.
Локальными актами на ФИО1 возложены лишь обязанности по участию в разработке нормативно-правовых актов по вопросам регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>, т.е. разработка проектов нормативно-правовых актов.
Кроме того, Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, утвержденный и подписанный главой <адрес> в администрации района на момент проведения прокуратурой района проверки имелся, был разработан и утвержден еще в 2009 году, что свидетельствует о неполноте служебной проверки, проведенной в отношении ФИО1
Помимо этого в оспариваемом распоряжении не конкретизировано, в чем именно должны были выражаться действия ФИО1 по устранению нарушений.
Не учтено при проведении служебной проверки и привлечении к дисциплинарной ответственности, наличие у ФИО1 достаточного времени для устранения нарушений, т.к. представление прокуратуры получено администрацией района ДД.ММ.ГГГГ и как указано в представлении в течение месяца необходимо принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, т.е. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В период проведения прокурорской проверки ФИО1 в администрации района не работал, был восстановлен на работе лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за два дня до истечения установленного в представлении срока принятия мер по устранению нарушений.
Также комиссией по проведению служебного расследования и главой администрации района не дана оценка тому обстоятельству, что представление прокурора вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, коим в данном случае является глава администрации района.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ФИО1, как руководитель КИЗО, незаконно был привлечен к дисциплинарной ответственности, в связи с чем его доводы законны, обоснованны.
В связи с тем, что на момент рассмотрения дела незаконное распоряжение № 276-к от ДД.ММ.ГГГГ отменено и является недействующим суд приходит к выводу, что нарушенное право истца восстановлено, и полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания.
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Согласно ст.151 ГК РФ - если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
П.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Поскольку в судебном заседании установлено, что распоряжение № 276-к от ДД.ММ.ГГГГ противоречит закону, привлечение к дисциплинарной ответственности причинило истцу моральный вред в виде нравственных страданий, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из вышеописанных обстоятельств дела, отсутствия соглашения между сторонами о размере компенсации морального вреда, возраста истца, его состояния здоровья, учитывает объем и характер, длительность причиненных ФИО1 нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требований разумности и справедливости и приходит к мнению о необходимости частичного удовлетворения требований истца, определив размер названной компенсации в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь ст. ст.194, 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации <адрес> о признании незаконным и недействующим распоряжения главы администрации главы администрации <адрес> № 276-к от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания – отказать.
Взыскать с администрации <адрес> в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.
В удовлетворении исковых требования ФИО1 к администрации <адрес> о взыскании компенсации морального вреда в сумме 49 000 – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через районный суд.
Определить днем принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О. В. Тешабаева