Гражданское дело № 2-942/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 17 апреля 2012 года
Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,
при секретаре Нуруллиной Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермякова К.О. к Министерству финансов Российской Федерации, ФКУ № УФСИН России по УР о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился истец с иском к ответчику о компенсации морального вреда, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ он был помещён под стражу в № <адрес>, где содержался в камере №, в неблагоприятных для него условиях, где <данные изъяты>. Данное заболевание у него выявлено в ФБУ № после чего он был этапирован в ФБУ № для прохождения лечения. Указывает, что в камере № оборудовано 12 спальных мест, а содержалось от 40 до 50 осужденных. Кроме того, над данной камерой был оборудован прогулочный дворик для осужденных без крыши, соответственно после осадков виде дождя вода проникала через потолок в камеру, в связи с этим в камере в камере была повышенная влажность, становилось удушливо, а переполненность камеры лишь увеличивала влажность и духоту, от чего он более острее испытывал душевные и моральные страдания. Указывает, что в нарушении норм УПК РФ был лишён личного пространства и индивидуального спального места. В связи с <данные изъяты> ему был причинён вред здоровью, а также душевные нравственные страдания, были нарушены его гражданские права на охрану здоровья и права в целом. Указывает, что ему пришлось проходить длительный курс лечения в местах лишения свободы так и за пределами мест лишения свободы, на что были затрачены его родственникам денежные средства. Просит взыскать <данные изъяты> рублей за причинённый вред его здоровью в следствии <данные изъяты> в местах лишения свободы в учреждении № <адрес>, а также моральный вред, причиненный в следствии душевно-нравственных страданий и нарушений его прав в размере <данные изъяты> рублей. Итого общая сумма иска <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание истец и представитель ответчика УФК по УР, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания в суд не явились. От представителя УФК по УР в материалах дела имеется письменное возражение на иск Пермякова К.О.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «СИЗО-1 УФСИН РФ по УР» Мурашова А.Ю., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что по медицинской карте Пермякова К.О. <данные изъяты> у него выявлен в следственном изоляторе, соответственно он заразился ещё до прибытия к ним.
Суд, выслушав мнение представителя ответчика – ФКУ «СИЗО-1 УФСИН РФ по УР» процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Пермяков К.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по УР, ДД.ММ.ГГГГ убыл в ФКУ № УФСИН России по УР
Согласно справке БУЗ УР «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ установлен, что Пермяков К.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения взят на диспансерный учёт ДД.ММ.ГГГГ по УФСИН с диагнозом : <данные изъяты>.
В соответствии со ст. ФКУ № УФСИН России по УР информирует, что осужденный Пермяков К.О., ДД.ММ.ГГГГ год рождения выбыл в ФКУ ИК ДД.ММ.ГГГГ для дальнейшего отбывания срока наказания.
В ответ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ № БУЗ УР «<данные изъяты>» сообщило, что Пермяков К.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес> за медицинской помощью с 2009 г. в поликлинику не обращался, амбулаторной карты в БУЗ УР «<данные изъяты>» нет.
В материалах дела имеется справка врача ФИО5, согласно которой установлено, что Пермяков К.О. в № с ДД.ММ.ГГГГ болел <данные изъяты>, выявлен в местах лишения свободы. В № прибыл с диагнозом: <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ снят с <данные изъяты>. Остаточные изменения <данные изъяты>
Данные обстоятельства следуют из текста искового заявления, подтверждаются материалами настоящего гражданского дела, медицинской картой осужденного Пермякова К.О., направленной по запросу суда и изученной в судебном заседании.
В соответствии ст. статьей 53 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п. 1 ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Исходя из положений статьи 1071 ГК РФ, при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу, ответственность за который установлена статьями 1069 и 1070 ГК РФ, надлежащим ответчиком является Министерство финансов Российской Федерации, если вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, ФКУ «СИЗО-1 УФСИН РФ по УР» является ненадлежащим ответчикам, в иске к которому необходимо отказать по данному основанию.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) на истца возложена обязанность по предоставлению доказательств в обоснование заявленных исковых требований.
Из содержания вышеприведенных норм гражданского законодательства следует, что ответственность государства за действия государственных органов и их должностных лиц наступает при наличии следующих условий:
-неправомерности действий или бездействия государственных органов (должностных лиц);
-наличия морального вреда, причиненного истцу;
-причинно-следственной связи между неправомерными действиями (бездействием) должностных лиц и причиненным вредом;
-виновности должностных лиц, если вред причинен вследствие неправомерного деяния должностного лица.
Следовательно, для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда должны быть представлены доказательства, достоверно подтверждающие совокупность всех обстоятельств, имеющих юридическое значение для рассмотрения и разрешения дела.
В обоснование заявленных требований о компенсации морального вреда истец в иске указывает, что в связи с заболеванием туберкулёзом легких был причинён вред его здоровью, а также душевно-нравственные страдания, были нарушены его гражданские права на охрану здоровья и право в целом, и за содержание его в нечеловеческих условиях. Указывает, что ему пришлось проходить длительный курс лечения как в местах лишения свободы, так и за пределами мест лишения свободы, на что было затрачено его родственниками много сил и средств.
Вместе с тем доказательств противоправности действий должностных лиц ФКУ СИЗО-1, вины должностных лиц ФКУ СИЗО-1 в причинении вреда здоровью истца, причинной связи между противоправными, виновными действиями должностных лиц ФКУ СИЗО-1 и возникновением заболевания туберкулезом у истца, отвечающих признаку относимости, допустимости и достаточности – истец суду не представил, хотя судом неоднократно разъяснялась истцу обязанность по представлению вышеуказанных доказательств, в том числе определением о подготовке дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГГГ, которое истец получил лично под расписку.
Так, действия администрации учреждения основываются на Федеральном законе от 15.07.1995 г. № 103 –ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых обвиняемых в совершении преступлений». В ст. 24, вышеуказанного закона : лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнят санитаро-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Как указано в письменном возражении представителя УФСИН России по УР – Мурашовой А.Ю., действующей на основании доверенности при поступлении подозреваемых, обвиняемых проводится их медицинский осмотр с целью выявления инфекционных заболеваний. Кроме того, при выявлении <данные изъяты> у подозреваемого, обвиняемого, такие лица направляются для дальнейшего лечения в специализированные учреждения уголовно-исполнительной системы (<данные изъяты>). В связи с этим контакт Пермякова К.О. во время нахождения в изоляторе с <данные изъяты> был исключён.
Согласно справке начальника отдела специального учёта ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по УР – ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Пермяков К.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по УР, ДД.ММ.ГГГГ убыл в ФКУ № УФСИН России по УР. Судом установлено, и следует непосредственно из копий выписки из истории болезни Пермякова К.О., справки за подписью врача № ФИО5, что диагноз «<данные изъяты>» был выявлен впервые в местах лишения свободы в 2002 году. Вместе с тем, указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что истец заболел <данные изъяты> в ФКУ СИЗО-1 в 2002 году, с учетом <данные изъяты>.
При изложенных обстоятельствах суд полагает, что истцом Пермяковым К.О. не представлены доказательства, безусловно подтверждающие факт причинения ему действиями должностных лиц государственных органов морального вреда, не доказана причинно-следственная связь между причинением вреда и наступившими физическими и нравственными страданиями.
С учётом перечисленных выше обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца Пермякова К.О. о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти, исковые требования Пермякова К.О. надлежит оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пермякова К.О. к Министерству финансов Российской Федерации, ФКУ № УФСИН России по УР о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Н.В. Дергачева