УИД 63RS0031-01-2023-007123-68
номер производства 2а-6674/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Тольятти, Самарская область, 18 декабря 2023 года
ул.Белорусская, 16
Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,
при секретаре Анашкиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-6674/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Борисову Вячеславу Владимировичу о взыскании недоимки по пеням,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с иском к Борисову В.В. о взыскании недоимки по пеням, в случае утраты возможности взыскания указанной недоимки, просит рассмотреть вопрос о признании задолженности безнадежной к взысканию.
В обоснование иска указано, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги в отношении объектов налогообложения, но поскольку должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате начисленного налога, административному ответчику были направлены требования с предложением добровольно погасить задолженность. Ответчиком уплата задолженности в полном объеме произведена не была, в связи с чем, у административного ответчика образовалась недоимка по налогу за 2018,2019 налоговые периоды в общем размере 137,13 руб., из которых: пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 21,51 руб. по требованию № 985 от 16.01.2020, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 91,73 руб. по требованию № 985 от 16.01.2020, пени по налогу на добавленную стоимость на товары за 4 квартал 2018 в размере 5,45 руб. по требованию № 126388 от 06.07.2018, пени по налогу на добавленную стоимость на товары за 4 квартал 2018 в размере 16,39 руб. по требованию № 35498 от 11.02.2019, пени по налогу на добавленную стоимость на товары за 4 квартал 2018 в размере 2,05 руб. по требованию № 37170 от 28.02.2019.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Борисов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно, причины неявки не сообщил.
В силу положений п. 2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания суда в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ размещена на официальном сайте Центрального районного суда гор.Тольятти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Статьей 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления отрицательного сальдо, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае, если сумма отрицательного сальдо не превышает 3000 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня формирования отрицательного сальдо (недоимки).
Судом установлено, что Борисов А.А. с 28.02.2018 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что влечет обязанность в силу статьи 23, статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Деятельность прекращена 16.07.2020, что подтверждается Выпиской из ЕГРИП.
В связи с неоплатой в установленный срок начисленных сумм взносов за 2018 и 2019 налоговые периоды, налоговым органом административному ответчику выставлены требования: № 126388 по состоянию на 06.07.2018 об уплате до 18 июля 2018 задолженности по налогу на добавленную стоимость за 2018 год в размере 450 руб., пени по нему в размере 7,05 руб., №354498 по состоянию на 11.02.2019 об уплате до 22 февраля 2019 налога на добавленную стоимость за 2018 год в размере 3966 руб., пени по нему в размере 16,39 руб., №37170 по состоянию на 28.02.2019 об уплате до 13 марта 2019 налога на добавленную стоимость за 2018 год в размере 3966 руб., пени по нему в размере 2,05 руб., №985 по состоянию на 16.01.2020 об уплате до 29 января 2020 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 в размере 29354 руб., пени в размере 91,73 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 в размере 6884 руб., пени в размере 21,51 руб.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Статьей 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ - 10 000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В статье 286 КАС РФ указано, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, определяя порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, законодатель устанавливает сроки обращения налогового органа в судебные инстанции по вопросу взыскания недоимки, а также порядок и основания восстановления срока, пропущенного налоговым органом.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Как установлено судом, по требованию № 126388 от 06.07.2018 (самому раннему) со сроком уплаты до 18 июля 2018, сумма задолженности не превышает 3 000 рублей, таким образом, срок подачи заявления о взыскании недоимки по данному требованию истек 18 января 2022.
По требованию № 35498 от 11.02.2019 со сроком уплаты до 22 февраля 2019, сумма задолженности (с учетом требования № 126388) превышает 3 000 рублей, таким образом, срок подачи заявления о взыскании недоимки по указанному требованию истек 22 августа 2019
По требованию № 37170 от 28.02.2019 со сроком уплаты до 13 марта 2019, сумма задолженности превышает 3 000 рублей, таким образом, срок подачи заявления о взыскании недоимки по указанному требованию истек 13 сентября 2019.
По требованию № 985 от 16.01.2020 со сроком уплаты до 29 января 2020, сумма задолженности превышает 3 000 рублей, таким образом, срок подачи заявления о взыскании недоимки по данному требованию истек 29 июля 2020.
Административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа по вышеуказанным требованиям только 20.08.2021, в связи с чем, срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа пропущен.
Нарушенный административным истцом срок подачи заявления в отношении Борисова В.В. о взыскании недоимки по требованиям: № 126388 от 06.07.2018, №35498 от 11.02.2019, №37170 от 28.02.2019, №985 от 16.01.2020, влечет утрату права налогового органа на принудительное взыскание с Борисова В.В. недоимки по вышеуказанным налоговым обязательствам.
Суд обращает внимание, что своевременное обращение в районный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности после вынесения определения об отмене судебного приказа, равно как и вынесение приказа, в данном случае не свидетельствует о соблюдении налоговым органом требований статьи 48 Налогового кодекса РФ о сроках обращения в суд для принудительного взыскания недоимки.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 26.10.2017 №2465-О, положения ст. 48 Налогового кодекса РФ не предполагают возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа. При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Административным истцом ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с требованием о взыскании с административного ответчика недоимки, с предоставлением доказательств уважительности пропуска срока для обращения, не представлено.
Налоговая инспекция должна своевременно выявлять недоимки и направлять требования об их уплате, а также в случае неисполнения требований, производить взыскание недоимки посредством обращения в судебные инстанции. Неиспользование налоговым органом своих полномочий на своевременное выявление просрочек и принятие мер к взысканию недоимок не может влечь для налогоплательщика отрицательных налоговых последствий.
В силу п. 5 ч. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ указано, что безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Проанализировав все представленные доказательства по делу, принимая во внимание то обстоятельство, что налоговым органом утрачена возможность взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания, суд считает возможным удовлетворить требование Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области и признать безнадежной к взысканию сумму недоимки возникшей у Борисова В.В. за 2018.2019 налоговые периоды в размере 137,13 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177, 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление удовлетворить частично.
Отказать в удовлетворении требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Борисову Вячеславу Владимировичу о взыскании недоимки в общем размере 137 рублей 13 копеек.
Признать безнадежной к взысканию задолженность Борисова Вячеслава Владимировича, ИНН №, в общем размере 137 рублей 13 копеек, из которых: пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 21,51 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 91,73 руб., пени по налогу на добавленную стоимость на товары за 4 квартал 2018 в размере 5,45 руб., пени по налогу на добавленную стоимость на товары за 4 квартал 2018 в размере 16,39 руб., пени по налогу на добавленную стоимость на товары за 4 квартал 2018 в размере 2,05 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд гор.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 22.12.2023
Председательствующий Ю.С.Ахтемирова