№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02.11.2018 <адрес> городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Галактионова Д.В., при секретаре ФИО9., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6 к Администрации <адрес> о предоставлении жилья взамен ветхого,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с названным выше иском к Администрации <адрес> о предоставлении жилья взамен ветхого по следующим основаниям.
ФИО1, являтся собственником жилого помещения и зарегистрирован в нем. Квартира расположена по адресу: <адрес>, ФИО8 Шахты <адрес>, копия Свидетельства о государственной регистрации права серия 61-АД № от ДД.ММ.ГГГГ в приложении.
Кроме собственника, в <адрес> указанного дома проживают и зарегистрированы ФИО2, которая является супругой собственника, его дочь ФИО3, зять ФИО6, внуки собственника ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Жилой <адрес> согласно экспертному заключению № является аварийным и проживание людей в данном доме невозможно. ДД.ММ.ГГГГ дом внесен в список ветхих, подлежащих сносу жилых домов, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах. Распоряжением главы Администрации ФИО8 Шахты дом признан ветхим и непригодным для проживания, что подтверждается письмом Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Семья, состоящая из 6 человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО4, ФИО5, проживающая в <адрес> в <адрес> в апреле 2015 года была включена в список граждан, подлежащих переселению из ветхого подлежащего сносу жилого дома, ставшего в результате ведения горных работ, на ликвидированной шахте ДАО «Шахты им. Артема» ОАО «Ростовуголь», непригодным для проживания по критериям безопасности. Согласно п.8 Правил предоставления ФИО7 трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских ФИО8 и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам- в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Однако, до настоящего времени положенная социальная выплата истцам не предоставлена.
Дом и в 2014 году уже имел износ 91%, а на текущий момент разошлась крыша примерно на 40 см, трещины на стенах значительно увеличились, приходит в негодность фундамент, что создает реальную угрозу жизни жильцов, в том числе и жизни несовершеннолетних детей. Дожди и зима только усугубят данное состояние.
При неоднократном письменном обращении в Администрацию <адрес>, получаем ответы о том, что очередь не наступила.
При обращении в Министерство энергетики РФ по вопросу определения очередности получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ: «установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления-получателя бюджетных средств, т.е. Администрации ФИО8 <адрес>».
На основании изложенного просил суд:
Обязать Администрацию <адрес> предоставить вне очереди социальную выплату взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ, на ликвидируемой шахте ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь», непригодным для проживания по критериям безопасности (по программе ГУРШ), согласно Правил предоставления из федерального бюджета ФИО7 трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских ФИО8 и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, семье, состоящей из 6 человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО4, ФИО5, проживающей в <адрес> в <адрес>.
12.09.2018г истцы уточнили иск (л.д.62) просили суд:
Обязать Администрацию <адрес> заключить с семьей семье, состоящей из 6 человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО4, ФИО5, проживающей в <адрес> в <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья площадью 108 кв.м. из расчета 18 кв.м. х б чел. взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ, на ликвидируемой шахте ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь», непригодным для проживания по критериям безопасности (по программе ГУРШ), согласно Правил предоставления из федерального бюджета ФИО7 трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских ФИО8 и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских ФИО8 и поселков в 2019 году.
Истец ФИО3 в судебное заседание явилась, уточненный иск поддержала в полном объеме.
Истец ФИО2 в судебное заседание явилась, уточненный иск поддержала в полном объеме.
Иные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд пришел к следующему:
Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом "б" пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских ФИО8 и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 428 от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления ФИО7 трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских ФИО8 и поселков.
В соответствии с пунктами 5, 8 Правил, ФИО7 трансферты направляются на финансирование мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат; социальные выплаты предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских ФИО8 и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Из материалов дела усматривается, что в настоящее время Администрацией <адрес> с истцами не заключен договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских ФИО8 и поселков; социальная выплата на приобретение жилья истцами не получена, что и не отрицалось сторонами.
Из сообщения Министерства Энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 г.г." по ФИО8 Шахты запланировано финансирование на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтерских ФИО8 и поселков по мероприятию: "Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого": 2017 г. - 39981,5 руб.; 2018 г. - 39981,4 руб., 2019 г. - 106396,6 руб. - лд 8-9.
Хотя отсутствие денежных средств на данные цели не является основанием для отказа в иске, суд исследовал вопрос о финансировании, отраженный в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Судом установлено, что согласно распределению иных ФИО7 трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских ФИО8 и поселков бюджетам субъектов Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 193-ФЗ) выделено (тыс. рублей):
Наименование субъекта Российской Федерации и муниципального образования |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
ФИО8 Шахты |
39 888,6 |
106 396,6 |
106 396,6 |
Судом установлено существенно большее финансирование в 2019-2020 гг, чем в 2018 г.
Однако наступление очереди именно в 2019 году истцами не доказано.
Согласно п.10 Постановлению Правительства РФ № от 13.07.2005г «О порядке предоставления иных ФИО7 трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских ФИО8 и поселков»
10. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:
(в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 778)
33 кв. метра - для одиноких граждан;
42 кв. метра - на семью из 2 человек;
18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Таким образом, требования о предоставлении денежного аналога 108 кв.м. семье истцом правомерно.
Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что в полномочия Администрации <адрес> не входит непосредственно предоставление социальной выплаты для приобретения жилья.
В полномочия Администрации <адрес> входит формирование списков граждан, подлежащих переселению, установление очередности предоставления социальных выплат на приобретение жилья, а также заключение договора с гражданином о предоставлении социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских ФИО8 и поселков.
Очередность истцами не оспорена, т.к. предметом спора не является.
Искомая социальная выплата производится за счет средств федерального бюджета, то есть Администрация <адрес> предоставляет выплату исключительно из средств федерального бюджета, направленных на переселение граждан из ветхого жилья, в соответствии со списками граждан, подлежащих переселению, в порядке очередности предоставления этих выплат.
Таким образом, рассмотрение вопроса переселения семьи истца, включенной в списки граждан, подлежащих переселению, возможно лишь в порядке очередности, по мере выделения средств федерального бюджета.
Кроме того, судом учтено, что для перечисления социальной выплаты из федерального бюджета, истец обязан принять на себя обязательство о безвозмездной передаче своего жилого помещения органу местного самоуправления, то есть принять на себя не только право на получение выплаты, но и нести обязанности по договору, что обязан учитывать истец, иначе удовлетворение исковых требований привело бы к незаконному льготному получения права без соблюдения порядка и несения обязанностей.
Именно таким образом судом понимается вынесенное решение.
Что касается требований о заключении договора именно в 2019 году, то необходимо отметить, что получение выплаты на основании решения суда, вне порядка очередности, поставило бы в неравные положения всех лиц, нуждающихся в жилье согласно программе переселения, поскольку истец будет иметь преимущество и внеочередную выплату по отношению к иным лицам, что недопустимо. Т.е. удовлетворение иска именно в заявленной редакции приведет к нарушению ст. 10 ГК РФ.
При рассмотрении дела суд учитывает, что право истцов на включение их в список нуждающихся подтверждено вступившим в силу решением Шахтинского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию <адрес> заключить с семьей семьей, состоящей из 6 человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО4, ФИО5, проживающей в <адрес> в <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья по норме площадью 108 кв.м. на 6 человек взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ, на ликвидированной шахте ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности (по программе ГУРШ), согласно ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНЫХ ФИО7 ТРАНСФЕРТОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММ МЕСТНОГО ФИО11 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ ДЛЯ ШАХТЕРСКИХ ФИО8 И ПОСЕЛКОВ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских ФИО8 и поселков в порядке очередности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение (резолютивная часть) изготовлено в совещательной комнате.
Судья Галактионов Д.В.