Дело № 2-699/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 26 июня 2017 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи СТРОКОВОЙ О.А.
при секретаре МАКЕЕВОЙ Е.В.,
с участием представителя истца ЮРИНОЙ С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском, пояснив, что Борисоглебской межрайпрокуратурой во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 22.10.2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», п. 1.5 указания прокуратуры Воронежской области от 01.06.2016 № 66/27 «О порядке исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 22.10.2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» проведен мониторинг информационно- телекоммуникационной сети Интернет, в ходе которого выявлены факты распространения информации о способах и методике изготовления взрывных устройств.
При мониторинге сети Интернет установлено, что на Интернет-страницах по URL-адресам <адрес> размещена статья «ВСЁ ПРОВЕРЕННО. ВСЁ РАБОТАЕТ. НО НИКАКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВАС Я НЕ НЕСУ. РЕШАЙТЕ САМИ» с подробной информацией о способах изготовления самодельных взрывных устройств, используемых взрывчатых веществ, свойствах получаемой взрывчатки: йодистый азот, магниевая взрывчатка, пластиковая взрывчатка класса С2.
При этом вход на Интернет-страницу свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию Интернет-ресурса не требуется. Ознакомиться с содержанием статьи может неограниченное число Интернет-пользователей.
Обеспечение свободного доступа неограниченного круга лиц к названной информации формирует мнение о возможности совершения противоправных действий, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, действующих законов.
Указанные обстоятельства явились поводом для обращения Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с заявлением, в котором он просит: признать информацию о способах изготовления взрывчатых веществ, взрывных устройств, размещенную на Интернет-странице с URL-адресом <адрес>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2, г. Москва, Россия, 109074), для включения указателя Интернет-страницы с URL-адресом: <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области Юрина С.А.. требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению.
Борисоглебской межрайпрокуратурой во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 22.10.2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», п. 1.5 указания прокуратуры Воронежской области от 01.06.2016 № 66/27 «О порядке исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 22.10.2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» проведен мониторинг информационно- телекоммуникационной сети Интернет, в ходе которого выявлены факты распространения информации о способах и методике изготовления взрывных устройств.
При мониторинге сети Интернет установлено, что на Интернет-страницах по URL-адресам <адрес> размещена статья «ВСЁ ПРОВЕРЕННО. ВСЁ РАБОТАЕТ. НО НИКАКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВАС Я НЕ НЕСУ. РЕШАЙТЕ САМИ» с подробной информацией о способах изготовления самодельных взрывных устройств, используемых взрывчатых веществ, свойствах получаемой взрывчатки: йодистый азот, магниевая взрывчатка, пластиковая взрывчатка класса С2.
При этом вход на Интернет-страницу свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию Интернет-ресурса не требуется. Ознакомиться с содержанием статьи может неограниченное число Интернет-пользователей.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст. 15 Закона об информации).
Частью 6 ст. 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст.9 Закона об информации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространение материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Статьями 223.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконное изготовление взрывчатых веществ, а равно незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств.
Кроме того, одним из уголовно-наказуемых деяний в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации является террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (ст. 205 УК РФ).
Статьей 205.1 УК РФ установлена ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которого является пособничество в совершении террористического акта, в том числе умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
В соответствии с пп. «д» п. 3 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной 05.12.2009 Президентом Российской Федерации (далее - Концепция), к одному из основных внутренних факторов, обусловливающих возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующему ему причинами и условиями, является недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относится реализация принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также регулирование порядка использования информационно-телекоммуникационных систем.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о незаконном обороте оружия и боеприпасов.
Свободный доступ неограниченного круга лиц к названной информации формирует мнение о возможности совершения противоправных действий, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, действующих законов.
В целях ограничения доступа к информации о способах и методике изготовления взрывных веществ и устройств на Интернет-страницах по URL-адресу <адрес> необходимо внести данные Интернет-страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать их в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.
На момент проверки данные указатели страниц сайтов, на которых размещена названная информация, в реестре отсутствуют.
В связи с этим, у прокурора имеются основания для обращения в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, так как предоставление доступа пользователям информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции РФ и федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер заключается в том, что они принимаются государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Пунктом 2 вышеназванной статьи ГПК РФ установлено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области удовлетворить.
Признать информацию о способах изготовления взрывчатых веществ, взрывных устройств, размещенную на Интернет-странице с URL-адресом <адрес>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2, г. Москва, Россия, 109074), для включения указателя Интернет-страницы с URL-адресом: <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца.
Председательствующий: п/п
Дело № 2-699/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 26 июня 2017 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи СТРОКОВОЙ О.А.
при секретаре МАКЕЕВОЙ Е.В.,
с участием представителя истца ЮРИНОЙ С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском, пояснив, что Борисоглебской межрайпрокуратурой во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 22.10.2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», п. 1.5 указания прокуратуры Воронежской области от 01.06.2016 № 66/27 «О порядке исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 22.10.2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» проведен мониторинг информационно- телекоммуникационной сети Интернет, в ходе которого выявлены факты распространения информации о способах и методике изготовления взрывных устройств.
При мониторинге сети Интернет установлено, что на Интернет-страницах по URL-адресам <адрес> размещена статья «ВСЁ ПРОВЕРЕННО. ВСЁ РАБОТАЕТ. НО НИКАКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВАС Я НЕ НЕСУ. РЕШАЙТЕ САМИ» с подробной информацией о способах изготовления самодельных взрывных устройств, используемых взрывчатых веществ, свойствах получаемой взрывчатки: йодистый азот, магниевая взрывчатка, пластиковая взрывчатка класса С2.
При этом вход на Интернет-страницу свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию Интернет-ресурса не требуется. Ознакомиться с содержанием статьи может неограниченное число Интернет-пользователей.
Обеспечение свободного доступа неограниченного круга лиц к названной информации формирует мнение о возможности совершения противоправных действий, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, действующих законов.
Указанные обстоятельства явились поводом для обращения Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с заявлением, в котором он просит: признать информацию о способах изготовления взрывчатых веществ, взрывных устройств, размещенную на Интернет-странице с URL-адресом <адрес>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2, г. Москва, Россия, 109074), для включения указателя Интернет-страницы с URL-адресом: <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области Юрина С.А.. требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению.
Борисоглебской межрайпрокуратурой во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 22.10.2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», п. 1.5 указания прокуратуры Воронежской области от 01.06.2016 № 66/27 «О порядке исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 22.10.2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» проведен мониторинг информационно- телекоммуникационной сети Интернет, в ходе которого выявлены факты распространения информации о способах и методике изготовления взрывных устройств.
При мониторинге сети Интернет установлено, что на Интернет-страницах по URL-адресам <адрес> размещена статья «ВСЁ ПРОВЕРЕННО. ВСЁ РАБОТАЕТ. НО НИКАКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВАС Я НЕ НЕСУ. РЕШАЙТЕ САМИ» с подробной информацией о способах изготовления самодельных взрывных устройств, используемых взрывчатых веществ, свойствах получаемой взрывчатки: йодистый азот, магниевая взрывчатка, пластиковая взрывчатка класса С2.
При этом вход на Интернет-страницу свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию Интернет-ресурса не требуется. Ознакомиться с содержанием статьи может неограниченное число Интернет-пользователей.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст. 15 Закона об информации).
Частью 6 ст. 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст.9 Закона об информации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространение материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Статьями 223.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконное изготовление взрывчатых веществ, а равно незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств.
Кроме того, одним из уголовно-наказуемых деяний в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации является террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (ст. 205 УК РФ).
Статьей 205.1 УК РФ установлена ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которого является пособничество в совершении террористического акта, в том числе умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
В соответствии с пп. «д» п. 3 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной 05.12.2009 Президентом Российской Федерации (далее - Концепция), к одному из основных внутренних факторов, обусловливающих возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующему ему причинами и условиями, является недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относится реализация принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также регулирование порядка использования информационно-телекоммуникационных систем.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о незаконном обороте оружия и боеприпасов.
Свободный доступ неограниченного круга лиц к названной информации формирует мнение о возможности совершения противоправных действий, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, действующих законов.
В целях ограничения доступа к информации о способах и методике изготовления взрывных веществ и устройств на Интернет-страницах по URL-адресу <адрес> необходимо внести данные Интернет-страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать их в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.
На момент проверки данные указатели страниц сайтов, на которых размещена названная информация, в реестре отсутствуют.
В связи с этим, у прокурора имеются основания для обращения в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, так как предоставление доступа пользователям информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции РФ и федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер заключается в том, что они принимаются государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Пунктом 2 вышеназванной статьи ГПК РФ установлено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области удовлетворить.
Признать информацию о способах изготовления взрывчатых веществ, взрывных устройств, размещенную на Интернет-странице с URL-адресом <адрес>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2, г. Москва, Россия, 109074), для включения указателя Интернет-страницы с URL-адресом: <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца.
Председательствующий: п/п