Дело № 2-877/2021
44RS0001-01-2021-000236-64
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2021 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Царёвой Т.С., при ведении протокола помощником судьи Гулькиной Ю.А., с участием прокурора Шведчикова С.А., представителя ответчика Бакулина Д.С, представителя третьего лица Кубасовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры к АО «Костромское авиапредприятие» об устранении нарушений законодательства о безопасности полетов,
у с т а н о в и л:
Костромской транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с иском к АО «Костромское авиапредприятие» об устранении нарушений законодательства о безопасности полетов. В обоснование исковых требований указал, что проведенной Костромской транспортной прокуратурой проверкой контроля устранения нарушений законодательства по ранее принятым мерам прокурорского реагирования установлены факты не принятия АО «Костромское авиапредприятие» мер, направленных на фактическое устранение нарушений законодательства в сфере орнитологического обеспечения безопасности полетов. Имеются нарушения законодательства, регламентирующее указанные правоотношении в части орнитологического обеспечения полетов. Просил суд обязать АО «Костромское авиапредприятие» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома «Кострома» (Сокеркино) с привлечением специалистов биологического учреждения и составлением орнитологических карт-схем орнитологической обстановки и вспомогательных графиков, показывающих места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для воздушных судов птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома.
В судебном заседании представитель истца помощник Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры Шведчиков С.А. иск поддержал в полном объеме. Пояснил, что способ реализации мер, принимаемых ответчиком в сфере орнитологического обеспечения безопасности полетов, не соответствует требованиям нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления соответствующих мероприятий. Ответчиком не проводилось надлежащее эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродома «Кострома» (Сокеркино) с привлечением специалистов биологического учреждения и составлением орнитологических карт-схем орнитологической обстановки и вспомогательных графиков, показывающих места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для воздушных судов птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома.
Представитель ответчика АО «Костромское авиапредприятие» Бакулин Д.С. в судебном заседании иск не признал. Суду пояснил, что орнитологическое обеспечение полетов является одним из компонентов безопасного выполнения полетов, и данные требования АО «Костромское авиапредприятие» стараются соблюдать. У АО «Костромское авиапредприятие» есть аэродромная служба, на которую возложена обязанность соблюдения безопасности полетов, есть специальные средства для отпугивания птиц, есть определенная технология работы службы, которая, в том числе, включает в себя предполетный мониторинг взлетно-посадочной полосы. Само обследование АО «Костромское авиапредприятие» не проводилось, дополнительные специалисты не привлекались. АО «Костромское авиапредприятие» получает информацию в Департаменте природных ресурсов о маршрутах миграции птиц, с учетом которой и принимает те или иные решения. Информация о возможных встречах с птицами доводится до летного состава, ведутся журналы учета орнитологической обстановки. Весь комплекс необходимых мероприятий выполняется. Привлечение специалиста биологического учреждения потребует существенных затрат (от 0,5 млн. до 1,5 млн. руб.), специалист не привлекался. Согласно распоряжению администрацию Костромской области АО «Костромское авиапредприятие» должно получать 80% от затрат на данный вид деятельности. Каждый год с АО «Костромское авиапредприятие» заключаются соглашения, производится финансирование за счет бюджета Костромской области в рамках доведенных лимитов. Имеет место дефицит финансирования.
Представитель третьего лица Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области Кубасова В.В. считала исковые требования законными. Пояснила, что имеет место недостаточность финансирования АО «Костромское авиапредприятие».
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Аэродром «Кострома» (Сокеркино) зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, о чем <дата> выдано свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации №. Лицом, эксплуатирующим аэродром, является АО «Костромское авиапредприятие».
АО «Костромское авиапредприятие» в соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица и сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц является действующим юридическим лицом.
Согласно п. 1.7 Устава, утвержденного Решением общего собрания акционеров <дата>, АО «Костромское авиапредприятие» является коммерческой организацией.
АО «Костромское авиапредприятие» осуществляет деятельность в сфере воздушного транспорта, в том числе перевозку пассажиров и грузов данным видом транспорта, как внутри региона, так и за его пределами, в котором имеются воздушные судна типов Ан 26-100, Ан-2, Ми-2, Ансат.
В соответствии с п. 4 ст. 49 ВК РФ обеспечение соответствия аэродрома государственной авиации, вертодрома государственной авиации, аэродрома экспериментальной авиации, вертодрома экспериментальной авиации в период эксплуатации установленным требованиям возлагается на организацию, осуществляющую эксплуатацию таких аэродромов, вертодромов.
Костромской транспортной прокуратурой на основании поручения Северо-Западной транспортной прокуратуры от <дата>, проведена проверка исполнения законодательства в сфере орнитологического обеспечения безопасности полетов в деятельности АО «Костромское авиапредприятие», по результатам которой выявлены нарушения закона.
По результатам проведенной Костромской транспортной прокуратурой проверки и в связи с выявленными нарушениями законодательства в сфере орнитологического обеспечения безопасности полетов, в адрес генерального директора АО «Костромское авиапредприятие», <дата> внесено представление № «Об устранении нарушений законодательства о безопасности полетов».
На основании решения Костромского транспортного прокурора от <дата> № проведена проверка контроля исполнения АО «Костромское авиапредприятие» законодательства о транспортной безопасности и законодательства в сфере орнитологического обеспечения безопасности полетов, по результатам которой Костромской транспортной прокуратурой установлены факты не принятия АО «Костромское авиапредприятие» по ранее принятым мерам прокурорского реагирования, направленным на фактическое устранение нарушений законодательства в сфере орнитологического обеспечения безопасности полетов.
Как следует из ст. 69 ВК РФ аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасение), а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях, которые устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Федеральными правилами использования воздушного пространства и федеральными авиационными правилами, согласно п. 2 ст. 2 ВК РФ, являются нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее - ФАП-128), которые устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации
Согласно п. 1.2 ФАП-128 настоящие Правила обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации.
Орнитологическое обеспечение полетов, согласно требований п. 8.24 дела VIII ФАП-128, отнесено к обязательным условиям по обеспечению полетов, которое включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, как то: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов; доведение до летных экипажей воздушных судов информации об орнитологической обстановке (предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах, в районах аэродромов, на маршрутах, в районах полетов); проведение занятий по авиационной орнитологии со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.
Пунктом 8.26 данных правил предусмотрено, что на аэродромах принимаются меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами, вплоть до временного прекращения полетов.
Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12.1988 № 209 утверждено Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89), п. 2.2. которого определено, что настоящее Руководство является основным нормативным документом, определяющим порядок организации и осуществления мероприятий по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами. Все другие документы по орнитологическому обеспечению полетов могут лишь развивать и конкретизировать положения настоящего Руководства.
Руководство определяет, в том числе и функции командно-руководящего и летного состава, работников службы движения, аэродромной службы и других служб авиапредприятий в части, их касающейся, по орнитологическому обеспечению полетов (п. 2.3).
Согласно п. 2.4 РООП ГА-89, орнитологическое обеспечение полетов направлено, прежде всего, на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами в районах аэродромов и на авиатрассах. В связи с чем, на аэродромах должны приниматься всевозможные меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами вплоть до временного прекращения полетов (п. 2.8).
Аналогичные положения содержатся и в п. 8.26 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации».
Планирование мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов, в соответствии с п. 3.3.1 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, производится, как правило, на период от 1 до 3 лет.
В пункте 3.3.3 Руководства закреплено, что план мероприятий должен предусматривать организацию и проведение: работ по выявлению и ликвидации условий, способствующих концентрации птиц на аэродроме и прилегающей территории; визуального и радиолокационного контроля за орнитологической обстановкой; мер по оперативному отпугиванию птиц от аэродрома; анализа орнитологического обеспечения полетов; проведение занятий с работниками проч.
Все мероприятия, включенные в план, и сроки их проведения должны иметь обоснование и строго соответствовать местным особенностям орнитологической обстановки (п. 3.3.4 РООП ГА-89).
Согласно п. 3.1.1 Руководства, командир авиапредприятия осуществляет общую организацию мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов и контроль за их проведением. План мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов, также, разрабатывается командиром авиапредприятия с привлечением необходимых специалистов аэропорта и местных биологических учреждений (п. 3.3.2).
Работники аэродромной службы, в свою очередь, выявляют (с помощью орнитологов из местных биологических учреждений) и устраняют условия, способствующие концентрации птиц на аэродроме; при необходимости проводят сбор сбитых самолетами птиц и отправку их на исследование для определения видовой принадлежности; отпугивают птиц от аэродрома выстрелами из ракетниц (п. 3.1.3).
Исходя из положений п. 4.1.1 Руководства, основными целями осуществления эколого-орнитологического обследования является определение характера орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к нему территории и выявление условий, способствующих концентрации птиц.
При этом, как предусмотрено п. 4.1.2 РООП ГА-89, для обследования и составления орнитологических карт-схем и графиков привлекаются специалисты из местных биологических учреждений.
Территория аэродрома обследуется следующим образом: примерно 1 раз в пять дней проводятся визуальные наблюдения за птицами (по 2 час. утром и вечером с мест, расположенных возле торцов ВПП). В этот же день производятся обход ВПП для подсчета птиц на летном поле и сбор на ВПП останков сбитых тип (п. 4.1.3), во время наблюдений устанавливаются маршруты, высоты, интенсивность и суточная активность перелетов птиц, места их концентрации; численность и видовой состав скапливающихся птиц, характер их поведения (гнездятся, кормятся, отдыхают, ночуют); периоды суток, когда образуются скопления; особенности среды обитания, способствующие концентрации птиц (п. 4.1.4), в остальные дни обследуется приаэродромная территория в радиусе 10-30 км ( в зависимости от дальности перелетов местных птиц). Во время обследования отчаются перечисленные выше характеристики, при этом особое внимание уделяют выявлению и описанию различных хозяйственных объектов, способствующих концентрации птиц (сельхозугодий, ското- и звероферм, водоемов, элеваторов, свалок и т.д.) (п. 4.1.5).
В силу п. 4.1.6. Руководства особенно тщательно обследуются крупные водоемы, расположенные в радиусе 10 - 15 км от аэродрома.
Маршруты для обследования приаэродромной территории прокладываются с таким расчетом, чтобы были осмотрены все участки местности. Каждый участок осматривается в утренние, околополуденные и вечерние часы для выявления суточных изменений орнитологической обстановки (п. 4.1.8 Руководства).
В соответствии с п. 4.1.12 РООП ГА-89, для выявления сезонных особенностей орнитологической обстановки обследование проводится в личные периоды годовой активности птиц: зимний (конец ноября - февраль) - характеризуется относительно простой и стабильной орнитологической обстановкой весенний (март - май) - период массовой миграции птиц; раннелетний (середина мая - первая половина июля) - период гнездования до появления летающих птенцов; позднелетний (вторая половина июля - август) -период массового вылета птенцов; осенний (сентябрь - ноябрь) - период массовой миграции птиц. Начало и окончание каждого из этих периодов можно определять путем систематических наблюдений, выяснения у местных специалистов-орнитологов, использования данных справочной литературы.
Согласно п. 4.1.15 Руководства, результаты обследования дополняются сведениями, полученными при визуальных наблюдениях за птицами на аэродромах, а также при радиолокационном контроле за орнитологической обстановкой. На основании этой информации составляются специальные сезонные карты-схемы орнитологической обстановки (масштаба 1:30000 или крупнее) и вспомогательные графики, показывающие места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для ВС птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома. Оригиналы указанных карт-схем и графиков находятся в штурманской, а копии - в службе движения, летной и аэродромной службах.
Как следует их материалов дела, в ходе прокурорской проверки авиапредприятия в сфере орнитологического обеспечения установлено, что эколого-орнитологические обследования приаэродромной территории и территории аэродрома «Кострома» (Сокеркино) проведены непосредственно сотрудниками организации без привлечения специалиста биологического учреждения, имеющего соответствующие образование и квалификацию в данной области, периоды, в которые проведены обследования, также не соответствуют периодам годовой активности птиц, определенным в п. 4.1.12. РООП ГА-89, кроме того, к обследованиям не приложены документы, на основании которых они были составлены и утверждены.
Согласно ответу авиапредприятия от <дата> о рассмотрении представления прокурора, обществом запланировано проведение эколого-орнитологического обследования, разработано и направлено техническое задание.
Проверкой контроля устранения нарушений законодательства по ранее принятым мерам прокурорского реагирования, проведенной в период с <дата> по <дата>, установлено, что АО «Костромское авиапредприятие» мер, направленных на их фактическое устранение не принято, эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродома «Кострома» (Сокеркино) с привлечением специалистов биологического учреждения и составлением орнитологических карт-схем орнитологической обстановки и вспомогательных графиков, показывающих места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для воздушных судов птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома не проведено.
Доказательств обратного не имеется.
Доводы представителя ответчика о наличии у предприятия самостоятельного эколого-орнитологического обследования территории аэродрома судом отклоняются, наличие самостоятельного орнитологического обследования не освобождает юридическое лицо от исполнения требований утвержденных правил по орнитологическому обеспечению полетов, поскольку оно составлено без участия специалистов биологического учреждения и составлением орнитологических карт-схем орнитологической обстановки и вспомогательных графиков, показывающих места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для воздушных судов птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома, которые проводятся в различные периоды годовой активности птиц.
Согласно информации АО «Костромское авиапредприятие» от <дата> №, эколого-орнитологическое обследование территории, прилегающей к аэропорту «Кострома» (Сокеркино), является объемным по срокам, разнообразию и характеру выполняемых работ, затратам денежных средств. В связи с недофинансированием аэропрортовой деятельности предприятие не имеет возможности организовать проведение эколого-орнитологическое обследование аэродрома в том виде, который определен РООП ГА-89.
Исследованные в судебном заседании доказательства, свидетельствуют о том, что в нарушение приведенного правового регулирования ответчиком АО «Костромское авиапредприятие» не проведено эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома «Кострома» (Сокеркино) с привлечением специалистов биологического учреждения и составлением орнитологических карт-схем орнитологической обстановки и вспомогательных графиков, показывающих места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для воздушных судов птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома с необходимой периодичностью.
В связи с вышеизложенным, суд находит исковые требования прокурора законными и обоснованными. При этом, является убедительным довод истца о том, что неисполнение эксплуатантом аэродрома «Кострома» (Сокеркино) - АО «Костромское авиапредприятие» требований законодательства о безопасности полетов нарушает права неопределенного круга лиц, как то, пассажиров и членов экипажа, находящихся на борту воздушных судов во время взлета и посадки, сотрудников аэродрома, иных граждан, находящихся вблизи аэродрома или прилегающей к нему территорию, на охрану их жизни и здоровья, а также создает непосредственную угрозу безопасности воздушного движения, безопасности полетов, может явиться причиной возникновения техногенной катастрофы, что в свою очередь создает реальную угрозу возникновения тяжких последствий для жизни и здоровья людей, экологической обстановки, а также причинение вреда окружающей природной среде. Пренебрежение безопасностью и здоровьем неопределенного круга лиц, гарантированных ст. 2, ч. 1 и ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, является недопустимым.
При указанных обстоятельствах, с учетом установленных нарушений АО «Костромское авиапредприятие», исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон, обеспечивать реальность исполнения решения суда.
Принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает, что срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, заявленный истцом в течение 1 года со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, не противоречит закону и обстоятельствам дела, является разумным.
Ссылка представителя ответчика на отсутствие финансирования на проведение обследования и наблюдения с привлечением специалистов биологического учреждения, с составлением орнитологических карт-схем орнитологической обстановки и вспомогательных графиков, показывающих места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для воздушных судов птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома, сама по себе не может быть признана состоятельной, так как исполнение действующего законодательства не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у обязанного лица.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры к АО «Костромское авиапредприятие» удовлетворить.
Обязать АО «Костромское авиапредприятие» ... юридический адрес: <адрес>, в течение 1 года со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома «Кострома» (Сокеркино) с привлечением специалистов биологического учреждения и составлением орнитологических карт-схем орнитологической обстановки и вспомогательных графиков, показывающих места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для воздушных судов птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья Т.С. Царёва