18 ноября 2016 года г.Томск
Судья Северского городского суда Томской области Максимова Е.С.,
с участием защитника юридического лица - Завершинской В.С.,
прокурора Томской межрайонной природоохранной прокуратуры Федоровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом выездном судебном заседании по ул.Смирнова,9 в г.Томск жалобу защитника Завершинской В.С. на постановление старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды К. № ** от 06.09.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строительное монтажное управление - 7»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды К. № ** от 06.09.2016 общество с ограниченной ответственностью «Строительное монтажное управление - 7» (далее ООО «СМУ-7») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник юридического лица Завершинская В.С., не отрицая факт совершенного правонарушения, просит постановление изменить, назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование заявитель указывает, что назначенный юридическому лицу штраф не соразмерен характеру, последствиям, тяжести совершенного административного правонарушения и является чрезмерным для ООО «СМУ-7». При назначении наказания административным органом не были учтены имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность, такие как совершение административного правонарушения впервые, признание вины и раскаяние.
В судебное заседание законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директор ООО «СМУ-7» Малышев К.А не явился, надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Защитник Завершинская В.С. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Из пояснительной записки Завершинской В.С. от 17.11.2016 следует, что назначенный штраф является для ООО «СМУ-7» слишком большим, поскольку в настоящее время для выхода на проектную мощность в части добычи песка направлены все финансовые средства, имеющиеся у предприятия, в связи с чем последнее не располагает необходимыми денежными средствами для исполнения возложенного наказания без причинения ущерба основной деятельности организации. Кроме того, Обществом принимаются меры для устранения выявленных нарушений.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника, прокурора, проверив материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а в силу п.8ч.2ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления.
В силу требований ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной данного административного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно ст. 22 вышеуказанного Закона пользователь недр обязан, в том числе, обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации о недрах в фонды геологической информации, выполнение условий, установленных лицензией.
Оспариваемым постановлением установлено, что 22.08.2016 Томским межрайонным природоохранным прокурором в ходе прокурорской проверки, проведенной с привлечением специалиста Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, было выявлено, что ООО «СМУ-7» в период с 03.08.2016 по 09.08.2016 на участке недр, расположенном в 32 км на север от г.Томск в ЗАТО Северск на [адрес] на земельном участке с кадастровым номером ** (географические координаты угловых точек данного участка недр: 1) ** северной широты и ** восточной долготы; 2) ** северной широты и ** восточной долготы; 3) ** северной широты и ** восточной долготы; 4) ** северной широты и ** восточной долготы), проводило работы по добыче песка с помощью экскаватора марки «Хюндай» в нарушение условий лицензии на право пользования недрами ** от 01.07.2016, а именно осуществлена добыча песка общим объемом 21600 куб.м без соблюдения условий пользования недрами: не оформлен горный отвод; не заключен договор аренды на земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами; не ведется геологическая, маркшейдерская и иная документация в процессе добычи полезного ископаемого, обеспечивающая нормальный технологический цикл работ, прогнозирование опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон; не проведен до начала промышленной добычи анализ или строительство объектов инфраструктуры фонового состояния окружающей природной среды в пределах участка недр по программе, согласованной с Администрацией Томской области, отчет о результатах анализа не направлен в Администрацию Томской области; не организован мониторинг состояния окружающей среды (атмосфера, недра, водные объекты, почва, биоресурсы) в пределах участка недр в соответствии с программой, согласованной с Администрацией Томской области.
Из письменных объяснений законного представителя юридического лица - директора ООО «СМУ-7» Малышева К.А. следует, что 01.07.2016 ООО «СМУ-7» была получена лицензия ** на пользование недрами с целью разведки и добычи общераспространенного полезного ископаемого (песка) на месторождении общераспространенного полезного ископаемого (песка) «Новое» на участке недр, расположенном в ЗАТО Северск Томской области в 32 км на север от г.Томск на [адрес], на земельном участке с кадастровым номером **, на землях запаса, разрешенное использование земельного участка. С 03.08.2016 по 09.08.2016 ООО «СМУ-7» осуществляло добычу песка с помощью экскаватора марки «Хюндай» на вышеуказанном участке. До настоящего времени ООО «СМУ-7» горный отвод не оформлен, правоустанавливающие документы на используемый земельный участок по вышеуказанному адресу площадью 1 гектар не получены. Заявление в Администрацию ЗАТО Северск с целью оформления договора аренды земельного участка, используемого для пользования названным участком недр, ООО «СМУ-7» еще не подавалось. Разрешительные документы на производство вышеуказанных работ по сносу зеленых насаждений, снятию и перемещению плодородного слоя почвы ООО «СМУ-7» не получены, заявления на их получение уполномоченные органы еще не подавались. В настоящее время ООО «СМУ-7» решается вопрос по заключению договора со сторонней организацией с целью ведения геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе добычи полезного ископаемого, обеспечивающей нормальный технологический цикл работы, прогнозирование опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон. Также прорабатывается вопрос о проведении анализа с целью изучения фонового состояния окружающей природной среды в пределах участка недр по программе, согласованной с Администрацией Томской области, по результатам чего будет направлен соответствующий отчет. В ближайшее время также будет организован мониторинг состояния окружающей среды (атмосфера, недра, водные объекты, почва, биоресурсы) в пределах участка недр в соответствии с программой, согласованной с Администрацией Томской области (л.д. 59-61).
Согласно письменным объяснениям Ч., 01.07.2016 ООО «СМУ-7» была получена лицензия ** на пользование недрами с целью разведки и добычи общераспространенного полезного ископаемого (песка) на участке недр, который расположен в ЗАТО Северск Томской области в географических координатах угловых точек: 1) ** северной широты и ** восточной долготы; 2) ** северной широты и ** восточной долготы; 3) ** северной широты и ** восточной долготы; 4)** северной широты и ** восточной долготы. С 03.08.2016 по 09.08.2016 ООО «СМУ-7» осуществило добычу песка на данном участке с помощью экскаватора марки «Хюндай». До настоящего времени ООО «СМУ-7» горный отвод не оформлен, правоустанавливающие документы на используемый ООО «СМУ-7» земельный участок по вышеуказанному адресу площадью 1 гектар не получены, разрешительные документы на производство работ по сносу насаждений, снятию и перемещению плодородного слоя почвы также не были получены (л.д. 65-66).
Из письменных объяснений защитника Завершинской В.С. следует, что 01.07.2016 ООО «СМУ-7» получена лицензия ** на пользование недрами с целью разведки и добычи общераспространенного полезного ископаемого (песка) на месторождении «Новое» на участке недр, расположенном в ЗАТО Северск Томской области в 32 км на север от г.Томск на [адрес] на земельном участке с кадастровым номером **. С 03.08.2016 по 09.08.2016 ООО «СМУ-7» осуществило добычу песка объемом 45 куб.м. на данном участке с помощью экскаватора марки «Хюндай». До настоящего времени ООО «СМУ-7» горный отвод не оформлен, правоустанавливающие документы на используемый ООО «СМУ-7» земельный участок по вышеуказанному адресу площадью 1 гектар не получены. При этом заявление в Администрацию ЗАТО Северск с целью оформления договора аренды земельного участка для пользования названным участком недр ООО «СМУ-7» еще не подавалось. Разрешительные документы на производство работ по сносу зеленых насаждений, снятию и перемещению плодородного слоя почвы ООО «СМУ-7» не получены, заявления на их получение в уполномоченные органы не подавались. В настоящее время юридическим лицом решается вопрос по заключению договора со сторонней организацией с целью ведения геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе добычи полезного ископаемого, обеспечивающего нормальный технологический цикл работы, прогнозирование опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон. Также прорабатывается вопрос о проведении анализа с целью изучения фонового состояния окружающей природной среды в пределах участка недр по программе, согласованной с Администрацией Томской области, по результатам чего в указанную администрацию будет направлен соответствующий отчет. В ближайшее время также будет организован мониторинг состояния окружающей среды в пределах участка недр в соответствии с программой, согласованной с Администрацией Томской области. Вышеуказанная ситуация с допущенными нарушениями произошла из-за несвоевременного оформления ООО «СМУ-7» необходимых разрешительных документов (л.д. 42-44).
Данное обстоятельство, а также виновность ООО «СМУ-7» подтверждаются также:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.08.2016, согласно которому установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенного ООО «СМУ-7». Данный процессуальный документ составлен в соответствии с требованиями, предусмотренными ст.28.4, ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.35-39);
- актом проверки от 17.08.2016 с приложенными к нему фотографиями и картой-схемой участка, согласно которому 17.08.2016 в период времени с 11 часов до 13 часов была проведена проверка, на момент проведения которой на земельном участке с кадастровым номером ** имелись свежие следы работы тяжелой техники, экскаватора, на участке образован котлован, откуда велась добыча песка, площадь котлована составляет 0,36 гектар, глубина добычи составляет 6 метров. По результатам данной проверки были выявлены нарушения ООО «СМУ-7» условий лицензии **, поскольку зафиксирован факт осуществления на участке недр добычи песка без соблюдения условий пользования недр, а именно: не оформлен горный отвод; не заключен договор аренды на земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами; не организовано ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе добычи полезного ископаемого, обеспечивающей нормальный технологический цикл работы, прогнозирование опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон; не проведен до начала промышленной добычи анализ или строительство объектов инфраструктуры фонового состояния окружающей природной среды в пределах участка недр по программе, согласованной с Администрацией Томской области, отчет о результатах анализа не направлен в Администрацию Томской области; не организован мониторинг состояния окружающей среды (атмосфера, недра, водные объекты, почва, биоресурсы) в пределах участка недр в соответствии с программой, согласованной с Администрацией Томской области до начала промышленной добычи (л.д. 45-53);
- письменными пояснениями и объяснением М., из которых следует, что в 32 км на север от г.Томск в ЗАТО Северск на [адрес], на земельном участке с кадастровым номером ** ООО «СМУ-7» осуществляет деятельность на основании лицензии **, зарегистрированной 01.07.2016, на пользование недрами с целью разведки и добычи общераспространенного полезного ископаемого (песка) на месторождении общераспространенного полезного ископаемого (песка) «Новое» на участке недр, расположенном в ЗАТО Северск Томской области. По результатам проверки были выявлены признаки нарушения лицензии на пользование недрами **, зарегистрированной 01.07.2016 (л.д. 54-55, 56-58);
- лицензией на пользование недрами **, зарегистрированной 01.07.2016, с приложениями к ней, из которых следует, что она выдана ООО «СМУ-7» с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча общераспространенного полезного ископаемого (песка) на месторождении общераспространенного полезного ископаемого (песка) «Новое» на участке недр, имеющем статус горного отвода, расположенном в 32 км на север от г.Томск в ЗАТО Северск Томской области. Согласно п.8 условий пользования недрами, являющихся приложением № ** к лицензии, ООО «СМУ-7», как пользователь недр, по объемам основных видов работ и срокам их проведения, в частности, должен обеспечить: подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке технического проекта освоения участка недр на площадях с утвержденными запасами не позднее 6 месяцев с даты государственной регистрации лицензии, при этом проект должен получить положительное заключение государственных экспертиз, установленных действующим законодательством; в течение 3 месяцев после оформления горного отвода заключение договора аренды на земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, и предоставление одного экземпляра в Орган; начало промышленной добычи песка не позднее 12 месяцев с даты государственной регистрации лицензии (л.д. 68-81);
- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 29.06.2016, подтверждающей факт регистрации ООО «СМУ-7» в качестве юридического лица (л.д. 83-86);
- уставом ООО «СМУ-7» с изменением от 29.06.2016, где из ст. 2.1, 2.2 следует, что целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, привлечение прибыли, и в случаях, предусмотренных законом, может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) (л.д. 87-104, 105);
- сообщением от 05.08.2016 о лесонарушении, из которого следует, что 04.08.2016 сотрудниками МКУ «Лесничество ЗАТО Северск» на [адрес] обнаружено место незаконной рубки деревьев на месте устройства карьера по добыче песка (л.д. 107);
- свидетельством о государственной регистрации права № **, согласно которому городской округ ЗАТО Северск Томской области имеет в собственности земельный участок, категории земли запаса, для использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, общей площадью 1063947 кв.м, расположенный по [адрес], кадастровый номер ** (л.д. 108);
- протоколами осмотра места происшествия от 09.08.2016 и от 10.08.2016 со схемой и фототаблицей, в ходе которых была осмотрена территория участкового [адрес], где были выявлены две расчищенные площадки, на которых имеются строительный вагончик, трактор марки «Хундай», бульдозер, автомобиль ГАЗ (л.д. 109-116, 117, 118-122, 123-134);
- объяснением директора МКУ Лесничества ЗАТО Северск Пинаева Д.В., показавшего, что 04.08.2016 около 12 часов он совместно с начальником отдела муниципального контроля Управления имущественных отношений П. и помощником лесничего Е. выехали на [адрес], где выявили двух людей, один из которых производил работы на бульдозере. Последние пояснили, что осуществляют геологоразведочные работы. Через некоторое время подъехал Ч., который пояснил, что является генеральным директором ООО «СМУ-7», а также, что на данном участке ООО проводит изыскательские работы по добыче песка, а вся необходимая документация подготавливается. При этом договор аренды участка на работы по добыче природных ресурсов и договор аренды этого участка не заключались, через МКУ Лесничество ЗАТО Северск, Администрацию ЗАТО Северск не проходили (л.д.138-140);
- техническим проектом «Разработки месторождения песка «Новое» и уведомлением департамента по недропользованию и развитию нефтегазодобывающего комплекса от 20.07.2016 о согласовании указанного проекта (л.д. 141-154, 155-156).
Оценив доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о доказанности вины ООО «СМУ-7» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению ООО «СМУ-7» требований законодательства в области пользования недрами, материалы дела не содержат.
В ходе производства по делу об административном правонарушении не было допущено существенных нарушений процессуальных требований, которые не позволили бы полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
Оснований для признания совершенного ООО «СМУ-7» правонарушения малозначительным не имеется, поскольку характер выявленных нарушений свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В постановлении по делу об административном правонарушении указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение с указанием виновного лица, статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие административную ответственность.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено
ООО «СМУ-7» в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.
При этом должностным лицом при назначении наказания юридическому лицу учтено отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Тот факт, что общество привлекается впервые за данное правонарушение, не является основанием для признания его в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, поскольку данное обстоятельство не предусмотрено в качестве такового в соответствии с ч. 1 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а согласно ч. 2 указанной статьи может быть признано таковым только по усмотрению суда, органа или должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Вместе с тем, по мнению судьи, при назначении наказания должностным лицом не в полной мере были учтены такие обстоятельства, как раскаяние в содеянном и признание вины, в связи с чем данные обстоятельства судья считает необходимым признать в качестве смягчающих административную ответственность, в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья считает возможным признать в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, тот факт, что Обществом приняты меры для устранения выявленных нарушений.
Однако, несмотря на наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, принимая во внимание характер нарушения, конкретные обстоятельства и причины совершения правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого юридического лица, судья не находит оснований для снижения наказания ниже низшего предела санкции статьи в соответствии с положениями ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, а также доказательств, подтверждающих, что оплата штрафа в назначенном должностным лицом размере приведет к тяжелым финансовым последствиям, по делу не установлено.
Представленная юридическим лицом справка от 15.11.2016 о том, что ООО «СМУ-7» не имеет оборотов и финансирования от реализации песка из-за окончания сезонных работ по добыче песка и отсутствия спроса на рынке сбыта (л.д.179), и пояснительная записка защитника от 17.11.2016 о том, что все имеющиеся у предприятия финансовые средства направлены для выхода на проектную мощность в части добычи песка, и приложенные к данной записке копии договоров, также не свидетельствуют о тяжелом имущественном и финансовом положении предприятия, поскольку, как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, добыча песка не является единственным видом деятельности ООО «СМУ-7».
Кроме того, в случае невозможности уплаты административного штрафа ООО «СМУ-7» с учетом материального положения, не лишено возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
жалобу защитника Завершинской В.С. удовлетворить частично, постановление старшего государственного инспектора Томской области в области охраны окружающей среды К. № ** от 06.09.2016 изменить:
- признать в качестве смягчающих обстоятельств в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях раскаяние лица совершившего административное правонарушение, признание им вины, принятие мер для устранения выявленных нарушений.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.С. Максимова