Дело № 2-1515/2017
Решение
Именем Российской Федерации
5 декабря 2017 года г. Саров
Саровский городской суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи А.Л. Тарасова,
при секретаре Г.В. Швечковой,
с участием истца М.Ю. Лапина,
представителя ответчика МУ МВД России по ЗАТО г. Саров Е.А. Савиной, действующей на основании доверенности от ****,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лапина М. Ю. к МУ МВД России по ЗАТО г. Саров о компенсации морального вреда,
Установил:
М.Ю. Лапин обратился в суд с иском к МУ МВД России по ЗАТО г. Саров о компенсации морального вреда. Свои требования истец мотивировал тем, что в период времени с 9.12.2016 года с 4 часов 30 минут по 12.12.2016 года он находился в ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров Нижегородской области. Содержался в условиях не соответствующим требованиям ФЗ от 15 июля 1995 года. Истец был ограничен во времени без причин в ежедневной прогулке, так как он является тяжелобольным по общим хроническим тяжелым заболеваниям, инвалидом № группы. По мнению истца, он имеет полное право на ежедневную прогулку в дневное время суток более 1 часа или без ограничения.
Кроме того, по мнению истца он не получал диетического питания, то есть повышенную норму питания, имея № группу инвалидности.
Истец просит взыскать в свою пользу с ОМВД России по г. Саров Нижегородской области компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
Определением Саровского городского судак участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство внутренних дел РФ, Министерство финансов РФ, Министерство финансов РФ по Нижегородской области, Управление федерального казначейства по Нижегородской области, Федеральное казначейство РФ.
В судебном заседании истец М.Ю. Лапин поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить. Суду пояснил, что в период нахождения в ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров с 9.12.2016 года с 4 часов 30 минут по 12.12.2016 года ему не выдавалось диетическое питание, поскольку он является инвалидом № группы. Кроме того, учреждением нарушены его права на проведение ежедневных прогулок.
Представитель ответчика МУ МВД России по ЗАТО г. Саров Е.А. Савина возражала относительно заявленных требований, пояснив суду, что в действительности истец М.Ю. Лапин в период времени с 10 по 12 декабря 2017 года находился в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых подразделений полиции по охране общественно порядка МУ МВД России по ЗАТО г. Саров Нижегородской области. Истец во время пребывания в ИВС использовал своё право на прогулки в полном объёме, что подтверждается записью в Журнале вывода на прогулку лиц содержащихся в ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров. Кроме того, в соответствии с требованиями Постановления № 205, осуществлялось питание истца. При этом, диетическое питание истцу не предоставлялось, поскольку такое требование не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2015 года № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД РФ на мирное время». Также суду представителем ответчика представлены письменные возражения на исковое заявление.
Представитель ответчика Министерства внутренних дел РФ в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители ответчиков Министерства РФ, Министерства РФ по Нижегородской области, Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, Федерального казначейства РФ в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Заслушав истца М.Ю. Лапина, представителя ответчика МУ МВД России по ЗАТО г. Саров, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В силу ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
На основании ст. 23 указанного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Положениями п.п. 130, 131, 134 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ N 950 от 22.11.2005 года, определено, что подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одно часа.
Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя (п. 132 данных правил).
Из материалов дела следует, что истец М.Ю. Лапин содержался в ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров в период с 10 по 12 декабря 2016 года, что подтверждается сведениями Книги первичного опроса и регистрации оказания медицинской помощи лицам, поступающим для содержания в ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров.
Обращаясь в суд с настоящим иском, М.Ю. Лапин указал, что он был ограничен по времени в ежедневных прогулках.
Между тем, как следует из Журнала регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер изолятора временного содержания, М.Ю. Лапину в период нахождения в ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров предоставлялись ежедневные прогулки. Так, 10.12.2016 года, М.Ю. Лапину была предоставлена прогулка с 9 часов 5 минут до 10 часов 9 минут; 11.12.2016 года М.Ю. Лапину была предоставлена прогулка с 13 часов 15 минут до 14 часов 20 минут.
Анализируя представленные по делу доказательства, в рассматриваемом случае, суд приходит к выводу о том, что условия содержания М.Ю. Лапина в ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров в части доводов о нарушении права истца на ежедневные прогулки, соответствовали требованиям Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 года N 950.
Доводы истца о не предоставлении ежедневной прогулки опровергаются представленной копией Журнала регистрации вывода подозреваемых и обвиняемых из камер изолятора временного содержания.
Вместе с тем, указание истца М.Ю. Лапина на непредставление ему в период нахождения в ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров диетического питания как инвалиду № группы, заслуживает внимания ввиду следующего.
Так, условия и порядок содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 17 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Деятельность ИВС также регламентирована приказом МВД РФ N 950 от 22.11.2005 г. "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" (ред. от 18.10.2012 г.).
В соответствии с п. 42 вышеуказанных Правил, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 205 от 11 апреля 2005 года утверждены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время.
Повышенные нормы питания, рациона питания и нормы замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту, установлены приказом МВД России от 19 октября 2012 года N 966 (в ред. Приказа МВД России от 19.05.2014 г N 427).
Согласно имеющейся в материалах дела медицинской справке от 31 июля 2017 года, М.Ю. Лапину установлена инвалидность № группы по общему заболеванию.
В этой связи, М.Ю. Лапин, находясь в ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров должен был быть обеспечен питание по повышенным нормам (с учетом его инвалидности) в соответствии с Приказом МВД России от 19.10.2012 г. N 966 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации".
Так, согласно п. 1.3 вышеприведенного Приказа, установлена повышенная норма питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений больных и лиц, являющихся инвалидами I и II групп, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, больных лиц, подвергнутых административному аресту.
Между тем, в ходе рассмотрения дела доказательств того, что М.Ю. Лапин, находясь в условиях ИВС МУ МВД России по ЗАТО г. Саров в соответствии с п. 1.3 Приказа МВД России от 19.10.2012 г. N 966 был обеспечен повышенной нормой питания с учётом имеющейся у него инвалидности № группы, стороной ответчика суду не представлено.
Напротив, представитель ответчика МУ МВД России по ЗАТО г. Саров в ходе разбирательства по делу суду пояснила, что М.Ю. Лапин повышенной нормой питания в юридически значимый период не обеспечивался, поскольку действующим законодательством такое обеспечение не предусмотрено.
При таком положении, суд, находя ошибочной позицию стороны ответчика относительно повышенной нормы питания для истца, усматривает нарушение прав М.Ю. Лапина, гарантированных законом, что причинило ему страдания и переживания.
Восстанавливая право истца на получение полноценного питания в условиях ИВС, с учётом имеющейся у него инвалидности, суд, определяет размер компенсации морального вреда, с учетом степени физических и нравственных страданий, фактических обстоятельств дела, а также требований разумности и справедливости, и определяет её в сумме 100 рублей.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 1 статьи 125 и статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам главный распорядитель бюджетных средств.
Подпунктом 100 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699, установлено, что МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 125 и статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц МВД РФ за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам МВД РФ как главный распорядитель бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, взыскание компенсации морального вреда подлежит с МВД РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Лапина М. Ю. к МУ МВД России по ЗАТО г. Саров о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Лапина М. Ю. в счет компенсации морального вреда 100 рублей.
В оставшихся требованиях Лапина М. Ю. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение составлено в окончательной форме 13 декабря 2017 года.
Судья ... А.Л. Тарасов
...
...
...