РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2014 года г.Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе
Председательствующего судьи Щербакова Л.В.
при секретаре Приговоровой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3824/14 по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Егоровой Г.П. об истребовании из незаконного владения, снятии с государственного кадастрового учета, прекращении права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к Егоровой Г.П. об истребовании из незаконного владения, снятии с государственного кадастрового учета, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, прекращении права собственности, о сносе строения.
В обоснование требований в иске ссылаются на то, что при проверке <...> участкового лесничества Виноградовского филиала ГКУ МО «Мособллес» был обнаружен самовольный захват земельного участка площадью <...>.м. При этом, <дата> СУ МУ МВД России «Раменское» было возбуждено уголовное дело <номер>, в ходе расследования которого было установлено, что неустановленные лица, в период времени с <дата> по <дата> г.г., из корыстных побуждений, в целях хищения чужого имущества мошенническим путем, изготовив поддельные правоустанавливающие документы - выписки из похозяйственных книг о наличии у гражданина права на земельный участок, дающие в соответствии с положениями действующего законодательства РФ права на приобретение бесплатно в собственность земельных участков на территории <адрес>, предъявили их в органы, обладающие полномочиями по принятию решений о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности, после чего, незаконно, безвозмездно изъяли из земель лесного фонда РФ, обратив в пользу третьих лиц земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>. В похозяйственном учете администрации сельского поселения <...> сведений о Егоровой Г.П. и её земельном участке не имеется, свидетельство, а также записи о выдаче ответчику указанного выше свидетельства в администрациях сельского поселения <...> и Раменского муниципального района отсутствуют, свидетельство уполномоченными органами ответчику не выдавалось и решения о предоставлении земельного участка Егоровой Г.П. не принималось, лицевой счет на имя Егоровой Г.П. отсутствует. На сегодняшний день право собственности на вышеуказанный земельный участок в установленном порядке зарегистрировано за ответчиком.
В судебном заседании представитель истца по доверенности исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчик – Егорова Г.П., извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. Представила письменное мнение в котором указала, что явится в судебное заседание не может, земельный участок в собственность не оформляла..
Третье лицо - Управление Росреестра по Московской области не явились, извещены, просило рассмотреть дело в свое отсутствие
Третье лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не явились, извещены, мнение не представили.
Третье лицо - Администрация Раменского муниципального района Московской области, представитель явилась, поддержала заявленные требования истца.
Третье лицо - Администрация сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области в судебное заседание не явились, извещены, мнение не представили.
Суд, выслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Предметом спора является земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>
В соответствии со ст.8 ГК РФ в качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей ГК РФ называет акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в похозяйственном учете администрации сельского поселения <...> сведений о Егоровой Г.П. и её земельном участке не имеется, свидетельство, а также записи о выдаче ответчику указанного выше свидетельства в администрациях сельского поселения <...> и Раменского муниципального района отсутствуют, свидетельство уполномоченными органами ответчику не выдавалось и решения о предоставлении земельного участка Егоровой Г.П. не принималось, лицевой счет на имя Егоровой Г.П. отсутствует.
Таким образом, выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от <дата> на имя Егоровой Г.П. является недействительной./л.д.8/
На сегодняшний день право собственности на вышеуказанный земельный участок в установленном порядке зарегистрирован на имя Егоровой Г.П.
Ввиду недействительности документа, на основании которорго была внесена запись в ЕГРП, право собственности, зарегистрированное за Егоровой Г.П. на земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес> следует прекратить.
Нарушенное право собственности - РФ подлежит восстановлению путем прекращения права собственности на спорный земельный участок, истребования участка из чужого незаконного владения, признания результатов межевания участка недействительными и снятию его с кадастрового учета, поскольку сведения в государственный кадастр недвижимости были внесены не уполномоченным лицом, то есть без учета мнения собственника земельного участка, чем нарушены положения ст. 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что земельный участок, расположенный на землях лесного фонда, являющихся собственностью РФ, без согласия уполномоченного органа не мог быть предоставлен в собственность ответчика, собственник земельного участка (Российская Федерация в лице ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области) согласия на постановку на государственный кадастровый учет спорного участка не давал, сведения в государственный кадастр недвижимости внесены без учета мнения собственника земельного участка, чем нарушены положения ст. 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Несоблюдение требований законодательства о государственном кадастровом учете повлекло нарушение прав Российской Федерации в области земельных правоотношений.
Земля как объект гражданских прав вплоть до вступления в силу Закона РСФСР от 24 ноября 1990 года "О земельной реформе" могла находиться лишь в государственной собственности. Статьей 2 Закона РСФСР "О земельной реформе" была отменена монополия государства на землю, статьей 6 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 года предусматривалось, что земельные участки могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности.
В силу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являлась государственной собственностью.
В связи с принятием Основ лесного законодательства Российской Федерации - 15 апреля 1993 года, в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР леса являются государственной собственностью - общим достоянием всего народа. Леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются (статья 3).
Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) ввиду жизненно важной многофункциональной роли и значимости лесного фонда для общества в целом подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 09.01.1998 года N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, должны были подавать заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков с указанием цели использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение (ст.30 ЗК РСФСР).
По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам готовил необходимые материалы и представлял их на утверждение Совета народных депутатов. Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдавалось гражданину в семидневный срок с момента его принятия.
При передаче земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.
Согласно приложениям N 1 и N 2 к постановлению Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 в государственном акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей указывалось на предоставление названному в нем собственнику, владельцу или пользователю земельного участка соответствующего размера в границах, указанных на чертеже. Последний прилагался к государственному акту, поскольку заполнению государственного акта предшествовали установление и закрепление границ земельного участка на местности (п. п. 2.4, 2.5), составление чертежа границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составленного на основании натурных измерений, имеющихся планово-картографических материалов или при наличии планов границ землепользовании, прилагаемых к ранее выданным документам, удостоверяющим право на землю (п. п. 2.7, 2.8).
Границы земельных участков устанавливались в натуре (на местности) специалистами комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или по их поручению организациями, имеющими право на проведение указанных работ, с участием граждан или представителей собственников земли, землевладельцев или землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки, и смежных землепользователей.
При определении границ на местности составлялся акт их установления (восстановления), в котором давалось описание положения границ на местности и делалась запись о передаче собственникам земли, землевладельцам и землепользователям межевых знаков под наблюдение за сохранностью и об их ответственности за уничтожение знаков.
Статьей 32 Земельного кодекса РСФСР также было предусмотрена возможность приступать к использованию земельных участков только после установления границ участков в натуре (на местности).
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (абзац второй пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государст
венные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, в частности, государственные акты на право пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
Таким образом, из смысла указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что именно государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имевший равную юридическую силу с записями в ЕГРП, являлся единственным доказательством существования такого права на земельный участок, размер и границы которого должны были быть указаны в чертеже, прилагаемом к государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования.
В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 4.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие ЛК РФ» государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действие органов государственной власти в пределах их полномочий по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков, их местоположение, границы, площадь. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В силу ст. 4.2 Федерального закона от 4.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие ЛК РФ» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года признается юридически действительным.
Нахождение лесного участка, расположенного <...> участкового лесничества по адресу: <адрес>, в составе земель лесного фонда, подтверждено чертежом кадастрового номера,. /л.д.12/
Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Полномочный орган Российской Федерации, осуществляющий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432 распоряжение федеральной собственностью - федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) согласие на постановку на государственный кадастровый учет спорного земельного участка не давало.
В этой связи, суд соглашается с мнением истца о том, что несоблюдение требований законодательства о государственном кадастровом учете повлекло в свою очередь нарушение прав Российской Федерации в области земельных правоотношений.
Оценив приведенные доказательства в их совокупности, с учетом того, что собственник согласия на постановку на государственный кадастровый учет участка ответчика не давал, сведения об участке внесены в ГКН без учета мнения РФ в лице ТУ ФАУГИ по Московской области, чем нарушены положения ст.20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», суд приходит к выводу о том, что нарушенное право Российской Федерации подлежит восстановлению путем снятия указанного участка с государственного кадастрового учета.
Истец ссылается на то, что указанное имущество выбыло из владения собственника- РФ, поскольку спорный земельный участок Егоровой Г.П. никогда не предоставлялся. Доводы истца подтверждаются отсутствием правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, а также лицевых счетов в похозяйственных книгах на имя ответчика. При таких обстоятельствах, спорное имущество может быть истребовано собственником у ответчика.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199,233 -236 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворить.
Признать недействительной выписку из похозяйственной книги от <дата>. о наличии у Егоровой Г.П. в собственности земельного участка по адресу <адрес>
Истребовать из незаконного владения Егоровой Г.П. земельный участок с кадастровым номером <номер> входящий в состав земель лесного фонда площадью <...>.м. в <...> <...> участкового лесничества по адресу: <адрес>
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Председательствующий судья: