Решение по делу № 2-3426/2017 от 02.05.2017

Дело № 2-3426/2017

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кобзаревой О.А.

при секретаре Калининой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грачева Сергея Николаевича к Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству социального развития Московской области об обязании выплатить компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Истец Грачев С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству социального развития Московской области об обязании выплатить в порядке наследования компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., расходов по оплате государственной пошлины, указывая на то, что его мать Грачева А.И. обратилась в Балашихинское управление социальной защиты населения с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 20 686,60 рублей. Управлением были приняты решения о предоставлении Грачевой А.И. компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации. Однако выплата компенсации не была произведена. ДД.ММ.ГГГГ Грачева А.И. умерла. Истец вступил в права наследования к имуществу умершей Грачевой А.И., в том числе права на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, что свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ выданным нотариусом г. Балашиха <данные изъяты> реестровый . В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Балашихинское управление социальной защиты населения с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, однако в выплате было отказано, рекомендовано обратиться в филиал ГУ-МОРО ФСС РФ с аналогичным заявлением. Однако в выплате компенсации было также отказано.

В судебное заседание истец Грачев С.Н. не явился, ранее исковые требования поддержал в полном объеме.

В судебное заседание представитель Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации не явился, извещен, представил письменные возражения согласно которым в удовлетворении исковых требований просил отказать, указав, что на основании Постановления Правительства МО от 20.10.2010 №913/48 «О заключении Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно- курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были возложены на Министерство социальной защиты населения Московской области. Решения о выплате Грачевой А.И. компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации были вынесены в течение ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период действия Постановления Правительства Московской области от 26.01.2011 г. №61/2. Часть федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов передана ГУ - Московскому областному РО Фонда социального страхования Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, предоставляемые денежные средства в виде компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации носят целевой характер, предоставление указанной выплаты неразрывно связано с личностью ее получателя, направлено на обеспечение компенсацией его самого, а не его наследника; право на обеспечение компенсацией прекратилось со смертью адресата этой меры социальной поддержки, в связи с чем, не входят в состав наследства.

В судебном заседании представитель Министерства социального развития Московской области по доверенности Мадаева Т.Н. в удовлетворении исковых требований просила отказав, пояснив, что последние выплаты компенсаций расходов по приобретению технических средств перечислены гражданам с учетом очередности в ДД.ММ.ГГГГ. Следующие перечисления в ДД.ММ.ГГГГ не осуществлялись по причине недофинансирования. Грачева А.И., обратилась с заявлениями о выплате компенсаций расходов на приобретение памперсов в ДД.ММ.ГГГГ, была одной из последних в очереди в связи с этим ей и другим гражданам денежные средства не перечислялись. ДД.ММ.ГГГГ по актам (№,3) переданы Филиалу ГУ <адрес> регионального отделения фонда социального страхования заявления о возмещении расходов по приобретению технических средств инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не получивших компенсации в ДД.ММ.ГГГГ, с указаниями сумм долга, в связи с чем, данные выплаты не подлежат взысканию с Балашихинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, предоставленных инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст. 11 указанного Закона, п. 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации разработан и утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Частью 1 ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ определено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В силу ч. 6 ст. 11 названного Федерального закона, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ (ч. 8 ст. 11.1 Федерального закона № 181 -ФЗ).

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 Федерального закона № 181-ФЗ).

Статьей 26.8 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрена возможность передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам власти субъекта Российской Федерации по соглашениям между ними, при этом указано, что в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Соглашением, заключенным между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и <адрес>, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р, полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам были возложены на органы исполнительной власти <адрес>.

В рамках исполнения данного Соглашения уполномоченным органом по реализации данной социальной услуги являлось Министерство социального развития <адрес> и его отделы.

ДД.ММ.ГГГГ между Государственным учреждением - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ и Министерством социального развития <адрес> было заключено Соглашение о передаче указанных полномочий с ДД.ММ.ГГГГ Фонду социального страхования.

Согласно п. 2.3 Соглашения Министерство в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществляет передачу Отделению заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналы программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, не получивших компенсационные выплаты от Министерства до ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок).

Согласно пункту 5 Порядка выплаты компенсация, инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида (либо лица, представляющего его интересы) о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность; индивидуальной программы реабилитации инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

Пунктом 6 Порядка установлено, что решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.

В соответствии со ст. 1183 ГК РФ право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

Требования о выплате сумм на основании пункта 1 настоящей статьи должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства.

При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.

Из анализа ст. 1183 ГК РФ следует, что наследники имеют право на получение соответствующих сумм, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но при жизни не были им получены.

Получение (выплата) причитающихся инвалиду сумм компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением права инвалида на получение такой компенсации.

Выплате компенсации предшествует обращение инвалида с соответствующим заявлением, а также Принятие уполномоченным органом решения о предоставлении компенсации в определенном размере, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством.

Принятие данного решения о предоставлении компенсации уполномоченным органом влечет его обязанность выплатить конкретному лицу компенсацию в определенном размере.

В случае смерти инвалида наследники не могут требовать признания за наследодателем права на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, что является личным субъективным правом инвалида как субъекта правоотношений по социальному обеспечению конкретного вида, однако, если при жизни лица, имеющего право на получение компенсации, уполномоченным органом было принято решение о ее выплате, то есть право на получение компенсации инвалидом уже признано уполномоченным органом, то данные суммы компенсации подлежат включению в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Судом установлено, что Грачева А.И. состояла на учете в Балашихинском управлении социальной защиты населения Московской области по обеспечению техническими средствами реабилитации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Грачевой А.И. по состоянию здоровья полагались бесплатные средства технической реабилитации, в том числе, <данные изъяты>.

Поскольку полагающиеся Грачевой А.И. средства технической реабилитации предоставлены не были, то эти средства в ДД.ММ.ГГГГ приобретены ею за собственный счет в размере 20 686 рублей.

Грачева А.И. обратилась в Балашихинское управление социальной защиты населения <адрес> с заявлениями о выплате и перечислении ей компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.

Балашихинским управление социальной защиты населения <адрес> приняты решения о предоставлении Грачевой А.И. компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства.

ДД.ММ.ГГГГ Грачева А.И. умерла, ко дню смерти полагающаяся ей сумма компенсации не выплачена.

Наследником к имуществу Грачевой А.И. является ее сын - истец по делу.

ДД.ММ.ГГГГ Грачевым С.Н. получено свидетельство о праве на наследство по закону, в том числе на компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 20 686 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Грачев С.Н. обратился в Балашихинское управление социальной защиты населения Московской области с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 20 686 рублей.

На данное заявление Грачевым С.Н. получено письмо, в котором было рекомендовано для получения компенсации обратиться в филиал ГУ МОРО ФСС, осуществляющий данные полномочия.

После чего Грачев С.Н. обратился в филиал ГУ МОРО ФСС с заявлением о выплате ему компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в сумме 20 686 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в выплате компенсации по тем основаниям, что обязательства по выплате инвалидам компенсаций возникла только в 2015 году, тогда как с заявлением о выплате инвалид обратился в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем основания для выплаты у Фонда социального страхования отсутствуют.

Из ответа Балашихинское управление социальной защиты населения Московской области следует, что в ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями на счет Балашихинского управления социальной защиты населения были перечислены денежные средства в сумме 22594534, 86 руб., всего требовалось денежных средств в сумме 27654199,68 руб., недофинансирование в сумме 5059664,82 руб. Последние выплаты компенсаций расходов по приобретению технических средств перечислены гражданам с учетом очередности ДД.ММ.ГГГГ. Следующие перечисления в ДД.ММ.ГГГГ не осуществлялись по причине недофинансирования. Грачева А.И., обратилась с заявлениями о выплате компенсаций расходов на приобретение памперсов в октябре, ДД.ММ.ГГГГ, была одной из последних в очереди в связи с этим ей и другим гражданам денежные средства не перечислялись. ДД.ММ.ГГГГ переданы Филиалу ГУ <адрес> регионального отделения фонда социального страхования заявления о возмещении расходов но приобретению технических средств инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не получивших компенсации ДД.ММ.ГГГГ, с указаниями сумм долга, что подтверждается представленными актами (№,3) приеме-передачи заявлений.

Таким образом судом установлено, что при жизни Грачевой А.И. на основании поданных ею заявлений Балашихинским управлением социальной защиты населения были приняты решения о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и определен их размер.

Принятие такого решения влечет обязанность уполномоченного органа по выплате указанной компенсации. Следовательно, неполучение Грачевой А.И. при жизни по независящим от нее причинам данной компенсации влечет включение определенных уполномоченным органом к выплате сумм компенсации в наследственную массу на основании положений ст. 1183 ГК РФ.

В силу п. 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утв. Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года №240, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации на указанные цели осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ в пределах бюджетных ассигнований, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования РФ в виде межбюджетных трансфертов.

В случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельным категориям граждан из числа ветеранов субъектам Российской Федерации, финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов РФ осуществляется за счет субвенций, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию переданных полномочий.

Учитывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Соглашением, заключенным между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Московской области, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р, полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, проживающим на территории Московской области, были возложены на органы исполнительной власти Московской области, а с ДД.ММ.ГГГГ данные полномочия возложены на Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

Поскольку решения о предоставлении Грачевой А.И. компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации Балашихинским управлением социальной защиты населения были приняты, однако, Грачевой А.И. денежные средства не перечислялись по причине недофинансирования, что подтверждается отчетом о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств.

Таким образом, судом установлено отсутствие достаточного финансирования у Балашихинского управления социальной защиты населения из федерального бюджета условий для реализации принятых решений о предоставлении инвалидам компенсаций за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу будет являться орган, осуществляющий в настоящее время полномочия по обеспечению проживающих на территории Московской области инвалидов техническими средствами реабилитации, то есть Государственное учреждение - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что права истца Грачева С.Н., как наследника к имуществу своей матери Грачевой А.И., состоящему из неполученной суммы компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 20 686, 60 руб., нарушены и подлежат восстановлению путем взыскания указанной суммы компенсации с ответчика - Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал ).

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Истцом Грачевым С.Н. не представлено суду доказательств того, в чем конкретно выразилось нарушение его личных неимущественных прав либо принадлежащих ему иных нематериальных благ, обстоятельства причинения вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом.

С учетом изложенного, требование истца Грачева С.Н. о компенсации ему морального вреда в размере 20 000 руб. не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ч.1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

С ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 820 руб. 00 коп.

Кроме того, в соответствии со ст. 100 ч. 1 ГПК РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате услуг юриста за составление искового заявления в суд в размере 1 000 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст.ст. 193-HYPERLINK "http://sudact.ru/law/gpk-rf/razdel-ii/podrazdel-ii/glava-16/statia-199_1/?marker=fdoctlaw" \t "_blank" \o "ГПК РФ > Раздел II. Производство в суде первой инстанции > Подраздел II. Исковое производство > Глава 16. Решение суда > Статья 199. Составление решения суда"199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Грачева Сергея Николаевича удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал ) в пользу Грачева Сергея Николаевича в счет компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации денежные средства в размере 20 686 руб. 60 коп., расходы по оплате юридических услуг в сумме 1 000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 820 руб. 00 коп.

В удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Московской области отказать.

В удовлетворении требований о компенсации морального вреда в размере 20 000 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца.

Судья О.А.Кобзарева

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.А. Кобзарева

2-3426/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Грачев Сергей Николаевич
Ответчики
Филиал 9 ГУ - Московской областное региональное отделение фонда социального страхования
Министерство социального развития МО в лице Балашихинского управления социальной защиты населения
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Кобзарева О.А.
Дело на странице суда
balashihinsky--mo.sudrf.ru
02.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.05.2017Передача материалов судье
10.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2017Судебное заседание
14.06.2017Судебное заседание
15.06.2017Судебное заседание
07.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее