Решение по делу № 2-619/2017 ~ М-400/2017 от 01.03.2017

<данные изъяты>

дело № 2-619/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2017 года г.Белебей

Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Ломакиной А.А.,

с участием помощника Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан ФИО,

при секретаре Фаткуллиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Т.А.Ю. к администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Белебеевский межрайонный прокурор Республики Башкортостан, действуя в интересах Т.А.Ю. , обратился в суд с иском к администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований то, что по заданию прокуратуры Республики Башкортостан Белебеевской межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части реализации права на получение жилого помещения. Проверкой установлено, что Т.А.Ю. относится к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 мать Т.А.Ю. умерла ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 отец Т.А.Ю. лишен родительских прав решением Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. Т.А.Ю. не имеет собственного жилья и закрепленного за ней жилого помещения, состоит на очереди на получение жилого помещения в администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан с 2013 года. Однако, в нарушение требований ст. 40 Конституции РФ, ст.ст.1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 №188 - з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Т.А.Ю. , являющемуся лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору найма специализированного помещения представлено не было, тем самым были грубо нарушены его жилищные права, в том числе право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В связи с вышеизложенным истец просит возложить на администрацию муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан обязанность предоставить Т.А.Ю. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.

В судебном заседании представитель прокуратуры исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явилась ФИО3, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. В возражении на исковое заявление ответчик указал на то, что отсутствует возможность осуществления переданных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду не выделения дополнительных денежных средств на осуществление указанных полномочий.

Третье лицо Т.А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.

С учетом права истца на рассмотрение его дела в сроки, предусмотренные процессуальным законодательством, и недопущения нарушения этого права, учитывая задачи судопроизводства как эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, суд, предприняв меры в целях надлежащего извещения ответчика и третьих лиц, в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя истца, исследовав и оценив материалы настоящего гражданского дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).

Статьей 8 указанного Федерального закона № 159-ФЗ определено, что такой категории граждан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В целях реализации названных выше полномочий органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (пункт 3 этой же нормы).

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 № 260-з органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Предусмотренный Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Из приведенных предписаний федерального законодательства следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться указанным гражданам именно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, то есть после обращения с соответствующим заявлением незамедлительно.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Т.А.Ю. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из свидетельства о смерти II-АР от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом загс по Белебеевскому району и г.Белебею Министерства юстиции Республики Башкортостан следует, что ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ решением Белебеевского городского суда Республики Башкортостан ФИО2 отец Т.А.Ю. в отношении него лишен родительских прав.

Т.А.Ю. не имеет собственного жилья и закрепленного за ним жилого помещения, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ и справкой Белебеевского филиала ГУП БТИ РБ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Т.А.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещения в администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Между тем, как установлено судом, в нарушение вышеизложенных требований законодательства, ответчиком, несмотря на наделение его в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, Т.А.Ю. жилое помещение не предоставлено, тем самым грубо нарушены его жилищные права, в т.ч. право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, и что является бездействием со стороны ответчика.

Доводы ответчика об отсутствии финансирования, суд признает несостоятельными, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди. В суд с иском об увеличении субвенций ответчик не обращался.

Ссылка ответчика в возражении на иск о нарушении прав других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может послужить основанием для отказа в иске, поскольку из содержания приведенных выше положений следует, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Учитывая вышеизложенное, суд находит исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Т.А.Ю. к администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан обязанность предоставить Т.А.Ю. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.А. Ломакина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-619/2017 ~ М-400/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Белебеевская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация МР Белебеевский район РБ
Другие
Правительство Республики Башкортостан
Трофимов Андрей Юрьевич
Суд
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Ломакина Анна Александровна
Дело на сайте суда
belebeevsky--bkr.sudrf.ru
01.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2017Передача материалов судье
03.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2017Подготовка дела (собеседование)
21.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2017Судебное заседание
10.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2017Дело оформлено
16.09.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее