Судебный акт #1 (Решения) по делу № 12-1099/2021 от 18.11.2021

                                                                                                  Дело № 12-1099/2021

                                                                                            УИД 41RS0001-01-2021-012261-51

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д. 6

РЕШЕНИЕ

    «16» декабря 2021 года                                                    г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре Давыдовой Е.М. рассмотрев жалобу защитника ФИО2 на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю № 201171 от 05 октября 2021 года, которым юридическому лицу – Обществу с ограниченной ответственностью рыболовецкая фирма «Алаид» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 10000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю (далее по тексту – должностное лицо) № 201171 от 05 октября 2021 года, юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью рыболовецкая фирма «Алаид» (далее по тексту – ООО «Алаид», Общество), привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ФИО2 обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с жалобой, в которой просила обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить, либо признать действия ООО «Алаид» малозначительными и освободить Общество от административной ответственности. В обоснование жалобы указала, что 15 июня 2021 года в адрес ООО «Алаид» Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений закона, из которого следует, что ООО «Алаид» не установлена окончательная санитарно-защитная зона. В ответ на указанное представление ООО «Алаид» сообщило, что для установления окончательной зоны санитарной охраны предприятию необходимо выполнить натуральные наблюдения в количестве 50 штук по каждому наименованию и в каждой точке поста в разные сезоны календарного года. ООО «Алаид» 17 февраля 2020 года получило санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны, согласно которому размер границ санитарно-защитной зоны уменьшен и проходит по границе земельного участка. Обществу необходимо провести не менее 50 исследований на каждый ингредиент в отдельной точке на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами и уровня шума на границе санитарно-защитной зоны. В 2020 году ООО «Алаид» неоднократно обращалось в ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии с заявлением о заключении договора на выполнение исследований, однако ФБУЗ его игнорировало и устно ссылалось на пандемию новой коронавирусной инфекции, и как следствие нехватки сотрудников.

В период ослабления пандемии ООО «Алаид» выполнены несколько исследований, а в 2021 году заключен годовой договор на исследования в рамках План-графика контроля загрязненности атмосферного воздуха и шума.

В адрес руководителя Роспотребнадзора по Камчатскому краю ООО «Алаид» были направлены письма (15 июля 2021 года и 01 октября 2021 года), где информировало об отказе ФБУЗ Центра гигиены и эпидемиологии заключить договор на выполнение исследований.

Также указала, что нарушение, допущенное ООО «Алаид» не могло повлечь неблагоприятных последствий для общественных отношений, в связи с чем, просила признать правонарушение малозначительным.

Законный представитель ООО «Алаид» о времени и месте судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился.

Защитник ООО «Алаид» ФИО2 в ходе рассмотрения жалобы ее доводы поддержала в полном объеме по изложенным в ней основаниям. Просила суд отменить постановление Роспотребнадзора.

Выслушав защитника ФИО2, исследовав материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

    В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Как установлено абз.абз. 1, 2, 5 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны (абз. 1 ст. 11): выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз. 2 ст. 11); осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (абз. 5 ст. 11). При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 12). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39).

В соответствии с требованиями п.п. 2.1, 2.2. 4.1, 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (п. 2.1). Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (п. 2.2). Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта п. 4.1). Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при: объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений; подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже; уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности; внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания (п. 4.5).

В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

Согласно п. 11 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 года № 222, в целях изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, прекращения существования санитарно-защитной зоны при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.

Административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Согласно обжалуемому постановлению № 201171 от 05 октября 2021 года, ООО «Алаид» при осуществлении деятельности на перегрузочном комплексе, расположенном по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Читинская, 2, на берегу бухты Моховая, 15 июня 2021 года допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил, а именно: получив 17 февраля 2020 года санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны перегрузочного комплекса ООО «Алаид» (кадастровый номер земельного участка 41:01:0010110:136), согласно которому размер границ санитарно-защитной зоны уменьшен и проходит по границе земельного участка, в течение одного года после 17 февраля 2020 года, в полной мере не установило окончательную санитарно-защитную зону для своего Предприятия, расположенного в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Читинская, 2, путем подтверждения расчетных границ санитарно-защитной зоны результатами натурных исследований атмосферного воздуха и измерений физических факторов воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны и достижения уровня химического, биологического, загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами, по материалам систематических лабораторных наблюдений (не менее 50 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами).

    Своими действиями (бездействием) ООО «Алаид» нарушило требования: абз.абз. 1, 2, 5 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 2.1, 2.2. 4.1, 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74; п. 2 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»; п. 11 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 года № 222.

Действие (бездействие) ООО «Алаид» квалифицированы по ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства и виновность ООО «Алаид», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждаются собранными по делу и исследованными должностным лицом при его рассмотрении доказательствами, а именно: постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 31 августа 2021 года; экспертного заключения; договора аренды земельного участка; проекта санитарно-защитной зоны для ООО «Алаид»; плана-графика контроля приземных концентраций на границе расчетной санитарно-защитной зоны; плана-графика контроля уровня шума на границе расчетной санитарно-защитной зоны; протоколов исследований атмосферного воздуха; сведений о юридическом лице; иными материалами дела.

Содержание указанных доказательств, приведено в постановлении должностного лица № 201171 от 05 октября 2021 года.

Определение круга доказательств, их содержание, анализ и оценка, произведенные в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволили должностному лицу верно установить фактические обстоятельства дела, и прийти к правильному выводу о виновности ООО «Алаид» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с произведенной должностным лицом оценкой доказательств по делу не усматриваю.

Все заявленные в жалобе доводы, в том числе о малозначительности правонарушения, были предметом рассмотрения у должностного лица, и как указывалось выше были оценены в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, считаю их как заявленные с целью переоценки выводов первой инстанции, а следовательно, оснований для их рассмотрения не усматриваю.

Обжалуемое постановление должностного лица достаточно мотивировано, выводы о виновности ООО «Алаид» в совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях основаны на имеющихся материалах дела.

Несогласие Заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и санитарного законодательства, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

    Рассматривая возможность назначения наказания в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не нахожу оснований для изменения вынесенного в отношении Общества по настоящему делу постановления путем замены административного штрафа на предупреждение.

Так, с учетом взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц ввиду ненадлежащего исполнения Обществом публично-правовых обязанностей, возложенных на него требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

При проверке материалов дела в полном объеме каких-либо существенных нарушений материального и процессуального права, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, не установлено, порядок привлечения ООО «Алаид» к административной ответственности не нарушен, данных о наличии объективных обстоятельств, препятствующих исполнению ООО «Алаид» обязанности по исполнению санитарных требований, материалы дела не содержат.

Наказание ООО «Алаид» назначено должностным лицом в соответствии с требованиями ч.ч. 1, 2 ст. 4.1, ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

С учетом изложенного, считаю, что оснований для отмены либо изменения постановления должностного лица и удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

        РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Камчатскому краю № 201171 от 05 октября 2021 года, вынесенное в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью рыболовецкая фирма «Алаид» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить, без изменения, а жалобу защитника ФИО2, без удовлетворения.

        Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

        Судья                                                                                                      Е.А. Лобановская

12-1099/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО"Алаид"
Другие
Кодерли И.В.
Судья
Лобановская Евгения Александровна
18.11.2021 Материалы переданы в производство судье
19.11.2021 Истребованы материалы
29.11.2021 Поступили истребованные материалы
16.12.2021 Судебное заседание
11.01.2022 Вступило в законную силу
11.03.2022 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)