Производство № 2а-6295/2021
УИД 28RS0004-01-2021-007822-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
при секретаре Матвеевой Н.И.,
с участием представителя административного истца Сысоева С.В., представителя административного ответчика УМВД России по Амурской области Поповой А.А., представителя МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области Гуторова М.С., представителя МО МВД России «Благовещенский» Воробьева П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Таракановой Эльвиры Леонидовны к УВМД России по Амурской области о признании незаконными действий, бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Тараканова Э.Л. обратилась в Благовещенский городской суд с настоящими исковыми требованиями в обоснование указав, что в апреле 2020 года она приобрела автомобиль ToyotaRav4, 2011 года выпуска, г/з ***, после покупки произведена регистрация транспортного средства. 26.03.2021г. сотрудниками полиции у административного истца был изъят паспорт транспортного средства и договор купли-продажи автомобиля, без актов и протоколов, ее заставили написать расписку о добровольной сдаче транспортного средства. В последствии Тараканова Э.Л. обратилась в УГИБДД УМВД России по Амурской области с заявлением о выдаче дубликата паспорта транспортного средства, в чем было отказано со ссылкой на п. 6 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 03.08.2018г. № 283-ФЗ. Регистрация автомобиля была аннулирована за один день до получения паспорта транспортного средства, по мнению истца из-за жалоб на действия сотрудников полиции в Генеральную прокуратуру. 15.06.2021г. был получен ответ врио начальника отделения регистрации МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области, из которого следует, что в совершении регистрационных действий отказано на основании заключения эксперта о том, что первоначальный идентификационный номер кузова автомобиля подвергался изменению. Между тем, ранее тем же отделением полиции был выдан паспорт транспортного средства на основании справки Экспертно-криминалистического отдела МО МВД России «Благовещенский» от 14.03.2020г. № 56-с. Сведения о том, что автомобиль когда-то у кого-то был похищен, не имеется. Полагает, что своими действиями УГИБДД УМВД России по Амурской области нарушает ее законные права и интересы.
На основании изложенного, просит суд признать незаконными действия по аннулированию регистрации транспортного средства ToyotaRav4, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, изъятию свидетельства о регистрации на транспортное средство, бездействия, выразившееся в невыдаче дубликата паспорта транспортного средства, возложить обязанность выдать дубликат паспорта транспортного средства.
В ходе рассмотрения настоящего дела представитель административного истца настаивал на заявленных требованиях, высказал позицию аналогичную, изложенной в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представители УМВД России по Амурской области, МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области, МО МВД «Благовещенский» с заявленными требованиями не согласились, указали, что 09.06.2021г. в МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области поступило заключение эксперта № 542 об исследовании номерных агрегатов автомобиля ToyotaRav4, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, номер кузова JTMBE31VX0D052492, согласно которому идентификационный номер кузова подвергался изменению способом замены усилителя переднего правого пола с маркировочной площадкой на аналогичную часть, демонтированную с другого автомобиля с имеющимся идентификационным номером JTMBE31VX0D052492, который нанесен заводским способом. Установить первоначальный идентификационный номер кузова автомобиля не представилось возможным. Маркировочная табличка изготовлена и закреплена на кузове автомобиля самодельным способом. Ранее экспертиза по спорному автомобилю не производилась, была только справка об исследовании. Кроме того, с момента выдачи справки и составления заключения эксперта прошел значительный промежуток времени, никто не может гарантировать сохранность автомобиля в том же состоянии. В связи с чем, с учетом положений действующего законодательства, принято решение о прекращении регистрации транспортного средства, оспариваемые действия и бездействие являются законными.
В настоящее судебное заседание иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах суд определил в порядке статьи 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1. ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции, действующей на момент рассматриваемых событий), согласно пункту 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закон от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон о регистрации) государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 131 приказа МВД России от 21 декабря 2019 г. № 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств» (далее Административный регламент) прекращение государственного учета транспортного средства осуществляется в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в порядке, установленном пунктами 55-61 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. № 1764.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными) либо недействительными, а также при выявлении оснований, указанных в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, - в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 20 Закона о регистрации запрещается совершение регистрационных действий в случае невозможности идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства.
В соответствии с п. 59 Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. № 1764 прекращение государственного учета транспортного средства в случае, если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации (его заместителей) или начальника Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместителей).
Согласно п. 61 указанных при прекращении государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктами 56, 58 - 60 настоящих Правил, государственные регистрационные знаки, за исключением принятых регистрационными подразделениями на сохранение, и регистрационные документы признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением в соответствующие розыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции.
Пунктом 1.1 приложения N 7 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877, определено, что на каждое транспортное средство (шасси) изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет. Табличка изготовителя должна быть размещена в удобном для считывания месте - части транспортного средства (шасси), не подлежащей замене в процессе эксплуатации, и не должна быть снимаемой без применения специального инструмента (пункт 2.1 этого же регламента).
Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства с представленными документами устанавливается сотрудником Госавтоинспекции при проведении визуального осмотра транспортного средства в соответствии с требованиями пунктов 39 - 41 Административного регламента в процессе производства регистрационного действия.
Судом установлено и подтверждается представленными материалами, что КЭ по договору купли-продажи от 08.04.2020г., заключенному с ООО «Каретный ряд», действующему от имени ПК, на основании договора комиссии (поручения) от 08.04.2020г., приобрела транспортное средство ToyotaRav4, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, номер кузова JTMBE31VX0D052492. В связи со сменой собственника 11.04.2020г. регистрационном подразделением МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области внесены изменения в регистрационные данные на указанный автомобиль, что отражено в карточке учета транспортного средства.
9 июня 2021 г. в МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области поступило заключение эксперта № 542 от 20.04.2021г. об исследовании номерных агрегатов автомобиля «TOYOTA RAV 4», 2011 г.в., номер кузова JTMBH31VX0D052492, государственный регистрационный знак К884ВО 28.
Согласно выводам эксперта первоначальный идентификационный номер кузова автомобиля «TOYOTA RAV 4», 2011 г.в., государственный регистрационный знак К884ВО 28, подвергался изменению способом замены усилителя переднего правого пола с маркировочной площадкой на аналогичную часть, демонтированную с другого автомобиля с имеющимся идентификационным номером JTMBE31VX0D052492, который нанесен заводским способом. Идентификационный номер двигателя 3ZR в 079715 представленного автомобиля является первоначальным и изменению не подвергался. В связи с отсутствием элемента кузова с маркируемым участком установить первичный идентификационный номер (VIN) кузова экспертным путем не представилось возможным. Имеющаяся маркировочная табличка изготовлена и закреплена на кузове автомобиля самодельным способом.
10.06.2021г. государственным инспектором ГИБДД отделения по взаимодействию с правоохранительными органами МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области МА вынесено заключение о прекращении государственной регистрации автомобиля «TOYOTA RAV 4», 2011 г.в., номер кузова JTMBH31VX0D052492, государственный регистрационный знак ***, которое согласовано с врио начальника-начальником отдела регистрации МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области КП, утвержденоврио начальника УГИБДД УМВД России по Амурской области АГ Сведений о прекращении регистрации 10.06.2021г. содержатся в карточке учета транспортного средства.
15.06.2021г. в адрес Таракановой Э.Л. направлено письменное сообщение о прекращении регистрации транспортного средства, с рекомендацией сдать в МРЭО ГИБДД УМВД России по Амурской области полученную специальную продукцию - свидетельство о регистрации транспортного средства ***, государственные регистрационные знаки ***.
Представленная административным истцом справка об исследовании ЭКО МО МВД России «Благовещенский» от 14.03.2020г. № 56-с не свидетельствует о незаконности оспариваемых действий/бездействия и не опровергает выводов, установленных экспертом в заключении ЭКО МО МВД России «Благовещенский» № 542 от 20.04.2021г.
Данное заключение сделано в результате проведения экспертизы идентификационных номеров автомобиля «TOYOTA RAV 4», 2011 г.в., государственный регистрационный знак К884ВО 28, в ходе которой частично удалялось лакокрасочное покрытие, что не могло производиться при составлении справки об исследовании, так как согласно п. 40 Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России, утверждённого приказом МВД России от 11.01.2009 № 7, сотрудник экспертно-криминалистического подразделения при проведении предварительного исследования применяет только те методы, которые не вызывают изменения вида и свойств объектов исследования и не исключают возможности, в случае необходимости, последующего производства судебной экспертизы.
Кроме того, между датой составления справки об исследовании (14.03.2020г.) и выполнением экспертизы (начата 04.04.2021г.) прошел длительный период времени - более 1 года, что не исключает возможность изменений состояние автомобиля и его идентификационных номеров.
Факты незаконности действий по аннулированию регистрации транспортного средства ToyotaRav4, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, изъятию свидетельства о регистрации на транспортное средство, бездействия по невыдаче дубликата паспорта транспортного средства, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Должностные лица регистрационного подразделения действовали в соответствии с требованиями Закона о регистрации, Административного регламента. Доказательств, опровергающих выводы эксперта в заключении № 542 от 20.04.2021г. в деле не имеется, суду не представлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Таракановой Эльвиры Леонидовны к УВМД России по Амурской области о признании незаконными действий по аннулированию регистрации транспортного средства ToyotaRav4, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, и изъятию свидетельства о регистрации на транспортное средство, бездействия, выразившиеся в невыдаче дубликата паспорта транспортного средства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Коршунова
Решение в окончательной форме изготовлено 03 сентября 2021 года