Дело № 2-2955/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Березники 16 октября 2017 года
Березниковский городской суд Пермского края
в составе судьи Уланова В.В.,
при секретаре Шнейдер О.А.,
с участием помощника прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – Ташкинова Л.А.,
представителя ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю Руссу Л.В., действующую на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 38 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности по выполнению законных требований,
у с т а н о в и л:
Прокурор Березниковской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Пермского края с учетом уточнений требований в ходе рассмотрения дела, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 38 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности по выполнению законных требований. В обосновании своих доводов прокурор указывает, что в ..... и в ..... года в ходе проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ ИК-38 были выявлены нарушения требований статей 13 и 18 Федерального закона РФ от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» и ст. 103 УИК РФ в части привлечения осужденных к труду и обязанности администрации создавать рабочие места. Неисполнение ФКУ ИК-38 перечисленных требований федерального законодательства не только отрицательно влияет на исправление осужденных, но и влечет неисполнение решений судов о возмещении ущерба. Функционирование уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации. Просит обязать ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю обеспечить создание для осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю рабочие места с учетом возможности трудоустройства всех трудоспособных лиц, отбывающих наказание в учреждении и привлекать осужденных к труду, обязать ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением расходов, связанных с созданием в ФКУ ИК-38 необходимого количества рабочих мест.
Прокурор в судебном заседании на своих требованиях настаивает с учетом заявленных в судебном заседании уточнений, просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ФСИН России – Руссу Л.В., действующая на основании доверенности от ..... года в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, представила письменный отзыв на иск, в удовлетворении требований просит отказать по доводам изложенным в отзыве.
Представитель ГУФСИН России по Пермскому краю – Руссу Л.В., действующая на основании доверенности от ..... года в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, представила письменный отзыв на иск, в удовлетворении требований просит отказать по доводам изложенным в отзыве.
Представитель ФКУ ИК-38 – Руссу Л.В., действующая на основании доверенности от ..... в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, представила письменный отзыв на иск, в удовлетворении требований просит отказать по доводам изложенным в отзыве.
Оценив доводы прокурора, представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИК-38, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Обязанность Администрации ФКУ ИК-38 выполнять возложенные на нее законом обязанности по обязательному привлечению к труду осужденных в центрах трудовой адаптации осужденных, производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, создавать для них рабочие места, обусловлена ст.ст. 13 и 18 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст. 103 УИК РФ.
Из анализа данных статей в их совокупности следует, что привлечение осужденных к труду предусматривает не только использование имеющихся в наличии рабочих мест, но и создание новых рабочих мест для вовлечения наибольшего числа осужденных в производственные отношения с целью их трудовой адаптации. Труд осужденных является составной частью организации исполнения наказания, деятельности предприятий исправительных учреждений. Он предусмотрен в распорядке дня каждого исправительного учреждения.
Вывод суда не противоречит ст. 18 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1, из которой следует, что учреждения, исполняющие наказания самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 13 октября 2004 года, № 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", Приказами Федеральной службы исполнения наказаний "Об организационных вопросах по территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний" № 2 от 18 января 2005 года, "Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний" № 245 от 19 мая 2006 г., Положением о территориальном органе, утверждаемым приказом ФСИН, территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать в пределах своей компетенции предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.
На этом основании учреждения, исполняющие наказания, могут организовывать собственные предприятия.
Согласно ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления производственной и предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с Законом "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", ст. 295 ГК РФ, учреждение, исполняющее наказание, решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом или иными правовыми актами.
Прямого запрета на создание рабочих мест не содержит и Устав ФКУ ИК-38 ГУФСИН по Пермскому краю.
Таким образом, приведенными выше правовыми нормами предусмотрено, что решение вопроса о создании предприятия отнесено к компетенции учреждения уголовно-исполнительной системы, следовательно, бездействие ФКУ ИК-38 в решении этого вопроса и, как следствие, бездействие в создании рабочих мест для осужденных, является нарушением требований закона, а также целей и задач, стоящих перед исправительным учреждением.
УИК РФ называет исправление осужденных в числе приоритетных целей уголовно-исполнительного законодательства. При этом общественно полезный труд наряду с профессиональной подготовкой традиционно включается в перечень основных средств исправления осужденных. Анализируя вышеприведенные нормы законов, суд приходит к выводу, что правовой статус осужденных, их основные права и обязанности закреплены законом, и не должны зависеть от иных обстоятельств. Неисполнение ФКУ ИК-38 перечисленных требований федерального законодательства не только отрицательно влияет на исправление осужденных, но и влечет неисполнение решений судов о возмещении ущерба.
Факт нарушения уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ ИК-38 с достоверностью установлен.
Из пояснений прокурора в суде, анализа справки по трудоиспользованию осужденных ФКУ ИК-38 подготовленной по результатам проверки проведенной прокуратурой ..... установлено, что к различным видам оплачиваемых работ привлечено ..... осужденных, что составляет около .....% от общего количества трудоспособных осужденных в учреждении, по причине отсутствия рабочих мест и собственного производства не трудоустроено около ..... трудоспособных осужденных. Из анализа справки по трудоиспользованию осужденных ФКУ ИК-38 подготовленной по результатам проверки проведенной прокуратурой ..... и ..... установлено, что на момент проверки трудоустроено ..... осужденный, что составляет .....% от общего количества трудоспособных осужденных, подлежащих привлечению к труду, что не позволяет большей части осужденных, имеющих иски на общую сумму ..... рублей, оплачивать возмещение ущерба потерпевшим, не трудоустроено ..... трудоспособных осужденных. Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались.При изложенных обстоятельствах, суд считает не основанными на нормах закона доводы представителя ответчиков, что действующее законодательство лишь предусматривает обязанность ФКУ ИК-38 привлекать осужденных к труду исходя из наличия рабочих мест, при этом, обязанность трудоустройства 100% осужденных не лежит на администрации исправительного учреждения, при этом, отсутствие заказов, слабая конкурентная способность товаров, производимых осужденными, не снимают ответственности с ФКУ ИК-38 за организацию труда и обеспеченность осужденных новыми рабочими местами, на которых разрешено применение труда осужденных. В силу прямого указания закона каждый осужденный имеет право и обязан трудоустроиться в соответствии со своей квалификацией, что безусловно порождает у специализированного государственного органа исправительной системы предоставить данным гражданам соответствующую возможность. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность предоставления рабочего места каждому осужденному, обуславливающая систему средств исправления осужденных, прямо возложена законом на учреждении системы исполнения наказания. Доказательств, предоставления возможности трудоустроиться каждому осужденному ФКУ ИК-38, суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не найдено.
Суд, оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ все имеющиеся в деле доказательства, приходит к убеждению, что исковые требования прокурора к ФКУ ИК-38 законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Суд принимает решение обязать ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю создать для осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-38 рабочие места с учетом возможности трудоустройства всех трудоспособных лиц, отбывающих наказание в учреждении и привлекать осужденных к труду.
Из материалов дела следует, что требования Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Пермского края в интересах неограниченного круга лиц, осужденных отбывающих наказание в ФКУ ИК-38 заявлены к ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю, как к учреждению, в функции которого входит исполнение наказания осужденными. Требования связаны с созданием для них рабочих мест. При этом, реализация указанных мероприятий возможна при наличии надлежащего финансирования.
Суд не может согласиться с доводами представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю об отсутствии оснований заявленных к ним исковых требований в связи с нижеследующим.
В ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Исходя из положений ст. 5 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Согласно ст. 7 вышеуказанного закона территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном ст. 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.
В силу ст. 9 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, является ФСИН России.
В соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2014 года № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В связи с тем, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, то ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2014 года № 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о ГУФСИН России по Пермскому краю, утвержденном приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года № 518, ГУФСИН России по Пермскому краю является территориальным органом ФСИН России, участником бюджетного процесса распорядителем (получателем) бюджетных средств.
Согласно Уставу ФКУ ИК-38 (п. 1.2) функции и полномочия учредителя данного учреждения – Российской Федерации осуществляет ФСИН. В соответствии с п. 4.3 Устава учреждения - ГУФСИН России по Пермскому краю доводит бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств до получателя - ФКУ ИК-38. Источниками финансирования деятельности ФКУ ИК-38 являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (п. 5.8 Устава).
Таким образом, на территории Пермского края функции главного распорядителя денежных средств, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее полномочий, осуществляет ГУФСИН России по Пермскому краю.
Возложение на ФКУ ИК-38 обязанности по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у Учреждения.
При недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю (п. 5.12 Устава).
Таким образом, ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю, являясь главными распорядителями бюджетных средств, обязаны для исполнения возложенных на них, а также на ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю государством обязанностей решать вопросы увеличения или уменьшения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами УИС с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования их внебюджетных источников.
Присуждение к исполнению обязанностей, является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав (ст.12 ГК РФ).
Суд считает необходимым обязать ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением расходов, связанных с созданием в ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю необходимого количества рабочих мест.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 38 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности по выполнению законных требований, удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 38 Главного управления Федеральной службы по исполнению наказаний по Пермскому краю» в двенадцатимесячный срок со дня вступления решения в законную силу создать для осужденных отбывающих наказание в Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 38 ГУФСИН России по Пермскому краю рабочие места с учетом возможности для трудоустройства всех трудоспособных лиц, отбывающих наказание в учреждении и привлекать осужденных к труду.
Обязать ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением расходов, связанных с созданием в Федеральном казенном учреждении исправительная колония № 38 ГУФСИН России по Пермскому краю необходимого количества рабочих мест.
Установить срок для исполнения данного решения двенадцать месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20.10.2017 года.
Судья В.В. Уланов