РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июля 2021 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Германовой С.В.,
при секретаре Нараевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1993/2021 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Васильеву А.С. о взыскании недоимки по налогам и пени,
установил:
Административный истец обратился с административным иском в суд к Васильеву А.С. о взыскании недоимки по налогам и пени. В обоснование иска указано, что Васильев А.С. является плательщиком налога на имущество физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В связи с тем, что указанная обязанность налогоплательщиком не исполнялась. Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. На основании изложенного, налоговый орган просит взыскать задолженность в размере 34 502,72 рубля, из которой: налог на имущество за 2016-2017 г.г. в размере 1 279 рублей, пени по налогу на имущество за 2016-2017 г.г. в размере 10,59 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год в размере 26 581,68 рубль, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год в размере 322,08 рубля.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
Административный ответчик Васильев А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и страховые взносы.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Ст. 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Положениями п. 1 ст. 401 НК РФ определено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, а именно: органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
Ставка применяется в соответствии с Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 12.11.2014 N 510 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти».
Судом установлено, что налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в которых налог на имущество физических лиц рассчитан за 2016-217 г.г. за квартиру, расположенную по адресу: <адрес> сумме 1 279 рублей. Срок уплаты налога по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ установлен до ДД.ММ.ГГГГ, срок уплаты налога по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение закона Васильев А.С. не исполнил установленную законом обязанность, в связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с несвоевременной уплатой налога за 2017 год налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по налогу на имущество в размере 10,59 рублей по требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Федеральными законами от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 г. администратором страховых взносов являются налоговые органы.
Статьей 419 НК РФ установлено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п. 2 ст. 432 НК РФ).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ (ред. от 08.06.2020) плательщики, указанные в статье 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Судом установлено, что налогоплательщик состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Из искового заявления следует, что налогоплательщик не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В соответствии с п. 3 ст. 430 НК РФ: если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование индивидуального предпринимателя за один календарный месяц 2019 года составляет 2 446,17 рублей (29 354 руб./12 мес.).
Таким образом, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила:
26 581, 68 рублей = 2 446, 17 руб.* 10 мес.+2 446, 17 руб./ЗО дн.*26 дн.
Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование индивидуального предпринимателя за один календарный месяц 2019 г. составляет 573, 67 руб. (6 884 руб. /12 мес.).
Таким образом, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила: 6 233, 84 рубля = 573, 67 руб.* 10 мес.+ 573, 67 руб./30 дн.*26 дн.
В нарушение закона Васильев А.С. не исполнил законом установленную обязанность, в связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно погасить задолженность.
В связи с несвоевременной уплатой взносов за 2019 год налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 г. в размере 322,08 рубля, на обязательное медицинское страхование за 2019 г. в размере 75, 53 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района <адрес> вынесен судебный приказ №а-№, однако согласно определения от ДД.ММ.ГГГГ он отменен, поскольку административный ответчик представил возражения.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности.
В соответствии с действующим законодательством с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании налога по указанному требованию налоговый орган должен обратиться в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налогов, однако фактически обратился к мировому судье с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного ст. 48 Налогового кодекса РФ.
То обстоятельство, что по направленному налоговым органом с нарушением установленного законом срока мировому судье заявлению о вынесении судебного приказа выдан судебный приказ, отмененный впоследствии, не свидетельствует о том, что срок подачи искового заявления налоговым органом соблюден.
Таким образом, на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки и пени в связи с пропуском установленного законом срока.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-0-0 указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение Межрайонной инспекцией ФНС России № 19 по Самарской области установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Пунктами 1 и 2 ст. 57 Налогового кодекса РФ определено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплату налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе: в случая принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (п.п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. № 11-П, изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В силу п.п. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46- 48 Налогового кодекса РФ.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 № 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям НК РФ.
Оснований для восстановления пропущенного срока суд не усматривает, уважительные причины его пропуска отсутствуют.
В связи с вышеизложенным, ввиду пропуска срока взыскания задолженности, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Васильеву А.С. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 июля 2021 года.
Председательствующий С.В. Германова