Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-26/2014 (2-1082/2013;) ~ М-1006/2013 от 26.08.2013

копия

Дело 2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 февраля 2014 года г. Ревда

Ревдинский городской суд Свердловской области в составе:

Председательствующего судьи Козловских Н.Ю., при секретаре Любиченко Л.П.,

с участием представителей истца Стародумова В.Н. Смолова М.А., действующего на основании доверенности серии <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ Гусева А.Ю., действующего на сновании ордера от ДД.ММ.ГГГГ представителя ответчика администрации ГО Дегярск Борисовой Л.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стародумова В.Н. к администрации ГО Дегтярск о признании незаконным бездействия, о признании незаконным Постановления, признании права на приобретение земельных участков, признании права собственности на земельные участки,

У С Т А Н О В И Л :

Представитель истца Стародумова В.Н. - Смолов М.В., действующий на основании доверенности серии <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д.11-12) обратился в суд с иском к администрации ГО Дегтярск. Он просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа Дегтярск выразившееся в непринятии решения о предоставлении Стародумову В.Н. в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>; признать за ним право на приобретение этого земельного участка по договору купли-продажи за плату для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии со схемой земельного участка утвержденной постановлением Администрации городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане Стародумову В.Н.» (т. 1 л.д. 3-4).

В обоснование иска представитель истца указал, что Постановлением Администрации городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане Стародумову В.Н.» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> в кадастровом квартале <данные изъяты> целевое использование - ведение личного подсобного хозяйства. На основании этого постановления истец получил кадастровый паспорт на этот земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к Главе Администрации ГО Дегтярск с заявлением о заключении с ним договора купли-продажи этого земельного участка, представил выписку из государственного земельного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ с приложением кадастрового паспорта земельного участка.

Ссылаясь на п.5 ст. 34 Земельного кодекса РФ, истец полагает, что у Администрации ГО Дегтярск возникла обязанность заключить с ним договор купли-продажи этого земельного участка. В нарушение этой нормы закона Администрация ГО Дегтярск бездействует, и до настоящего времени не приняла решение о предоставлении Стародумову В.Н. в собственность за плату спорного земельного участка и не заключила с истцом договор купли-продажи земельного участка.

В ходе подготовки дела к слушанию Стародумов В.Н. дополнил ранее заявленные требования требованием о признании за ним права собственности на земельный участок по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>. (т.2 л.д.96).

Помимо этого представитель истца Стародумова В.Н. - Смолов М.В. обратился в суд с иском к администрации ГО Дегярск и просил признать незаконным постановление Администрации городского округа Дегтярск ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления Администрации городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане Стародумова В.Н.»; признать за Стародумовым В.Н. право на приобретение земельного участка по адресу: <адрес> общей площадью 2500 кв.м. по договору купли-продажи за плату для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии со схемой земельного участка утвержденной постановлением Администрации городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане Стародумова В.Н. (т. 2 л.д. 3-5).

В обоснование иска представитель истца указал, что постановлением Администрации городского округа Дегтярск от 26.09.2012г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане Стародумову В.Н.» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> в кадастровом квартале <данные изъяты> целевое использование - ведение личного подсобного хозяйства. Постановлением Администрации городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменений в постановление администрации городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ исправлен номер кадастрового квартала<данные изъяты>. На основании этих Постановлений Стародумов В.Н. получил кадастровый паспорт земельного участка (выписку из государственного земельного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в Администрацию ГО Дегтярск с заявлением о предоставлении этого земельного участка ему в собственность, заключении с ним договора купли-продажи этого участка. В марте 2013 года он получил заказное письмо, в котором вместе с сопроводительным письмом ДД.ММ.ГГГГ. имелось постановление Администрации городского округа Дегтярск от 29.11.2012г. «Об отмене постановления Администрации городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане Стародумова Владимира Николаевича». В Постановлении имелась ссылка на п.3.3 Положения «О личном подсобном хозяйстве в городском округе Дегтярск», утвержденного Решением Думы городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ. Постановление Администрации городского округа Дегтярск он считает незаконным. Он полагает, что земельный участок был выделен ему в соответствии с ч.4 ст. 3 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», как вновь сформированный и свободный от прав третьих лиц. Стародумов В.Н. действовал открыто, добросовестно и публично. В ГО Дегтярск на момент предоставления земельного участка отсутствовала очередность граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и/или индивидуального жилищного строительства, очередь сформирована только постановлением Главы ГО Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ. «О включении граждан в списки очередности на предоставление однократно бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства». П.3.3 Положения «О личном подсобном хозяйстве в городском округе Дегтярск» устанавливающий возможность предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства только гражданам, зарегистрированным в ГО Дегтярск, противоречит норме ч. 4 ст. З ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Ссылка Администрации Г.О. Дегтярск на п. 3.3 Положения «О личном подсобном хозяйстве в городском округе Дегтярск» незаконна и носит явно дискриминационный характер. Постановление Администрации городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ было принято на основании заявления Стародумова В.Н. (вх. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в соответствии с действовавшим в тот момент постановлением главы городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении процедур и критериев предоставления земельных участков, порядка рассмотрения заявок и принятия решений по предоставлению земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Дегтярск». Площадь земельного участка, схема которого утверждена, составила 2 500 кв.м.. Площадь выделяемого земельного участка определена согласно Решению Думы городского округа Дегтярск от 08.12.2011г. «Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, формируемых в качестве объектов земельных отношений на территории городского округа Дегтярск», согласно которому земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются в размере от <данные изъяты> Таким образом, нарушения законодательства не имеется. Соответственно оспариваемое постановление вынесено незаконно и подлежит отмене. Оспариваемое постановление лишает Стародумова В.Н. права на получение в натуре выделенного для него земельного участка. Поэтому оспаривая Постановление он одновременно просит признать за ним право на приобретение спорного земельного участка по договору купли-продажи за плату для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с утвержденной схемой земельного участка.

В ходе подготовки дела к слушанию представитель истца Смолов М.А. дополнил заявленные требования требованием о признании за ним права собственности на земельный участок по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>. (т. 2 л.д. 95)

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по первому иску соединено в одно производство с гражданским делом с присвоением ему номера (т. 1 л.д. 50).

В судебном заседании представители истца Стародумова В.Н. – Смолов М.А., Гусев А.Ю., требования истца поддержали просили их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации ГО Дегтярск Борисова Л.В. требования Стародумова В.Н. не признала. Она представила письменные отзывы, в которых указала, а также устно суду пояснила следующее:

Заявления на земельные участки от Стародумова В.Н. были приняты в нарушение действовавшего в тот период Постановления главы городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ. «Об уста­новлении процедур и критериев предоставления земельных участков, порядке рас­смотрения заявок и принятия решений по предоставлению земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Дегтярск» (далее Постановление №11). Согласно п. 1.2 данного Постановления «количество принятых заявлений не должно превышать количество свободных зе­мельных участков (на каждый свободный земельный участок принимается не более одного заявления). Заявитель может обратиться с заявлением только на один сво­бодный земельный участок. Стародумов В.Н. воспользовался своим правом на получение земельного участка под личное подсобное хозяйство подав заявление от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> и, следовательно, постановление администрации ГО Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Стародумову схемы расположения второго земельно­го участка было вы­несено неправомерно.

Согласно п. 1.3 Постановления главы городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении процедур и критериев предоставления зе­мельных участков, порядка рассмотрения заявок и принятия решений по предостав­лению земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на террито­рии городского округа Дегтярск», (далее - постановление №11), земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, предоставляются в порядке подачи заявлений, первоочередное право имеют граждане, указанные в п. 4 ст. 3 ФЗ «О лич­ном подсобном хозяйстве». На период оспариваемых заявителем правоотношений, Стародумов В.Н. в <адрес> не зарегистрирован, и у Администрации ГО Дегтярск отсутствовало право на выделение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства иногороднему гражданину.

Решением Думы городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ N537 "Об утвержде­нии предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, формируемых в качестве объектов земельных отношений на территории городского округа Дегтярск" утверждены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в аренду из зе­мель, государственная собственность на которые не разграничена, для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства на тер­ритории городского округа Дегтярск. Максимальный размер данного земельного участка не может превышать <данные изъяты> что, свидетельствует о незаконности предоставления г-ну Стародумову В.Н. земельных участков под ЛПХ площадью <данные изъяты>. каждый.

Решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользова­ния и застройки ГО Дегтярск». В соответствии с картой градостроительного зони­рования, утвержденной этим Решением Думы земельный участок по адресу: <адрес>,, 25а находится в зоне городских лесов и ле­сов, выполняющих средозащитные функции, находился и ранее в этой зоне. Эта зона не предполагает ведения лич­ного подсобного хозяйства.

Постановлением администрации ГО Дегтярск от <данные изъяты>. «О вклю­чении граждан в списки очередности на предоставление однократно бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительст­ва», постановлением администрации ГО Дегтярск от <данные изъяты> «О включе­нии граждан в списки очередности на предоставление однократно бесплатно в соб­ственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства» утверждены списки, согласно которым количество граждан, имеющих право на по­лучение земельного участка составило более 400 человек. Гр.Смолов М.А. не со­стоял в списках внеочередников и первоочередников на получение зе­мельного участка, следовательно, у него отсутствовало право на получение данного земельного участка без учета очередности, что является нарушением прав и закон­ных интересов указанных в Списке граждан. Стародумов В.Н. не состоял в списках внеочередников и первоочередников на получение зе­мельного участка. У него отсутствовало право на получение данных земельных участков без учета очередности, что является нарушением прав и закон­ных интересов указанных в Списке граждан.

Впоследствии по протесту прокурора <адрес> Постановление отменено как незаконное, изданное с превышением полномочий Главы ГО Дегтярск. Принятые во исполнение этого Постановления решения о предоставлении земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в силу ст.28 Устава ГО Дегтярск были отменены как противоречащие действующему порядку предоставления земельных участков для ве­дения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Дегтярск. В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РФ предостав­ление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, предполагающих строительство жилого дома, должно осу­ществляться только на торгах (конкурсах, аукционах). Предоставление земель­ных участков в собственность без проведения торгов (конкурсов, аукционов) не до­пускается, а передача в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) до­пускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообще­ния о наличии земельных участков, и в случае, если после публикации имеется только одна заявка.

В отношении земельного участка по <адрес> го­родского округа Дегтярск ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление об отмене постановления Администрации го­родского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ . Незаконное бездействие отсутствует.

В соответствии с проектом городской черты, принятым исполкомом Ревдинского Горсовета от ДД.ММ.ГГГГ и являющимся приложением к Генеральному плану <адрес>, утвержденному Решением Исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов трудящихся от 13.02.1975, земельный участок по адресу: <адрес> а, на период утверждения схемы на него Стародумову, распола­гался в смешанной зоне лесов и кустарников, огородов. Таким образом, спорный земельный участок не мог быть предоставлен на территории, не предполагающей ведения личного подсобного хозяйства. Согласно кадастровому паспорту, земельный участок по <адрес>, относится к землям населенного пункта. Соответственно этот земельный уча­сток является приусадебным, предназначенным не только для ведения подсобного хозяйства, но и для строительства индивидуального жилого дома. Информация по этому земельному участку была размещена в газете «За большую Дегтярку» от 20.09.2012г. В нарушение действовавшего в тот момент Постановления №11, в ин­формационном сообщении не был указан срок, в течение которого долж­ны приниматься заявления от граждан на этот земельный участок. В связи с отсутствием сроков в информационном сообщении и принятием одного заявления на дан­ный земельный участок, нарушены права неопределенного круга лиц на подачу за­явлений в установленном законом порядке, а также право граждан на получение земельного участка, расположенного по адресу <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на када­стровом плане Стародумову В.Н.» было вынесено незаконно. При таких обстоятельствах, нельзя признать незаконным постановление Ад­министрации городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ об отмене по­становления администрации городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме этого, действовавшим на момент подачи Стародумовым В.Н. заявлений Реше­нием Думы городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ «Об утвержде­нии Положения «О личном подсобном хозяйстве в городском округе Дег­тярск» (в редакции Решение Думы городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ списки граждан на предоставление земельных участков под личное подсобное хозяйство должны утверждаться на 1 января текущего года, а данный земельный участок, после подачи заяв­ления истцом, был предоставлен ему без соблюдения очередности (в течение 1 дня). (отзывы в т.1 на л.д.24-25, 30, 40-41, т. 2 л.д. 36-37, 128-130).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> (т. 1 л.д. 49).

В судебное заседание представитель третьего лица не явился, просил рассмотреть данное дело в его отсутствие (т. 2 л.д. 124).

Суд с учетом мнения представителей истца, представителя ответчика считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>.

В ходе подготовки дела к слушанию судом сторонам неоднократно разъяснялись положения ст.ст. 12,35,56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и на сторону ответчика была возложена обязанность доказать отсутствие незаконного бездействия, законность оспариваемого постановления; на сторону истца была возложена обязанность доказать, что у него возникло право собственности на спорные земельные участки.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, считает требования Стародумова В.Н. не подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Исходя из указанной нормы, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Согласно статьи 30 Устава муниципального образования «<адрес>» администрация муниципального образования "<адрес>" является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес> в том числе полномочиями по контролю за использованием земель городского округа. Действия данного муниципального органа могут быть оспорены в порядке главы 25 ГПК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Стародумов В.Н. обратился в Администрацию ГО Дегтярск с заявлением о предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Само заявление или его копия сторонами не представлено. На него имеется ссылка в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ года, (т. 1 л.д. 5) которым Стародумову В.Н. утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>. в кадастровом квартале целевое использование - ведение личного подсобного хозяйства на кадастровом плане на кадастровом плане, расположенного (схема в т. 1 л.д. 6).

На основании этого Постановления (далее – Постановление № 1478), Стародумов В.Н получил кадастровый паспорт земельного участка, выписку из государственного земельного кадастра недвижимости (т. 1 л.д. 7-8). Эту выписку он приложил к своему заявлению в Администрацию ГО Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ о заключении с ним договора купли-продажи земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> (заявление т. 1 л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление Администрации го­родского округа Дегтярск (далее – Постановление № 1912) об отмене Постановления (т. 1 л.д. 26).

Поскольку Постановление было отменено как незаконное, то со стороны Администрации ГО Дегтярск в данном случае отсутствует незаконное бездействие, выразившееся в непредоставлении заявителю в собственность за плату спорного земельного участка.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ Стародумовым В.Н. не оспаривается.

Какие-либо правовые основания для признания на Стародумовым В.Н. права на приобретение в собственность спорного земельного участка в <адрес> и признания за ним права собственности на этот земельный участок отсутствуют.

Постановление об утверждении Стародумову схемы на этот земельный участок является незаконным по следующим основаниям:

Согласно статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одной из категорий земель по целевому назначению являются земли населенных пунктов, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Ни на момент издания Постановления № 1478, ни после его отмены зона, в которой находится спорный земельный участок, не предназначалась под ведение личного подсобного хозяйства, ни под индивидуальное жилищное строительство. Данный факт подтверждается представленной представителем ответчика суду на обозрение картой, являвшейся приложением к генеральному плану, утвержденному исполкомом Ревдинского Горсовета от 17.12.1990г., согласно которой земельный участок по адресу: <адрес>, на период его предоставления, располагался в смешанной зоне лесов и кустар­ников, сенокосов и пастбищ. В соответствии с Картой градостроительного зони­рования, утвержденной Решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес> находится в зоне городских лесов и лесов, выполняющих средозащитные функции и также не предназначен для ведения ЛПХ, что подтверждается утвержденными Решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ Правилами землепользова­ния и застройки ГО Дегтярск» и приложением к ним – картой зонирования (т.1 л.д. 27,30-31).

Также Земельным кодексом установлена определенная процедура выделения земельного участка и передачи его в собственность граждан.

В статье 34 ЗК РФ определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Согласно части 2 этой нормы Закона граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ч.4 ст. 34 ЗК РФ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (ч.6 ст. 34 ЗК РФ).

В то же время, законом «О личном подсобном хозяйстве» установлены следующие особенности:

Согласно статьи 3 этого Закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

Статьей 4 того же закона установлено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Таким образом, следует разграничивать земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства – полевые (не предусматривающие жилищного строительства) и приусадебные (предусматривающие жилищное строительство).

Спорный земельный участок по <адрес> находится в границах города, что истцом не оспаривается, подтверждается кадастровым паспортом. Соответственно ссылка истца на статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой речь идет о полевых приусадебных земельных участках, необоснованна.

Предоставление за плату в собственность земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, предусматривающего жилищное строительство (приусадебного земельного участка) возможно при соблюдении условий, установленных статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Частью 2 той же нормы закона предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи. Под пункт 2.1 данный случай не подпадает, поскольку в пункте 2.1 речь идет о землях, предназначенных для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставления земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Все эти условия в данном случае не были соблюдены.

Постановление вынесено без определения разрешенного использования земельного участка, без принятия решения о проведении торгов (аукциона) и без соответствующей публикации в местной газете о торгах (аукционе).

Реше­нием Думы городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утвержде­нии Положения «О личном подсобном хозяйстве в городском округе Дег­тярск» (в редакции Решение Думы городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ.) установлено, что заявление гражданина и приложенные документы направляются в отдел архитектуры и градостроительства для включения в списки граждан, подлежащие утверждению на 1 января текущего года (т.2 л.д.76)

А Постановление об утверждении Стародумову В.Н. схемы расположения земельного участка по <адрес> с заявлением, без включения Стародумова в списки очередности.

Предоставление истцу в собственность этого земельного участка без публикации информации о его предстоящем предоставлении и невыявление всех заинтересованных в приобретении данного земельного участка лиц является нарушением требований Земельного кодекса РФ, противоречит установленным Земельным кодексом РФ принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Также судом установлено, что на момент утверждения Стародумову В.Н. схемы расположения земельных участков в Администрации ГО Дегтярск имелись списки граждан, нуждающихся в земельных участках: Постановлением Администрации ГО Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список граждан на предоставление однократно бесплатно в собственность земельного участка под ИЖС (т.1 л.д.33-34), Постановлением администрации ГО Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список граждан, нуждающихся в приобретении земельных участков и имеющих право на внеочередное бесплатное получение земельного участка в собственности на основании Областного закона , в который входит более 400 человек (т.2 л.д. 78-92), что свидетельствует о востребованности земельных участков в <адрес> и о наличии у иных граждан прав на внеочередное получение земельного участка в собственность бесплатно.

Стародумов В.Н. не состоял в списках внеочередников и первоочередников на получение данного зе­мельного участка, следовательно, у него отсутствовало право на получение данного земельного участка без учета очередности, что является нарушением прав и закон­ных интересов указанных в Списке граждан.

Статьей 33 ЗК РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Аналогичные положения содержатся в Законе «О личном подсобном хозяйстве» (ч.4,5 ст.4 Закона).

Согласно решению Думы городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, формируемых в качестве объектов земельных отношений на территории городского округа Дегтярск», максимальная площадь земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства в пределах городской черты - <данные изъяты>. (т.1 л.д. 32).

Решением Думы ГО Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Правила зе6млепользования и застройки. В частности, увеличена площадь предоставления земельных участков под ИЖС и ВПХ до 2500 кв.м. – но в зоне существующей застройки (т.2 л.д.139-140). Соответственно такой предельный максимальный размер к спорному земельному участку применяться не может ввиду того, что земельный участок не находится в зоне существующей застройки. Кроме того, на момент вынесения Постановления действовала в любом случае предельная максимальная норма предоставления 2000 кв.м.

При таких обстоятельствах требования Стародумова В.Н. о признании незаконным бездействия Администрации ГО Дегтярск и признании за истцом права на предоставление ему в собственность земельного участка по адресу <адрес> и признании за ним права собственности на этот участок не подлежат удовлетворению.

По тем же основаниям не подлежат удовлетворению требования истца, заявленные в отношении земельного участка по <адрес> общей площадью <данные изъяты>

Постановлением Администрации городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Постановление № 1339) Стародумову В.Н. утверждена схема расположения на кадастровом плане земельного участка по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> в кадастровом квартале , целевое использование - ведение личного подсобного хозяйства (т. 2 л.д. 6).

Заявление Стародумова В.Н. сторонами не представлено. НО в указанном Постановлении имеется на него ссылка с указанием даты поступления – ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ внесено изменение в постановление , исправлен номер кадастрового квартала: (т. 2 л.д. 7).

На основании этих постановлений Стародумов В.Н. получил кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 8-9) и предоставил его в Администрацию ГО Дегтярск вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему земельного участка по <адрес> в собственность и заключении с ним договора купли-продажи этого участка (т. 2 л.д. 10).

В марте 2013 года Стародумов В.Н. получил постановление Администрации городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления Администрации городского округа Дегтярск от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане Стародумова В.Н.» с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 11,12).

Постановление об утверждении Стародумову схемы на земельный участок по <адрес> является незаконным.

Этот земельный участок находится в границах города, что подтверждается сторонами и кадастровым паспортом (т.2 л.д.8).

Соответственно ссылка истца на статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой речь идет о полевых приусадебных земельных участках, необоснованна.

Предоставление за плату в собственность земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, предусматривающего жилищное строительство (приусадебного земельного участка) возможно при соблюдении условий, установленных статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

В данном случае эта норма закона при издании Постановления не была соблюдена.

Объявление о предоставлении земельных участков, в том числе и этого, опубликовано в газете «За большую Дегтярку» от ДД.ММ.ГГГГ без указания срока, в течение которого граждане могут обратиться в Администрацию ГО Дегтярск с заявлениями в отношении этого земельного участка (т.2 л.д.53). Постановление , вынесенное ДД.ММ.ГГГГ то есть спустя менее недели после опубликования сообщения, нарушило права неопределенного круга лиц подать заявки на этот земельный участок.

При отсутствии таких заявок у Администрации ГО Дегтярск в любом случае не возникло право на передачу земельного участка в собственность Стародумову В.Н. без проведения аукциона (торгов) в силу специфики назначения этого участка – под ЛПХ с возможностью ИЖС.

Постановление отменено законно. Оснований для признания Постановления <данные изъяты>, отменившего незаконное Постановление , не усматривается.

У истца не возникло ни в силу закона, ни в силу договора право приобретения земельного участка по <адрес> в собственность, минуя процедуру торгов (аукциона).

Доводы представителя Администрации ГО Дегтярск о том, что Стародумов не имел права обращения с заявлениями в отношении двух земельных участков суд не принимает, как не соответствующие действующему законодательству. Однако это не влияет на суть принятого судом решения.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Стародумову В.Н.в удовлетворении требований к Администрации ГО Дегтярск о признании незаконным бездействия, о признании незаконным Постановления, признании права на приобретение земельных участков, признании права собственности на земельные участки, в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через суд <адрес> в течение одного месяца с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись

Копия верна судья Н.Ю. Козловских

2-26/2014 (2-1082/2013;) ~ М-1006/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Стародумов Владимир Николаевич
Ответчики
Администрация городского округа Дегтярск
Другие
Управление Росреестра
Суд
Ревдинский городской суд Свердловской области
Судья
Козловских Наталья Юрьевна
Дело на сайте суда
revdinsky--svd.sudrf.ru
26.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.08.2013Передача материалов судье
26.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.10.2013Предварительное судебное заседание
11.11.2013Предварительное судебное заседание
04.12.2013Судебное заседание
15.01.2014Судебное заседание
30.01.2014Судебное заседание
07.02.2014Судебное заседание
12.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее