Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-92/2018 ~ М-3/2018 от 15.01.2018

Дело № 2-92/2018                    

        

Решение

Именем Российской Федерации

г. Шарыпово                                  05 июня 2018 года                                 

Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Корнева И.А.,

при секретаре судебного заседания Прохоренко Т.Ю.,

с участием представителя ответчика – Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5 – Дранишниковой К.Д., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Парнинской средней общеобразовательной школе № 5, Муниципальному казенному учреждению «Управление образования Шарыповского района», администрации Шарыповского района Красноярского края о возложении обязанности по исполнению пункта предписания /с от 30 ноября 2017 года,

Установил:

Процессуальный истец – территориальный отдел Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово обратился в суд с иском к МБОУ Парнинская СОШ № 5 о возложении обязанности по исполнению пункта предписания /с от 30 ноября 2017 года, мотивируя заявленные требования тем, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные в МБОУ «Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5», которые образовали объективную сторону административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, 05 июля 2017 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово было выдано предписание об устранении выявленных нарушений /с со сроком исполнения до 01 августа 2017 года. Ответственность за выполнение предписания возлагается на МБОУ Парнинская СОШ № 5 в лице руководителя. В ходе проведения внеплановой проверки обнаружено невыполнение в установленный срок п. 1 указанного предписания, в результате проведенной экспертизы установлено, что образец воды, отобранной из разводящей сети водопроводного крана моечной раковины на пищеблоке МБОУ Парнинская СОШ № 5, по исследованному санитарно-химическому показателю (жесткость) не соответствует требованиям п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». В ходе проведения очередной внеплановой проверки также обнаружено невыполнение в установленный срок п. 1 указанного предписания. Указанное нарушение п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 создает угрозу здоровью детей и персонала МБОУ Парнинская СОШ № 5, потребляющих данную воду, которая может привести к различным патологическим состояниям, к нарушению обменных процессов в организме. На момент предъявления искового заявления указанный пункт предписания не исполнен, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. При таких обстоятельствах процессуальный истец просит обязать МБОУ Парнинскую СОШ № 5 исполнить п. 1 предписания от 30 ноября 2017 года, выданного по результатам внеплановой проверки, в разводящей сети водопроводного крана МБОУ Парнинская СОШ № 5: обеспечить общеобразовательную организацию питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям (общая жесткость), в соответствии с требованиями п. 3.1, п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», срок исполнения – 01 августа 2018 года.

Определением Шарыповского районного суда от 13 марта 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Шарыповского района», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – ООО «Родник» (л.д. 128-129).

Определением суда от 10 апреля 2018 года в качестве соответчика к участию в деле привлечена администрация Шарыповского района Красноярского края, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков – администрация Парнинского сельсовета Шарыповского района Красноярского края (л.д. 148-149).

В судебное заседание процессуальный истец – Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю – явку своего представителя не обеспечил, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, представитель истца Кондратьева Н.Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ) просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя процессуального истца и высылке копии решения в его адрес (л.д. 152, 109-110).

Представитель ответчика: МБОУ «Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5» - Дранишникова К.Д., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 140), в судебном заседании пояснила, что ответчик признает, что исковые требования основаны на законе, однако, просит установить срок исполнения решения суда до 01 октября 2018 года, поскольку в настоящее время ведутся работы по заключению договора на установление станции очистки воды в школе. Исполнитель работ по договору работает по предоплате, которую возможно будет осуществить только после 11 июня 2018 года, после чего исполнитель и заказчик согласуют дату и будет осуществлена установка станции очистки воды. Ранее коммерческие предложения об установке станции очистки воды в школе рассматривались и от других исполнителей работ, однако, выбор свой ответчик остановил на ФИО12

Ответчики: Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Шарыповского района», администрация Шарыповского района Красноярского края в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 153, 155).

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков – ООО «Родник», администрация Парнинского сельсовета Шарыповского района Красноярского края, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, каких-либо отзывов, ходатайств не представили (л.д. 151, 155).

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей истца и третьих лиц.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

На основании статьи 51 Закона Российской Федерации «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно п. 13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предпринимателя и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять, в том числе требования санитарного законодательства.

На основании статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

П. 1 ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года № 24, введены в действие с 01 января 2002 года.

В соответствии с п. 1.1 указанных СанПиН 2.1.4.1074-01 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее - Санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения).

В силу п.п. 1.3, 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.

Как следует из п. 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01, качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.

Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства (п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01).

В соответствии с п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:

- обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение;

- содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения;

- содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (п. 3 ст. 67 ГПК РФ).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово ФИО13. 05 июля 2017 года в отношении МБОУ Парнинской средней общеобразовательной школы № 5 вынесено предписание /с, согласно которому МБОУ Парнинской СОШ № 5 было предписано устранить выявленные нарушения требований СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению систем горячего водоснабжения» в части обеспечения качества воды по показателю: жесткость. Срок исполнения: 01 августа 2017 года. Ответственность за выполнение предписания возложена на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Парнинскую СОШ № 5 в лице ее руководителя (л.д. 11-12).

Кроме того при проведении внеплановых проверок главным специалистом – экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово ФИО14 МБОУ Парнинская СОШ № 5 выданы предписания №/с от 28 августа 2017 года (срок исполнения: 01.11.2017), /с от 30 ноября 2017 года (срок исполнения: 01.08.2018), которые имеют аналогичные требования (л.д. 13-14, 15-16).

04 сентября 2017 года главным специалистом – экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Кондратьевым В.А. в отношении МБОУ Парнинской СОШ № 5 в лице ее руководителя – ФИО15. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, по факту невыполнения предписания /с от 05 июля 2017 года. Определением от 04.09.2017 начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора ФИО16 материалы дела об административном правонарушении с данным протоколом переданы на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка № 131 в Шарыповском районе (л.д. 18-21, 17).

14 декабря 2017 года главным специалистом – экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Кондратьевым В.А. в отношении МБОУ Парнинской СОШ № 5 в лице ее руководителя – ФИО17. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, по факту невыполнения предписания /с от 28 августа 2017 года. Определением от 14.12.2017 начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора Гнеденко Р.А. материалы дела об административном правонарушении с данным протоколом переданы на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка № 131 в Шарыповском районе (л.д. 73-76, 75).

Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово от 20 июля 2017 года МБОУ Парнинская СОШ № 5 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (л.д. 93-96).

Факт неисполнения указанных требований санитарного законодательства ответчиками не оспорен и подтверждается материалами проверок.

Сведений о том, что МБОУ Парнинской СОШ № 5 до возбуждения гражданского дела предпринимались меры к исполнению предписания /с от 30.11.2017 материалы гражданского дела не содержат. Кроме того, само по себе отсутствие финансирования/недостаточное финансирование не может являться уважительной причиной неисполнения предписания.

В материалах данного гражданского дела содержится письмо руководителя МКУ «Управление образования Шарыповского района» (исх. от 27.03.2018), согласно которому руководителям образовательных учреждений направлялся проект приложений к протоколу распределения районных денежных средств капитального, социально-значимого характеров на 2018 год (л.д. 142-143).

Согласно п. 1.6 Устава МБОУ Парнинской средней общеобразовательной школы № 5 учредителем указанной образовательной организации является муниципальное образование Шарыповский район Красноярского края. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя образовательной организации – МКУ «Управление образования Шарыповского района». Образовательная организация не несет ответственности по обязательства учредителя. Учредитель не несет ответственности по обязательствам образовательной организации (л.д. 55-67).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

На основании п. 6.9 Устава источником формирования финансовых ресурсов образовательной организации являются субсидии на иные цели, субсидии на выполнение муниципального задания.

При этом суд принимает во внимание, что согласно п. 6.3 Устава образовательная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая выполнение муниципального задания путем получения субсидий. Учредитель формирует и утверждает муниципальное задание для образовательной организации в соответствии с основными видами ее деятельности. Образовательная организация не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.

В соответствии с Уставом МКУ «Управление образования Шарыповского района» (п.п. 1.1, 1.6) Управление образования является некоммерческой организацией, созданной в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления Шарыповского района в области образования, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Красноярского края, нормативными правовыми актами муниципального образования Шарыповского района. Управление образования является главным распорядителем бюджетных средств (л.д. 118-126).

Обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций. Такая обязанность направлена на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предотвращение возникновения массовых инфекционных заболеваний (отравлений) среди детей учреждения, иных лиц, которые посещают помещения МБОУ Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5.

Невыполнение требований истца может стать причиной развития различных заболеваний у населения, в частности, у учащихся и сотрудников образовательного учреждения.

Отсутствие денежных средств, а также неполное финансирование не освобождает образовательное учреждение от соблюдения санитарных норм и правил, обеспечивающих гарантированное Конституцией Российской Федерации право неопределенного круга лиц, посещающих образовательное учреждение, на охрану здоровья. Бюджетное законодательство не исключает внесения изменений в бюджет муниципального образования в части внесения в него указанных расходов.

Установленный срок для устранения нарушений (до 01 августа 2018 года) суд находит достаточным и разумным, принимая во внимание, что завяленные процессуальным истцом требования содержатся в предписании /с от 30 ноября 2017 года, данное предписание было выдано директору МБОУ Парнинской СОШ № 5, на протяжении продолжительного периода времени оставалось без исполнения.

При этом, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования в части возложения обязанностей по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства на МКУ «Управление образования Шарыповского района» удовлетворению не подлежат, поскольку данное учреждение является лишь распорядителем бюджетных средств, финансирование же производится учредителем образовательной организации – муниципальным образованием «Шарыповский район Красноярского края» в лице администрации Шарыповского района Красноярского края. При этом возложение обязанности по исполнению предписания на администрацию Шарыповского района Красноярского края не отвечает требованиям законности и справедливости, поскольку данным органом местного самоуправления должно производиться лишь финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения, что ни в коем случае не подменяет собой понятие непосредственного исполнения предписания Управления Роспотребнадзора, в частности, обеспечения общеобразовательной организации питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

Предписание /с от 30 ноября 2017 года по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства (со сроками его исполнения) было вынесено в отношении МБОУ Парнинской СОШ № 5, ответственность за выполнение данного предписания была возложена именно на это юридическое лицо. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что данное предписание направлялось в администрацию Шарыповского района Красноярского края, МКУ «Управление образования Шарыповского района», в том числе для его исполнения в части финансирования мероприятий по исполнению данного предписания. Исковых требований о возложении обязанности на администрацию Шарыповского района, МКУ «Управление образования Шарыповского района» по обеспечению финансирования мероприятий по исполнению вышеуказанного предписания процессуальным истцом не заявлено.

При таких обстоятельствах, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит исковые требования о возложения обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в установленный срок, обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению лишь в отношении одного ответчика – МБОУ Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Парнинская средняя общеобразовательная школа № 5» обязанность исполнить п. 1 предписания главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово /с от 30 ноября 2017 года, а именно: обеспечить общеобразовательную организацию питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям (общая жесткость), в соответствии с требованиями п. 3.1, п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», в срок до 01 августа 2018 года.

В удовлетворении исковых требований к Муниципальному казенному учреждению «Управление образования Шарыповского района», администрации Шарыповского района Красноярского края отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения, то есть с 09 июня 2018 года.

Председательствующий                И.А. Корнев

2-92/2018 ~ М-3/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Территориальный отдел г. Шарыпово Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю
Ответчики
МКУ "Управление образования Шарыповского района"
МБОУ Парнинская СОШ № 5
Администрация Шарыповского района Красноярского края
Другие
ООО "Родник"
Администрация Парнинского сельсовета Шарыповского района
Суд
Шарыповский районный суд Красноярского края
Судья
Корнев И.А.
Дело на странице суда
sharray--krk.sudrf.ru
15.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2018Передача материалов судье
19.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2018Подготовка дела (собеседование)
05.02.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.03.2018Предварительное судебное заседание
13.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2018Судебное заседание
05.06.2018Судебное заседание
08.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2018Дело оформлено
09.04.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее