Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-495/2011 ~ М-432/2011 от 09.03.2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2011 года г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Шаховцева В.В.,

при секретаре Парамоновой Т.Н.,

с участием

представителя истцов Асташкиных П.А., Н.А. И В.П. по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ года Благовещенской Е.А.,

представителя ответчика - открытого акционерного общества «Тульский патронный завод» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года Фатеевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании № 2 Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело по иску Асташкиных Павла Анатольевича, Натальи Александровны и Виталия Павловича к открытому акционерному обществу «Тульский патронный завод», территориальному управлению Администрации города Тулы по Пролетарскому району, Администрации города Тулы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Асташкины Павел Анатольевич, Наталья Александровна и Виталий Павлович в лице представителя по доверенностям Благовещенской Е.А. обратились в суд с иском к открытому акционерному обществу «Тульский патронный завод» (далее по тексту - ОАО «ТПЗ»»), территориальному управлению Администрации города Тулы по Пролетарскому району, Администрации города Тулы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований сослались на то, что в 2009 году они (истцы) подали в ОАО «ТПЗ» заявление с просьбой передать в собственность в порядке приватизации две комнаты площадью 11, 5 кв.м (номер на п/п 6) и площадью 11, 5 кв.м. (номер на п/п 7) в квартире в доме по <адрес>

03 февраля 2010 года ОАО «ТПЗ» заключило договор передачи за , по которому указанное жилое помещение было передано в общую долевую собственность (по 1/3 доле каждому).

03 ноября 2010 года Управление Россрестра отказало Асташкиным в государственной регистрации права собственности на указанное жилое помещение в соответствии с абз. 9, 10 п. 1 ст. 20 Федерального Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Считая, что предусмотренное законом право на приватизацию занимаемого жилого помещения нарушено, просили суд:

- признать за Асташкиным Павлом Анатольевичем 1/3 долю в праве общей долевой собственности на две комнаты: площадью 11, 5 кв. м (номер на поэтажном плане 6), площадью 11, 5 кв. м. (номер на поэтажном плане 7) в квартире дома по <адрес> в порядке приватизации.

- признать за Асташкиной Натальей Александровной 1/3 долю в праве общей долевой собственности на две комнаты: площадью 11, 5 кв. м (номер на поэтажном плане 6), площадью 11, 5 кв. м. (номер на поэтажном плане 7) в квартире дома по <адрес> в порядке приватизации.

- признать за Асташкиным Виталием Павловичем 1/3 долю в праве общей долевой собственности на две комнаты: площадью 11, 5 кв. м (номер на поэтажном плане 6), площадью 11, 5 кв. м. (номер на поэтажном плане 7) в квартире дома по <адрес> в порядке приватизации.

В судебное заседание истцы Асташкины П.А., Н.А. и В.П. не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены; в письменном заявлении просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, но с участием представителя по доверенностям Благовещенской Е.А.

Представитель истцов Асташкиных П.А., Н.А. и В.П. по доверенностям Благовещенская Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд иск удовлетворить, дополнительно пояснив, что в ходе приватизации в 1993 году производственного объединения «Тульский патронный завод» в уставной капитал образуемого на тот период ОАО «Тульский патронный завод» включено здание общежития по вышеуказанному адресу, чем нарушены требования законодательства и созданы препятствия в реализации истцом права на приватизацию занимаемого жилого помещения. Асташкины право бесплатной приватизации в муниципальном жилом фонде г. Тулы не использовали.

Представитель ответчика - ОАО «Тульский патронный завод» по доверенности Фатеева Н.А. исковые требования признала полностью. О полном признании иска представителем ответчика ОАО «ТПЗ» по доверенности в судебном заседании было написано соответствующее заявление, в котором она указала, что заявление о признании исковых требований сделано ей добровольно, осознанно, без всяких условий. В силу ч. 1 ст. 173 ГПК РФ если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Судом представителю ответчика Фатеевой Н.А. было разъяснено, что согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Данные положения закона были понятны представителю ответчика, что так же отражено в её заявлении.

Представители ответчиков - Администрации города Тулы, территориального управления Администрации города Тулы по Пролетарскому району в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены, в письменном заявлении Администрация г. Тулы просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте разбирательства дела извещено; в письменном заявлении просило суд рассмотреть дело без ее участия.

Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ и учитывая мнение лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО10 представителей ответчиков - Администрации города Тулы, территориального управления Администрации города Тулы по Пролетарскому району, третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.

Выслушав пояснения представителя истцов по доверенностям Благовещенской Е.А., представителя ответчика - ОАО «Тульский патронный завод» по доверенности Фатеевой Н.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Приказу Министра оборонной промышленности СССР от 07.05.1990 года, постановлению Администрации Пролетарского района г. Тулы от 17.03.1992 года, ОАО «Тульский патронный завод» ранее являлся государственным предприятием, и жилой фонд, в том числе спорное жилое помещение, находился в его полном хозяйственном ведении, состоял на балансе предприятия и являлся ведомственным жилым фондом.

На основании Постановления Главы администрации Пролетарского района г. Тулы от 16.03.1993 года и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.06.1992 года «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» государственное предприятие «Тульский патронный завод» 18 октября 1993 года было преобразовано в открытое акционерное общество «Тульский патронный завод».

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (с 23 декабря 1992 года Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23.12.1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен был быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Правовая норма аналогичного содержания была закреплена и в статье 9 Закона РФ от 24.12.1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего в период акционирования производственного объединения «Тульский патронный завод».

В соответствии с законодательством Российской Федерации субъектами права хозяйственного ведения могут являться исключительно государственные и муниципальные унитарные предприятия, а субъектами права оперативного управления - казенные предприятия, а также учреждения в отношении закрепленного за ними имущества.

В соответствии с этим ОАО «Тульский патронный завод» жилищный фонд не может принадлежать на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Из содержания статьи 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», действовавшего в период акционирования производственного объединения «Тульский патронный завод», усматривается, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могли быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения с обязательным сохранением их профиля, за исключением объектов, указанных в перечне, в том числе и объектов жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений.

Объекты, указанные в перечне (до проведения процедуры разграничения собственности), были отнесены к федеральной (государственной) собственности и должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Таким образом, из содержания данного Указа Президента Российской Федерации следует, что жилищный фонд был исключен из состава объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих приватизации.

Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулировались пунктами 2, 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и приложением № 3 к данному постановлению.

В этих нормах, в частности, определено, что объекты государственной собственности (жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Оформление передачи этих объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Таким образом, указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Следовательно, при преобразовании государственного предприятия «Тульский патронный завод» в открытое акционерное общество жилой фонд, находившийся в хозяйственном ведении предприятия, не переходил в собственность акционерного общества, а должен был быть передан им в муниципальную собственность.

Согласно плану приватизации, утвержденному решением Территориального агентства ГКИ РФ по Тульской области от 11.10.1993 года, в перечень объектов, подлежащих приватизации, в нарушение действующего законодательства вошло здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>.

Включение данного объекта жилого фонда в состав приватизируемого имущества государственного предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 217 ГК РФ, статьи 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Статьей 217 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Согласно статье 18 этого же Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Постановлением администрации города Тулы от 21.05.2009 года с домовладения по <адрес> снят статус общежития.

09 июля 2009 года между Асташкиным П.А. и ОАО «Тульский патронный завод» заключен договор найма жилого помещения.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что поскольку предприятие Тульский патронный завод было государственным и имущество, в том числе жилой фонд, которым распоряжалось предприятие, являлось государственным, и при преобразовании государственного предприятия в акционерное общество жилой фонд не подлежал акционированию, не зарегистрирован на праве собственности за ОАО «Тульский патронный завод», а равно отсутствуют сведения о передаче жилых помещений дома в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» (передача по акту, являющемуся основанием для возникновения права муниципальной собственности), жилой фонд, в том числе и спорное жилое помещение, в настоящее время остался государственным.

Следовательно, несмотря на неисполнение ОАО «Тульский патронный завод» обязанностей по передаче указанного жилого фонда в муниципальную собственность, истцы в соответствии с действующим законодательством не могут быть лишены права на приватизацию, то есть бесплатную передачу им в собственность занимаемого жилого помещения; в противном случае будут нарушены их права, закрепленные в статьях 19, 35 Конституции РФ.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23.12.1992 года) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23.12.1992 года), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, гражданину может быть отказано в приватизации жилого помещения в доме предприятия, перешедшего из государственного в иную форму собственности только в том случае, если этот дом построен или приобретен на средства правопреемника, изменившего форму собственности государственного предприятия.

Исходя из смысла преамбулы и статей 1 и 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.

В соответствии со статьей 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда один раз.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.1998 года № 25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с запросами Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина В.А. Мостипанова» государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.

Обстоятельств, исключающих возможность признания права собственности в порядке приватизации, в рамках рассмотрения данного дела судом не установлено. Отсутствуют и какие-либо особенности правового режима квартиры, препятствующие ее приватизации.

С учетом установленных в ходе разбирательства обстоятельств, а также принимая во внимание, что истцы имеют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения, пользуются жилым помещением на законном основании и в соответствии с их назначением, суд приходит к выводу, что в силу закона у истцов имеется право на приватизацию спорного жилого помещения.

Отсутствие регистрации права муниципальной собственности в Едином государственном реестре регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не может служить препятствием для признания за гражданином права собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение.

Суд, изучив письменные документы, приходит к выводу, что признание представителем ответчика по доверенности Фатеевой Н.А. исковых требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, право на признание иск предоставлено выданной ей доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, суд принимает признание иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 195 -198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое требование Асташкиных Павла Анатольевича, Натальи Александровны и Виталия Павловича к открытому акционерному обществу «Тульский патронный завод», территориальному управлению Администрации города Тулы по Пролетарскому району, Администрации города Тулы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Асташкиным Павлом Анатольевичем 1/3 долю в праве общей долевой собственности на две комнаты: площадью 11, 5 кв. м (номер на поэтажном плане 6), площадью 11, 5 кв. м. (номер на поэтажном плане 7) в квартире дома по <адрес> в порядке приватизации.

Признать за Асташкиной Натальей Александровной 1/3 долю в праве общей долевой собственности на две комнаты: площадью 11, 5 кв. м (номер на поэтажном плане 6), площадью 11, 5 кв. м. (номер на поэтажном плане 7) в квартире дома по <адрес> в порядке приватизации.

Признать за Асташкиным Виталием Павловичем 1/3 долю в праве общей долевой собственности на две комнаты: площадью 11, 5 кв. м (номер на поэтажном плане 6), площадью 11, 5 кв. м. (номер на поэтажном плане 7) в квартире дома по <адрес> в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение десяти дней.

Председательствующий

2-495/2011 ~ М-432/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Асташкин Виталий Павлович
Асташкина Наталья Александровна
Асташкин Павел Анатольевич
Ответчики
ТУ администрации г. Тулы по Пролетарскому району
администрация г. Тулы
ОАО "ТПЗ"
Другие
Управление Росреестра по ТО
Суд
Пролетарский районный суд г.Тулы
Судья
Шаховцев Вадим Владимирович
Дело на сайте суда
proletarsky--tula.sudrf.ru
09.03.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2011Передача материалов судье
11.03.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.03.2011Предварительное судебное заседание
12.04.2011Предварительное судебное заседание
12.04.2011Судебное заседание
15.04.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее