Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Братск 05 мая 2015 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Литвинцевой Е.М.,
при секретаре Высоких О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда гражданское дело № 2-629/2015 по иску Бахтиновой Надежды Михайловны к муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению детский сад «Малышка» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Бахтинова Н.М. обратилась в Братский районный суд с иском к муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению детский сад «Малышка» (далее по тексту – МКДОУ детский сад «Малышка») о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 в сумме 18043,83 руб.
В обоснование исковых требований истец указала, что она работает в МКДОУ детский сад «Малышка» в должности <данные изъяты>, кроме оклада по должности, ей установлены надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (50%) и районный коэффициент (40%).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 01.01.2015 установлен в размере 5965 рублей.
Согласно ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Статьей 316 ТК РФ определен порядок установления размеров районных коэффициентов к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Братский район Иркутской области является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.
В соответствии с вышеприведенными требованиями законодательства, размер начисленной работодателем заработной платы истца, если ею в спорный период отработана полностью норма рабочего времени по одной полной ставке в месяц, не может быть менее 11333,50 руб. – гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий – районного коэффициента (40%) и процентной (северной) надбавки – максимально 50%.
Согласно расчету истца, сумма задолженности по заработной плате за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 составляет 18043,83 руб., которую просила взыскать с ответчика в ее пользу.
Истец Бахтинова Н.М. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела. В исковом заявлении содержится просьба истца о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика МКДОУ детский сад «Малышка» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика – Администрации Муниципального образования «Братский район» Осяк О.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения на исковое заявление, в которых просила рассмотреть дело в ее отсутствие, а также просила в удовлетворении исковых требований Бахтиновой Н.М. отказать по следующим основаниям.
Статьей 129 ТК РФ определено понятие заработной платы. Заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с приведенной нормой в заработную плату истца включены: вознаграждение за труд (оклад по тарифной ставке), стимулирующие и компенсационные выплаты. Таким образом, месячная заработная плата истца в спорный период не противоречит требованиям ч. 3 ст. 133 ТК РФ, то есть при полностью отработанной норме рабочего времени, заработная плата должна составлять не ниже минимального размера оплаты труда, который с 01.01.2015 составляет 5965 рублей.
Расчет, представленный истцом, путем начисления на минимальный размер оплаты труда северных надбавок и районного коэффициента, не основан на законе, что повлекло отождествлению таких понятий, как минимальный размер оплаты труда и тарифная ставка (оклад). Статьями 129, 133, 133.1 ТК РФ определено, что ниже минимального размера оплаты труда не может быть именно заработная плата, а не тарифная ставка (оклад).
Из смысла статей 129, 133 ТК РФ (в редакции, действовавшей после 06.10.2006) следует, что законодатель приравнял понятия «размер тарифных ставок (окладов)» и «минимальный размер оплаты труда», установив, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. С 01.09.2007 данная норма утратила силу.
По мнению представителя третьего лица с 01.09.2007 органы власти освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и минимального размера оплаты труда. При этом размеры тарифных ставок, окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда, в связи с чем, ответчик выплачивает заработную плату истцу в полном объеме в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд, изучив доводы искового заявления, возражения представителя третьего лица, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01 января 2015 года установлен в размере 5965 рублей в месяц.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд приходит к выводу, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом, согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Статья 146 ТК РФ определяет, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Братский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Предельный размер повышения районного коэффициента к заработной плате работников муниципальных учреждений в области, устанавливаемого входящими в состав области муниципальными образованиями, для Братского района составляет 1,4 (статьи 2 и 3 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 123-оз «О размерах районного коэффициента к заработной плате работников государственных органов Иркутской области, государственных учреждений Иркутской области и предельном размере повышения районного коэффициента к заработной плате работников органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, муниципальных учреждений в Иркутской области»).
Из представленных материалов дела следует, что муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышка» является действующим юридическим лицом, находится по адресу: Иркутская область, Братский район, ..., что подтверждается копиями Устава учреждения, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о государственной регистрации.
В соответствии с разделом 2 Устава собственником имущества МКДОУ детский сад «Малышка» является муниципальное образование «Братский район». Полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Администрация муниципального образования «Братский район».
Судом установлено, что Бахтинова Н.М. работает в МКДОУ детский сад «Малышка» с **.**.**** по настоящее время в должности <данные изъяты>. Кроме оклада по должности ей установлены надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (50%) и районный коэффициент (40%), что подтверждается копиями трудового договора, приказа о приеме на работу, расчетными листками, справкой о размере заработной платы и никем не оспаривается.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика в ее пользу недоначисленной заработной платы за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 с учетом отработанного времени в размере 18043,83 руб., суд приходит к следующему.
Из представленной справки о размере заработной платы Бахтиновой Н.М. за спорный период, выданной работодателем, усматривается, что механизм исчисления заработной платы истца, как работника, трудовая деятельность которого осуществляется в районе с особыми климатическими условиями, примененный работодателем, противоречит требованиям закона, гарантирующего повышение оплаты труда работников организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку работодателем в минимальный размер заработной платы истца, помимо оклада и стимулирующей надбавки, включены районный коэффициент (40 %) и процентная надбавка к заработной плате за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (50%).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что размер заработной платы истца, если ею отработана полностью месячная норма рабочего времени по одной полной ставке, не может быть менее 11333,50 руб. – гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий – районного коэффициента и процентной (северной надбавки) из расчета: МРОТ (5965 руб.) + районный коэффициент (40%) + северная надбавка (50%).
Таким образом, расчет суммы недоначисленной Бахтиновой Н.М. заработной платы за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 должен быть следующим:
Как следует из финансовой справки, в январе 2015 года Бахтинова Н.М. при норме рабочего времени 108 часов отработала 192 часа, работодателем ей должна быть начислена заработная плата в размере не менее 20148,44 руб. (11333,50 : 108 х 192). Фактически истцу начислено 15551,12 руб.
Следовательно, задолженность ответчика перед истцом за январь 2015 года составляет: 20148,44 – 15551,12 = 4597,32 руб.
Как следует из финансовой справки, в феврале 2015 года Бахтинова Н.М. при норме рабочего времени 136,8 часа отработала 162 часа, работодателем ей должна быть начислена заработная плата в размере не менее 13421,25 руб. (11333,50 : 136,8 х 162). Фактически истцу начислено 8221,89 руб.
Следовательно, задолженность ответчика перед истцом за февраль 2015 года составляет: 13421,25 – 8221,89 = 5199,36 руб.
Как следует из финансовой справки, в марте 2015 года Бахтинова Н.М. при норме рабочего времени 151,2 часа отработала 162 часа, работодателем ей должна быть начислена заработная плата в размере не менее 12143,04 руб. (11333,50 : 151,2 х 162). Фактически истцу начислено 7651,72 руб.
Следовательно, задолженность ответчика перед истцом за март 2015 года составляет: 12143,04 – 7651,72 = 4491,32 руб.
Таким образом, задолженность ответчика перед истцом за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 составляет 14288 руб. (4597,32+ 5199,36 + 4491,32), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. В удовлетворении исковых требований Бахтиновой Н.М. о взыскании недоначисленной заработной платы в сумме 3755,83 руб. надлежит отказать.
В соответствии со статьей 393 Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, с ответчика МКДОУ детский сад «Малышка» подлежит взысканию в местный бюджет госпошлина в размере 571,52 руб., исчисленная в соответствии с требованиями пп.1 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бахтиновой Надежды Михайловны удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малышка» в пользу Бахтиновой Надежды Михайловны недоначисленную заработную плату за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 в размере 14288 (четырнадцать тысяч двести восемьдесят восемь) рублей.
В удовлетворении исковых требований Бахтиновой Надежды Михайловны о взыскании недоначисленной заработной платы в размере 3755 рублей 83 копейки – отказать.
Взыскать с муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малышка» в местный бюджет государственную пошлину в размере 571 (пятьсот семьдесят один) рубль 52 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.М. Литвинцева