Дело № 2-8595/11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
*** года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Никитина В.Г.,
при секретаре Пятковой И.Е.,
с участием истца Степанова А.В., его представителя Буяр Г.М., представителя Главного управления МЧС России по Амурской области Шулевой Т.Б., представителя государственного учреждения «2 отряд ФПС по Амурской области» Грудецкого Б.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова Анатолия Владимировича к Главному управлению МЧС России по Амурской области, ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконным решения Главного управления МЧС России по Амурской области об отказе в включении в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья, устранении допущенного нарушения путем включения в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья, возложении на Главное управление МЧС России по Амурской области обязанности направить в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» документы по включению Степанова А.В. в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
Турлов А.В. обратился в суд с данным исковым заявлением, в обоснование указав, что с *** по *** он проходил службу в государственном учреждении «*** отряд УГПС УВД Амурской области», с *** по *** в государственном учреждении «Отряд №4 ГПС МЧС России по Амурской области». В соответствии с приказом *** Отряда №4 ГПС МЧС России по Амурской области *** года истец был уволен со службы по пункту «е» статьи 58 (по сокращению штатов). В настоящее время истец вместе с семьей проживает в квартире двухквартирного деревянного жилого дома. В соседней квартире произошел пожар, в результате чего указанный жилой дом находится в аварийном состоянии. С *** года истец состоит в очереди на получение жилья. Истцом был собран необходимый пакет документов для включения его и членов семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на *** - *** годы. Согласно выписки из протокола от *** заседания жилищной комиссии ГУ «2 отряд ФПС по Амурской области» Степанов А.В. и члены его семьи были включены в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на *** - *** годы в соответствии с п. 5 и п. 10 Правил выпуска и реализации ГЖС, утвержденных Постановлением Правительства РФ *** от *** Между тем, решение жилищной комиссии ГУ «2 отряда ФПС по Амурской области» от *** реализовано не было, в связи с отказом начальника Главного управления МЧС России по Амурской области изложенного в письме от ***. Из содержания данного отказа следует, что участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на *** - *** годы в соответствии с п. 5 и п. 10 Правил выпуска и реализации ГЖС, утвержденных Постановлением Правительства РФ *** от ***, могут сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти. Поскольку истец на момент увольнения содержался за счет областного бюджета, то на участие в данной подпрограмме он права не имеет.
В *** года истцу стало известно, что решение начальника Главного управления МЧС России по Амурской области НВ является не соответствующим действующему законодательству РФ, поскольку сослуживцы истца из других отрядов МЧС России по Амурской области и уволенные с истцом в одно и то же время уже получили жилье по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на *** - *** годы. Так, в *** года истцу стало известно, что Благовещенский городской суд *** рассмотрев гражданское дело *** по иску Шепетько Г.В., Кривко А.Н., Лапшина К.А. к ГУ МЧС России по Амурской области об оспаривании отказов включить в списки кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов решил исковые требования Лапшина К.А. и Шепетько Г.В. удовлетворить и признать незаконным отказ ГУ МЧС России по Амурской области включить истцов в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Суд, разрешая спор, пришел к обоснованному выводу, что статьей 154 ФЗ от *** г. *** ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», установлено, что для лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, проходящих службу в территориальных и объектовых подразделениях Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с органами государственной власти субъектов РФ, установлен переходный период *** - *** годов, в течение которого законодателем регламентировано сохранение всех гарантий правовой и социальной защиты, установленных законодательством РФ для лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы, к которым так же относятся право на получение жилищного сертификата, то есть лица, уволенные *** со службы финансируемой из областного бюджета по установленным законом основаниям, как и сотрудники федеральной противопожарной службы, имеют право на участие в программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на *** - *** годы» при наличии необходимого срока службы, финансируемой за счет средств федерального бюджета.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу является расходным обязательством Российской Федерации. Полагает, что временное изменение порядка финансирования не может являться основанием для лишения сотрудников права на получение государственного жилищного сертификата, поскольку лишение истца права на получение ГЖС которое он приобрел до начала вышеуказанных мероприятий ставит истца в неравное положение с другими лицами, не попавшими под организационно-штатные мероприятия и противоречит положениям п. 1 ст. 153 Федерального закона *** от ***.
Общая выслуга лет истца в Свободненском отряде УГПС в период, когда финансирование его деятельности осуществлялось из федерального бюджета с учетом военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации составила 12 лет 1 месяц и 9 дней.
По мнению истца, при наличии выслуги в *** отряде УГПС в период, когда финансирование его деятельности осуществлялось из федерального бюджета с учетом военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации более 10 лет и увольнения по организационно-штатным мероприятиям, он вправе участвовать в подпрограмме «Жилище» на ***-***. и получить государственный жилищный сертификат.
Кроме того, считает, что необоснованный отказ Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Амурской области в выделении государственного жилищного сертификата привел к несоразмерному ограничению конституционного права истца на получение жилья.
В связи с изложенным просит суд признать действия Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Амурской области в отказе о включении Степанова А.В. в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения с учетом членов семьи в избранном после увольнения месте жительства незаконным; обязать Главное управление МЧС России по Амурской области включить истца в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства.
В ходе судебного разбирательства от *** представителем истца подано заявление о дополнении исковых требований, в котором истец просит суд обязать ГУ МЧС России по Амурской области в соответствии с п. 11 Приказа МЧС РФ от *** *** и пунктами 1, 6 Приказа МЧС РФ от *** *** направить в ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы по включению Степанова А.В. кандидатом на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнении месте жительства.
Определением Благовещенского городского суда от *** к производству суда принято заявление об уточнении требований, в котором истец просит суд обязать ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий включить Степанова А.В. в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства.
В судебном заседании истец Степанова А.В., его представитель Буяр Г.М. настаивали на уточненных исковых требованиях, поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ГУ МЧС России по Амурской области Шулева Т.Б. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, суду пояснила, что истцом пропущен, установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок на обжалование решения ГУ МЧС России по Амурской области. Кроме того, считает, что прежде чем говорить о правомерности оспариваемого отказа ГУ МЧС России по Амурской области, необходимо рассмотреть законность признания Степанова А.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий жилищной комиссией ГУ «2 Отряд ФПС по Амурской области». Истец проходил службу с *** по *** в ГУ «*** отряд УГПС УВД Амурской области». *** Степанов А.В. зарегистрировал брак со ЕВ. *** в браке был приобретен дом, расположенный по адресу: *** общей площадью 47,7 кв.м. Договор купли - продажи был оформлен на супругу истца. Согласно ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака является совместной собственностью супругов. Таким образом, истец с *** являлся собственником квартиры. Исходя из вышесказанного, Степанов А.В. на момент увольнения *** являлся собственником жилья и не мог быть отнесен к категории граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательствам» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы», утвержденных Правительством РФ от *** ***. Согласно п.5 Правил выпуска и реализации ГЖС, право на получение сертификата имеют сотрудники, подлежащие увольнению со службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. В материалах учетного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт признания его дома аварийным. Соответственно, при решение вопроса о включении Степанова А.В. в список нуждающихся на улучшение жилищных условий жилищной комиссии ГУ «2 отряд ФПС по Амурской области» необходимо было выяснить обеспеченность истца жилым помещением. Жилищная комиссия 2 Отряда по проверке жилищных условий не является уполномоченным органом по принятию решений о признании жилых помещений аварийными, следовательно, отсутствуют и законные основания для постановки истца на учет в *** году в качестве нуждающегося в получении жилья. Таким образом, Степанов был включен в состав участников Подпрограммы Жилищной комиссией 2 Отряда неправомерно. Просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ГУ «2 отряд ФПС по Амурской области» Грудецкий Б.Г. поддержал исковые требования.
В судебное заседание также не явился представитель ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. В письменном отзыве Учреждения указано следующее. В соответствии с Приказом МЧС России от *** *** с *** на ФГУ «Госэкспертиза МЧС России» возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований. До *** учет нуждающихся в жилых помещениях велся жилищными комиссиями территориальных органов МЧС России, спасательных воинских формирований МЧС России. В соответствии с Уставом федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утв. Приказом МЧС России от ***. *** к числу функций Учреждения отнесены: постановка на учет и ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательских воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России, признанных нуждающимися в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке; обеспечение распределения жилых помещений между перечисленными выше лицами, нуждающимися в жилых помещениях и состоящими на учете в системе МЧС России; ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательских воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей, а также служебными жилыми помещениями. Ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательских воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы ГПС, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных: формирований МЧС России, признанных нуждающимися в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке, осуществляется Учреждением на основании учетных дел, переданных Дальневосточным региональным центром МЧС России. Постановка на учет указанных лиц осуществляется ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» на основании личного обращения с заявлением о постановке на учет с предоставлением установленного перечня документов. ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» не является правопреемником ГУ МЧС России по Амурской области в отношении деятельности жилищных комиссий, является самостоятельным учреждением в решении вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований. Учетное дело Степанова А.В. в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» не поступало, с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы Степанов А.В. не обращался. Соответственно от имени ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» никакого отказа включить истца в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства осуществлено не было. Таким образом, по мнению Федерального казенного учреждения «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» права Степанова А.В. как лица, желающего вступить в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы нарушены не были, поскольку истец не обращался в указанное учреждение с заявлением, от ГУ МЧС России по Амурской области учетное дело Степанова А.В. также не поступало. В связи с вышеизложенным, просили суд отказать истцу в удовлетворении требований, заявленных к ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».
Суд определил в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в частности, послужного списка Степанова А.В. ***, справки ГУ «2 отряд ФПС по Амурской области» от *** ***, что с *** по *** Степанов А.В. являлся *** «*** отряд УГПС УВД Амурской области»; с *** по *** работал *** «*** отряд УГПС УВД Амурской области»; *** по *** - проходил службу в должности *** *** отряда УГПС УВД Амурской области; с *** по *** проходил службу в должности *** *** ГПС МЧС Россия Амурской области.
*** Степанов А.В. уволен по пункту «е» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению штатов). Общая выслуга лет в календарном исчислении составляет 14 лет 00 месяцев 11 дней.
Согласно выписки из протокола *** от ***, Степанов А.В. был постановлен в очередь на улучшение жилищных условий.
Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии ГУ «2 отряд ФПС по Амурской области» от *** *** усматривается, что Степанов А.В. составом семьи 4 человека включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечении жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством « федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы в соответствии с п. 5 и п. 10 Правил выпуска и реализации ГЖС, утвержденных Постановлением правительства *** от ***
Судом также установлено, что *** Степанов А.В. обратился к начальнику ГУ МЧС России по Амурской области с рапортом о включении в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на ***-*** годы.
*** истец обратился к начальнику ГУ МЧС России по Амурской области с рапортом, в котором просил выдать ему государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения.
Письмом начальника ГУ МЧС России по Амурской области *** от *** истцу было отказано в участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** гг.», поскольку на момент увольнения Степанов А.В. содержался за счет областного бюджета.
Не согласившись с данным решением, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исходя из статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Между тем, как следует из материалов дела Степанов А.В. обратился с иском в суд в *** года, полагая, что решением Главного управления МЧС России по Амурской области от *** нарушено его право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья. Поскольку рассматриваемый вопрос непосредственно связан с правом Степанова А.В. на жилище, который не может рассматриваться исключительно в рамках публичных правоотношений, суд полагает необходимым руководствоваться общим сроком исковой давности, предусмотренным статьей 196 ГК РФ. На момент обращения истца в суд трехлетний срок исковой давности не истек.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд считает необходимым проверить решение Главного управления МЧС России по Амурской области от *** об отказе в включении Степанова А.В. в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства на предмет его законности и обоснованности, и приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на ***-*** годы, которая включена в состав федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от *** ***.
Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 2 названного постановления установлено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Таким образом, государственный жилищный сертификат является документом, подтверждающим право гражданина на получение средств для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу пятому подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Для включения в список для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов обязаны представить наряду с другими документами справку об общей продолжительности военной службы (службы), (п. 19 «а»).
Пунктом 10 Правил установлено, что в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Судом установлено, что финансовое обеспечение ГУ «Свободненский отряд УГПС УВД Амурской области», где проходил службу Степанов А.В. с *** по ***, осуществлялось за счет средств федерального бюджета. В дальнейшем ГУ «*** отряд УГПС УВД Амурской области» был переименован в ГУ «Отряд № 4 ГПС МЧС России Амурской области», которое финансировалось за счет средств областного бюджета. Данные обстоятельства подтверждаются справкой ГУ «2 отряд ФПС по Амурской области» от *** ***.
Федеральным законом от *** *** в Федеральный закон от *** *** «О пожарной безопасности» были внесены изменения. Предусмотрено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В этой связи с *** финансовое обеспечение ГУ «Свободненский отряд УГПС УВД Амурской области», в дальнейшем переименованного в ГУ «Отряд № 4 ГПС МЧС России Амурской области» осуществлялось за счет средств областного бюджета, в том числе субсидий на эти цели местным бюджетам, и в ***. - межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату в соответствии с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от *** ***).
В целях исполнения возложенных полномочий были приняты Закон Амурской области от *** *** «О пожарной безопасности», постановление губернатора области от *** *** «О численности подразделений противопожарной службы и управлений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, городских округов». Пожарная часть была включена в перечень подразделений, финансируемых за счет средств областного бюджета.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ГУ «*** отряд УГПС УВД Амурской области», в дальнейшем переименованный в ГУ «Отряд № 4 ГПС МЧС России Амурской области», в период с *** по *** финансировалось за счет средств областного бюджета, следовательно, на момент увольнения истца (***) из указанного учреждения, Степанов А.В. содержался за счет средств областного бюджета.
Между тем, суд считает необходимым отметить следующее.
В целях обеспечения мероприятий по разграничению полномочий в области пожарной безопасности в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от *** года *** «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. ст. 14, 15, 16 ФЗ от *** *** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.ст.10, 16 и 18 ФЗ от *** *** «О пожарной безопасности» в ст. 154 ФЗ от *** *** предусмотрено, что увольнение лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, принятых на службу в территориальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляется поэтапно в течение 2005 - 2008 годов по истечении срока контракта о службе или достижении предельного возраста нахождения на службе при наличии выслуги лет, дающей право на пенсию, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В этой же статье, устанавливающей, что финансирование деятельности территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, в составе которых проходят службу лица рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, осуществляется из соответствующих бюджетов, указано, что на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, проходящих службу в территориальных и объектовых подразделениях Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, распространяются положения, регламентирующие прохождение службы лицами рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы, а также гарантии правовой и социальной защиты, установленные законодательством Российской Федерации для лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы.
Указом Президента РФ от *** *** «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений», установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных с указанной службы, а так же членов их семей является выпуск и погашение государственного жилищного сертификата.
Таким образом, предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья (жилищных сертификатов) является гарантией социальной защиты, установленной законодательством РФ для лиц рядового и начальствующего состава. Поскольку ст. 154 ФЗ от *** *** для лиц, к которым относится истец, установлен переходный период *** - *** годов, в течение которого законодателем регламентировано сохранение всех гарантий правовой и социальной защиты, установленных законодательством РФ для лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы, к которым так же относятся право на получение жилищного сертификата, истец, уволенный *** со службы финансируемой из областного бюджета по установленным законом основаниям, как и сотрудники федеральной противопожарной службы, имеют право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы» при наличии необходимого срока службы, финансируемой за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, истец в судебном заседании пояснил, что при переводе с должности, финансируемой за счет федерального бюджета на должность, финансируемую за счет средств бюджета субъекта РФ, ему были даны разъяснения о том, что содержание за счет областного бюджета не скажется на его статусе и социальных гарантиях.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент перевода истца на службу, финансируемую за счет областного бюджета, стаж службы Степанова А.В. в органах внутренних дел, финансируемых из средств федерального бюджета составил более 10 лет (данное обстоятельство участвующими в деле лицами не оспаривалось), что свидетельствует о возникновении у истца в указанный период права на получение государственного жилищного сертификата.
Согласно ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Право на получение государственного жилищного сертификата было реализовано Степановым А.В. после увольнения со службы в *** году, что не противоречит нормам действующего законодательства.
Между тем, суд не принимает во внимание доводы представителя Главного управления МЧС России по Амурской области о том, что Степанов А.В. неправомерно был признан жилищной комиссией ГУ «2 отряд ФПС по Амурской области» нуждающимся в жилом помещении, поскольку в оспариваемом решении от *** указанное обстоятельство не было указано в качестве мотива его принятия. Следовательно, обсуждение этого обстоятельства судом также выходит за пределы оспариваемого решения органа государственной власти.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые истцом решение Главного управления МЧС России по Амурской области от *** принято лишь с учетом возможности получения истцом государственного жилищного сертификата на момент увольнения в *** году, без учета установленных судом обстоятельств возникновения права на получение данного сертификата. В этой связи решение Главного управления МЧС России по Амурской области от *** об отказе в включении Степанова А.В. в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства, следует признать незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании п. 1 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от *** *** «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» с *** на ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложена функция уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований.
Пунктом 6 названного приказа постановлено начальникам территориальных органов МЧС России, командирам спасательных воинских формирований МЧС России, руководителям учреждений и организаций центрального подчинения, секретарю жилищной комиссии МЧС России до *** передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях Госэкспертизе МЧС России и ее филиалам по территориальной принадлежности.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от *** ***-р «О создании федеральных казенных учреждений» было создано федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» путем изменения типа федерального государственного учреждения «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пунктом 2 указанного распоряжения определено, что федеральные казенные учреждения, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения, создаются с сохранением основных целей деятельности и предельной штатной численности.
В соответствии с Уставом ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», утвержденным приказом МЧС России от *** ***, Учреждение осуществляет на основе заданий МЧС России за счет средств федерального бюджета постановку на учет и ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России, признанных нуждающимися в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке; ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.
Суд принимает во внимание, что Степанову А.В. было отказано в включении в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства лишь по тому основанию, что на момент увольнения он содержался за счет областного бюджета. При этом, соответствие иным требованиям, предъявляемым к кандидатам на получение государственных жилищных сертификатов Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы» ГУ МЧС России по Амурской области не выяснялось.
Из анализа п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», следует, что суд, признавая действия должностного лица, органа местного самоуправления незаконными, не вправе, определяя способ восстановления нарушенного права, предрешать решение данного органа власти в случае повторного рассмотрения им заявления по спорному вопросу.
Поскольку решение Главного управления МЧС России по Амурской области от *** признано судом незаконным, в порядке устранения допущенного нарушения, суд считает необходимым возложить на Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России») обязанность повторно рассмотреть вопрос о выдаче Степанова А.В. государственного жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства.
В этой связи в удовлетворении заявленных Степановым А.В. требований о возложении на Главное управление МЧС России по Амурской области обязанности по включению истца в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Степанова Анатолия Владимировича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Главного управления МЧС России по Амурской области от *** об отказе в включении Степанова Анатолия Владимировича в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства.
Обязать ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» повторно рассмотреть вопрос о выдаче Степанову Анатолию Владимировичу государственного жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано до *** в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, а после *** - в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ***.
Председательствующий Никитин В.Г.