Дело № 2-180/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2015 года ***
Благовещенский городской суд *** в составе председательствующего судьи Горбаконенко А.В., при секретаре Шеровой А.С., с участием представителя Администрации *** – Представитель1, а также представителя З.- Представитель2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации *** к З. о сносе самовольной постройки, а также встречное исковое заявления З. к Администрации *** о признании права собственности на объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Администрация *** обратилась в суд с исковым заявлением, в обоснование указав, что *** специалистом управления архитектуры и градостроительства администрации *** было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: ***, осуществляется строительство объекта капитального строительства.
Администрация *** считает, что возводимый объект является самовольной постройкой и подлежит сносу по следующим основаниям.
Объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ***, возводится ответчиком без получения разрешения на строительство.
Таким образом, самовольное строительство на указанном земельном участке по адресу: *** нарушает предусмотренное пунктом 5 части 3 статьи 8 ГрК РФ, пунктом 18 части 1 статьи 33 Устава муниципального образования ***, право администрации *** на осуществление полномочий в области градостроительной деятельности и дает основание считать возводимый ответчиком объект недвижимости самовольной постройкой в силу части 1 статьи 222 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Просит обязать З. снести самовольную постройку - объект недвижимого имущества, расположенный в *** квартале *** на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***.
В судебном заседании представитель Администрации *** настаивал на заявленных требованиях, возражал против требований встречного иска З. о признании права собственности на самовольно возведенный объект недвижимого имущества, привел доводы, аналогичные, изложенным в первоначальном иске, дополнительно указав, что спорный объект расположен в зоне *** – зоне среднеэтажной многоквартирной жилой застройки до *** этажей, которая согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования *** не предусматривает строительство индивидуальных жилых домов ни в качестве основного, ни в качестве условно-разрешенного вида использования земельного участка. Из заключения эксперта следует, что имеются несоответствия по противопожарным расстояниям по отношению к объектам, расположенным на смежных земельных участках. После введения в действие Правил землепользования и застройки муниципального образования ***, новые объекты недвижимого имущества должны возводиться в соответствии с градостроительным регламентом.
Ответчик З., не согласившись с заявленными требованиями, предъявил встречное исковое заявление о признании права собственности на самовольно возведенный объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: ***. В обоснование заявленного требования указал, что *** им приобретены в собственность: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилье, общая площадь *** кв. м, адрес (местонахождения) объекта: ***; жилой дом, состоящий из *** комнат, назначение: жилое, *** - этажный, общая площадь *** кв. м., инв. №***, лит*** адрес (местонахождения) объекта: ***, ***
Согласно правоустанавливающим документам продавца земельного участка, а именно постановления мэра *** *** от *** и договора купли-продажи земельного участка *** от *** г., заключенного между ТретьеЛицо1 и комитетом по управлению имуществом муниципального образования ***, продавец обязуется передать в собственность земельный участок из категории земель населенных пунктов, для индивидуального жилья; продавец обязуется передать по акту приема-передачи земельный участок свободный от любых имущественных прав и претензий третьих лиц, о которых в момент заключения договора продавец не мог не знать.
*** представитель истца обратился к главе администрации *** ТретьеЛицо2 с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа с целью строительства индивидуального жилого дома, вхд. №*** от *** г.
*** был получен градостроительный план земельного участка №***, с отсутствием на чертеже градостроительного плана допустимого места размещения объекта капитального строительства (индивидуального жилого дома) и указанием в п. 2.2 «Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке»: назначение объекта капитального строительства - индивидуальный жилой дом (данный вид разрешенного использования не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны ***).
*** представитель истца обратился к главе администрации *** с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ***, вхд. *** от *** г.
*** на заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома представителем истца был получен отказ в выдаче З. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по *** в квартале ***.
В *** году З. построил ***этажный жилой дом общей площадью *** кв. м по адресу: ***, на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности.
*** жилой дом поставлен на кадастровый учет, жилому дому присвоен кадастровый номер ***.
*** на жилой дом зарегистрировано право собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ***.
При наличии государственной регистрации права собственности объект не может быть признан самовольной постройкой, что вытекает из смысла ст. 222 ГК РФ.
Истец со своей супругой вложили в строительство жилого дома денежные средства, полученные за счет дотаций ***, в связи с частично утраченным имуществом вследствие ЧС, а также кредитные денежные средства в размере ***. Истец является инвалидом с детства.
В судебном заседании представитель З. с требованиями иска администрации *** не согласился, настаивал на удовлетворении встречных требований, привел доводы, изложенные во встречном иске, дополнительно указав, что З. является инвалидом с детства и, согласно пункта 17 постановления Правительства РФ от *** *** «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющих детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Истец по встречному иску не воспользовался своим правом и не обращался в органы местного самоуправления за выдачей ему земельного участка под ИЖС, а самостоятельно приобрел на кредитные средства земельный участок под строительство жилья, для улучшения своих жилищных условий.
Доводы администрации о сносе указанной самовольной постройки ввиду нарушения градостроительных норм и правил не могут быть признаны состоятельными, поскольку данные нормы З. при использовании земельного участка не нарушены, соблюдены иные требования противопожарных, экологических и санитарно-гигиенических правил и нормативов.
По Генеральному плану *** спорный земельный участок входит в зону *** «Зона среднеэтажной многоквартирной жилой застройки до *** этажей». Учитывая, что Генеральный план города был утвержден после приобретения земельного участка прежним собственником, вид разрешенного использования данного земельного участка, указанный в правоустанавливающих документах (под размещение домов индивидуальной жилой застройки, размещение индивидуального жилого дома), не изменен.
В силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ допустимо использование земельных участков или объектов капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с таким регламентом, если их использование не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таких обстоятельств, препятствующих использованию спорного объекта, не установлено.
З., представители третьих лиц – Управления Росреестра по ***, Управления Роспотребнадзора по ***, Отдела НД по *** УНД Главного управления МЧС России по ***, ФГБУ «***» по ***, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд, руководствуясь ч.3 ст. 167 ГПК РФ, определил приступить к рассмотрению дела при данной явке.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав заключение эксперта, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. З ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Предметом заявленных требований является законность возведения объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по ***.
Согласно акту осмотра земельного участка от ***, специалистом отдела разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию управления архитектуры и градостроительства администрации *** установлено, что на земельном участке с кадастровым номером *** квартале *** ***, находящемся в собственности у З., выполняются работы по строительству индивидуального жилого дома (***). Из Акта осмотра земельного участка от *** видно, что ***
Строительство данного объекта осуществляется без оформленных в установленном порядке разрешительных документов на строительство, что является нарушением Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства возведения спорного объекта недвижимости подтверждаются представленными в материалы дела фототаблицами от *** и от ***, из которых усматривается, что в ходе строительства спорного объекта капитального строительства выполнены работы по ***
Из материалов дела видно, что З. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилье, расположенного по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от *** серии ***
Индивидуализирующие признаки указанного земельного участка подтверждаются кадастровым паспортом земельного участка от ***.
Согласно материалам регистрационного дела З. также приобретен жилой дом, площадью *** кв.м., ***, расположенный на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***.
Земельный участок и жилой дом приобретены на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ***, заключенного между ТретьеЛицо1 (продавец) и Представитель2, действующей по доверенности за З. (покупатель). Договор прошел государственную регистрацию в Управлении Росреестра по *** в установленном законом порядке. Право собственности на указанные объекты зарегистрировано за З. ***.
В судебном заседании установлено и стороной ответчика по первоначальному иску не оспаривалось, что объект недвижимого имущества – жилой дом, площадью *** кв.м. по ***, приобретенный З. на основании договора купли-продажи от ***, сохранен, самовольно возведенный объект – жилой дом, площадью *** кв.м, по указанному адресу построен рядом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от *** №***, жилой дом, площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ***, принадлежит З. на праве собственности с ***.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Вместе с тем, судом установлено, что спорный объект недвижимого имущества возведен без получения в установленном законом порядке разрешения на строительство.
В силу статьи 130 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
По смыслу указанной нормы, для признания постройки самовольной необходимо наличие хотя бы одного, либо совокупности следующих признаков: земельный участок, на котором была создана постройка, не был отведен для ее строительства в установленном законодательством порядке (1); постройка возведена в отсутствие разрешения на строительство (2); самовольное строение было создано с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (3).
В силу п. 2 ст. 222 ГК РФ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
По смыслу ст. 55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В силу ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства; 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
*** от *** № 447-О3 муниципальное образование *** наделено статусом городского округа.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст.8 ГрК РФ, пп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от *** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится: дача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Аналогичная правовая норма закреплена в п. 18 ч. 1 ст. 33 Устава муниципального образования ***, утвержденного решением Думы *** от *** № ***, согласно которому к полномочиям администрации *** относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Как указано в п. 25, 26, 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ *** от *** "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела видно, что З. предпринимал попытки к легализации спорного объекта, путем обращения в администрацию *** с заявлением о выдаче градостроительного плана, разрешения на строительство. Однако решением органа местного самоуправления от *** *** заявителю отказано в выдаче разрешения, поскольку не представлена схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, а также земельный участок с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположен в территориальной зоне среднеэтажной многоквартирной жилой застройки до *** этажей (***). В указанной зоне размещение индивидуальных жилых домов не отнесен ни к основным, ни к условно разрешенным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства, следовательно, земельный участок, и намерения ответчика по строительству на участке индивидуального жилого дома не соответствуют градостроительному регламенту территориальной зоны ***
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Статьи 35 ГрК РФ и ст. 85 ЗК РФ содержат перечень территориальных зон, основу выделения которых составляет их функциональное назначение, то есть определенные цели и параметры использования земель, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 35 ГрК РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В силу ч. 5 названной статьи Кодекса общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Согласно ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
По смыслу ч. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Согласно ч. 3 ст. 85 ЗК РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу ч. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Согласно выкопировке из карты градостроительного зонирования, вновь возведенный в *** году жилой дом по *** на земельном участке с кадастровым номером *** располагаются в зоне ***
В силу ст. 23.4 Правил землепользования и застройки муниципального образования ***, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от *** ***, зона *** сложилась в основном в центральной части города, в том числе и в историческом ядре города. Зона выделена в целях развития на основе существующих и вновь осваиваемых территорий жилой застройки зон комфортного среднеэтажного (до *** этажей включительно) преимущественно многоквартирного жилья; развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания, обеспечивающей потребности жителей указанных территорий в соответствующих среде формах, размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Градостроительный регламент указанной территориальной зоны *** не предусматривает возможности размещения на соответствующих земельных участках индивидуальных жилых домов, поскольку подобный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства не отнесен ни к числу основных, ни к числу условно-разрешенных видов разрешенного использования.
Таким образом, в силу прямого указания части 4 статьи 85 ЗК РФ строительство новых объектов недвижимости может осуществляться только в соответствии с действующими на момент строительства градостроительными регламентами (в данном случае – в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны ***, не предусматривающим возможность размещения жилых домов).
Следуя позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014), при рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, судам следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей на время возведения самовольной постройки.
В судебном заседании установлено и стороной ответчика по первоначальному иску не оспаривалось, что спорный объект возведен в *** году, то есть после введения в действие Правил землепользования и застройки муниципального образования *** (*** г.).
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (например, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от *** № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" положения ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, определяющей случаи, когда для возведения строения или его реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство, применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие ГрК РФ).
Помимо изложенного, для решения вопроса о наличии существенных нарушений строительных норм и правил, угрозы жизни и здоровью граждан, нарушений законных прав и интересов других лиц при возведении спорного объекта, определением суда от *** по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ИП Эксперт1.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Доказательством по делу является заключение эксперта, сформулированное на основе проведенной экспертизы.
В силу ч. 2 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Согласно заключению эксперта ИП Эксперт1 (шифр: ***), на основании проведенного обследования установлено, что спорный объект имеет: класс ответственности – ***, степень огнестойкости – ***, класс конструктивной пожарной опасности - ***, класс функциональной пожарной опасности - ***
При строительстве жилого дома, расположенного по адресу: *** строительные нормы и правила не нарушены. Построенное здание соответствует требованиям *** «Дома жилые одноквартирные» актуализированная редакция СНиП *** «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Оспариваемый жилой дом не выступает за сложившуюся линию застройки.
Расположение здания на земельном участке в основном соответствует требованиям п. 5.3.2. и табл. 2 СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утв. Приказом МЧС России от *** N 288):
5.3.2. Противопожарные расстояния между жилыми зданиями при организованной малоэтажной застройке, в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии ***
***
*** *** *** |
*** *** *** *** |
*** | |
*** |
*** | ||
*** |
*** |
*** |
*** |
*** |
*** |
*** |
*** |
Противопожарные расстояния между стенами зданий без оконных проемов допускается уменьшать на ***% при условии устройства карнизов и элементов кровли со стороны стен зданий, обращенных друг к другу, из негорючих материалов или материалов, подвергнутых огнезащитной обработке.
Расстояние от жилого дома до хозпостройки (*** степени огнестойкости) на соседнем участке с западной стороны дома будет соответствовать требованиям *** в случае закладки оконного проема в ванной комнате обследуемого жилого дома.
Спорный объект не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в настоящее время, и не будет создавать в последующем.
Таким образом, из анализа заключения эксперта следует, что жилой дом, возведенный на земельном участке с КН *** по ***, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, вместе с тем, имеются нарушения требований противопожарных расстояний между возведенным объектом и хозяйственной постройкой, расположенной на смежном земельном участке с западной стороны.
Помимо изложенного, суд обращает внимание, что факт государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости в рамках Федерального закона № 93-ФЗ от *** (с изменениями) сам по себе не является основанием для отказа в первоначальном иске.
Частью 1 ст. 25.3 Федерального закона РФ № 122-ФЗ от ***, введенной Федеральным законом от *** № 93-ФЗ, установлено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 4 этой же статьи документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До *** технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.
По мнению суда, зарегистрированное право собственности З. на спорное жилое помещение в соответствии с указанными нормами права не должно вести к нарушению требований приведенных выше норм Гражданского, Земельного и Градостроительного кодексов РФ, относительно соответствия построенного объекта недвижимости градостроительному регламенту, Правилам землепользования и застройки, принятым в данном случае ранее окончания строительства спорного объекта.
С учетом установленных обстоятельств, учитывая наличие по делу достаточных оснований для признания возведенного ответчиком спорного объекта капитального строительства самовольной постройкой, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленного администрацией *** искового требования о сносе самовольной постройки за счет З., и об отказе во встречных требованиях о признании права собственности на самовольную постройку.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации *** удовлетворить.
Обязать З. снести самовольную постройку- объект недвижимого имущества, расположенный в квартале *** *** на земельном участке с кадастровым номером *** по ***.
Отказать З. в удовлетворении встречных исковых требований к Администрации *** о признании права собственности на объект капитального строительства, назначение – жилой дом, имеющий кадастровый номер ***, расположенный в квартале *** *** на земельном участке с кадастровым номером *** по ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.В. Горбаконенко
Решение в окончательной форме принято *** А.В. Горбаконенко