Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2429/2017 ~ М-2329/2017 от 11.08.2017

2-2429/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Оренбург 17 октября 2017 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Бураченок Н.Ю.,

при секретаре Пугач С.К.,

с участием старшего помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева АН, представителя истца Пестовой ЛН, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиков Васильева ЕФ Васильевой ТМ, Васильевой ОЕ, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению администрации г.Оренбурга к Васильеву ЕФ, Васильевой ТМ, Васильевой ОЕ о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Оренбурга обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что собственником жилого помещения, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес> является Васльев Е.Ф. вместе с ответчиком проживают члены его семьи Васильева Т.М., Васильева О.Е.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с постановлением администрации г.Оренбурга от 15.04.2013 года №788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО г. Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в указанную адресную программу.

Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ответчикам было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> разумный срок.

В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г.Оренбурга от 19 мая 2017 года №1731-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес> иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Заказным письмом с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищной политики администрации <адрес> направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:

- ответчики уведомлены о принятом администрацией <адрес> решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;

- ответчикам предложен способ обеспечения своих жилищных прав, путем предоставления в собственность, взамен изымаемой недвижимости, жилых помещений, общей проектной площадью не менее <данные изъяты>., расположенного в черте города Оренбурга, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности МО г. Оренбург.

Таким образом, ответчикам предложены варианты реализации своих жилищных прав, однако до настоящего времени условия соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд не исполнены.

Просили суд изъять для муниципальных нужд у Васильева Е.Ф. жилое помещение, общей площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <адрес>.

Предоставить в собственность Васильева Е.Ф. жилое помещение общей площадью <данные изъяты>., по адресу: <адрес>.

Выселить Васильева Е.Ф. и членов его семьи Васильеву Т.М., Васильеву О.Е. из жилого помещения общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>.

Снять ответчиков с регистрационного учета по месту жительства.

Впоследствии истец изменил исковые требования, просил прекратить право собственности Васильева Е.В. на жилое помещение общей площадью 42 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Признать за МО <адрес> право собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>

Признать право собственности за Васильевым Е.Ф. на жилое помещение общей площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <адрес>.<адрес>, <адрес>.

Выселить Васильева Е.Ф., Васильеву Т.М., Васильеву О.Е. из жилого помещения по адресу: <адрес>.

Снять с регистрационного учета по месту жительства Васильева Е.Ф., Васильеву Т.М., Васильеву О.Е.

В судебном заседании представитель истца Пестова Л.Н., измененные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.

В судебном заседании ответчики с исковыми требованиями согласились.

Прокурор Стахиев А.Н. в своем заключении полагал, что исковые требования администрации г.Оренбурга подлежат удовлетворению в части выселения в остальной части исковых требований возражал.

Заслушав пояснение представителя истца, заключение прокурора, ответчиков суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

В силу ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации при признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В соответствии с ч.1 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Судом установлено, что ответчик Васильев Е.Ф. является собственником <адрес> в <адрес>, на основании договора купли-продажи от 21 декабря 1994 года.

Согласно справке ООО «УК «Центр – ЖКХ» в квартире, расположенной по адресу: <адрес> зарегистрированы Васильев Е.Ф., Васильева Т.М., Васильева О.Е.

Из акта обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> литер АА1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный дом трехквартирный, одноэтажный с цокольным этажом, материал стен смешанный, перекрытия деревянные с металлической кровлей. Износ на ДД.ММ.ГГГГ составил 70 %.

Из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> литер АА1, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиком не оспорено.

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ, статьями 14, 16, 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013 - 2017 годы".

Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";

- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Срок реализации Программы - с 2013 по 01.09.2017.

Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.

Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15 апреля 2013 года № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> литерАА1 включен в данную программу.

Письмом администрации г. Оренбурга от 16 мая 2017 года ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> литер АА1 в разумный срок.

В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об изъятии земельного участка по адресу: <адрес> иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.

Заказным письмом с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищной политики администрации <адрес> направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:

- ответчик уведомлен о принятом администрацией г. Оренбурга решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;

- ответчику предложен способ обеспечения своих жилищных прав, путем предоставления в собственность, взамен изымаемой недвижимости, жилого помещения, расположенного в черте г. Оренбурга, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности МО г. Оренбург.

Из представленного уведомления (проекта соглашения) об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, следует, что собственник жилого помещения Васильев Е.Ф. не выбрал способ обеспечения жилищных прав сторон, между тем в судебном заседании ответчик с исковыми требованиями согласился, представил суду письменное заявления о признании иска.

Из разрешения на ввод в эксплуатацию от 01 августа 2017 года следует, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга осуществил выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, по <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером .

Согласно распоряжению -р от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванному жилому дому присвоен адрес: <адрес>, <адрес>.

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ квартира в доме по <адрес> в <адрес> имеют площадь 46,4 кв.м., расположена на 13 этаже, имеет назначение жилое, правообладателем является Управление жилищной политики <адрес>.

Таким образом, при предоставлении квартиры ответчикам муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов.

Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.

Так, п. 4 ст. 16 Закона № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счет средств Фонда, а за счет бюджета соответствующего публичного образования.

Подобное регулирование обусловлено исключительно состоянием жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывает, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.

Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.

Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.

Согласно п. 2. ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения их жилищных прав, ответчиками был выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, они имеют право на предоставление в собственность благоустроенного жилого помещения, ответчики иск признали, предоставляемое жилое помещение является благоустроенным, больше общей площади, ранее занимаемого жилого помещения, отвечает, установленным требованиям, поэтому требования администрации г. Оренбурга являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации г.Оренбурга к Васильеву ЕФ, Васильевой ТМ, Васильевой ОЕ о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета удовлетворить.

Прекратить право собственности Васильева ЕФ на жилое помещение общей площадью 42 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Признать за МО <адрес> право собственности на жилое помещение, общей площадью 42 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>

Признать право собственности за Васильевым ЕФ на жилое помещение общей площадью 46,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.Коростелевых, <адрес>.

Выселить Васильева ЕФ, Васильеву ТМ, Васильеву ОЕ из жилого помещения по адресу: <адрес>.

Снять с регистрационного учета по месту жительства Васильева ЕФ, Васильеву ТМ, Васильеву ОЕ по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Бураченок Н.Ю.

Решение в окончательной форме составлено 23 октября 2017 года.

Судья Бураченок Н.Ю.

2-2429/2017 ~ М-2329/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Промышленного района г. Оренбурга
Администрация города Оренбурга
Ответчики
Васильева Ольга Евгеньевна
Васильев Евгений Фомич
Васильева Татьяна Михайловна
Суд
Промышленный районный суд г. Оренбурга
Судья
Бураченок Наталья Юрьевна
Дело на странице суда
promyshleny--orb.sudrf.ru
11.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2017Передача материалов судье
14.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2017Подготовка дела (собеседование)
07.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2017Судебное заседание
12.10.2017Судебное заседание
17.10.2017Судебное заседание
23.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2017Дело оформлено
11.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее