Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2019 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: Якуповой А.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1851/2019 по исковому заявлению Шариповой Л.И., Шарипова М.И. к администрации муниципального образования город Салехард, департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить каждому вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, расположенное в черте города Салехарда, общей площадью не менее 33 кв.м.
У С Т А Н О В И Л :
Шарипова Л.И. и Шарипов М.И. обратились в суд с иском к администрации МО г. Салехард о возложении обязанности предоставить каждому вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, расположенное в черте города Салехарда, общей площадью не менее 33 кв.м.
Протокольным определением от 06.11.2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (ДСиЖП ЯНАО).
В обоснование требования иска истцы указали, что являются лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Отец ФИО6 умер в 1996 году. Мать ФИО7 лишена родительских прав в 2001 году. Постановлением администрации МО г. Салехард от 15.10.2001 года № за ними была закреплена квартира по адресу: г. Салехард, ул. Гагарина, <адрес>, общей площадью 28,4 кв.м. Ранее указанная квартира была предоставлена их матери по ордеру №, выданному на основании распоряжения администрации МО г. Салехард от 20.09.2001 года на семью из 8 человек. В связи с тем, что данное жилое помещение сгорело, распоряжением администрации МО г. Салехард от 26.05.2004 года № Шариповой Л.И., которая на тот момент была несовершеннолетней, 18 лет исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, было предоставлено по договору социального найма жилое помещение в виде трехкомнатной квартиры по адресу: г. Салехард, ул. Матросова, <адрес>, при этом в ордере указано на семью из 3-х человек, а именно: ФИО11 в этот период времени его возраст 21 год и он отбывал наказание в исправительной колонии в Кировской области с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года; Шарипова М.И., в тот период несовершеннолетний возраст 17 лет; ФИО7, в тот период несовершеннолетний возраст 16 лет, находился на воспитании в ГООУ «Санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в длительном лечении «Сияние Севера». Данное распоряжение никому из них не выдавалось, был выдан только контрольный талон к ордеру №. В члены семьи несовершеннолетней были определены совершеннолетний брат и двое несовершеннолетних братьев. При предоставлении жилого помещения был нарушен ряд норм, действующих в тот период времени: ст.53 ЖК РСФСР; ст.4, ст.5 Закона ЯНАО №1-ЗАО; п.25, п.49 «Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 №335. Поскольку ФИО11 отбывал наказание в местах лишения свободы, его никто не ставил в известность о закреплении за ним жилого помещения, не 8оворя уже о согласии на его предоставление.
Поскольку жилое помещение сгорело, всем указанным выше лицам, в соответствии с положениями ст.37 ЖК РСФСР, ст.8 федерального закона от 21.12.1996 года №159-Ф в редакции, действующей в тот период времени, при наступлении указанных в данных нормах событий, должно было быть предоставлено каждому отдельное жилье. Вместо этого администрация МО г. Салехард, незаконно, на основа указанного выше распоряжения №-р, заключила с Шариповой Л.И. договор социального найма № от 01.11.2004 года, без указания в нем каких-либо членов семьи. В дальнейшем администрацией МО г. Салехард было издано распоряжение № от 06.02.2006, согласно которого за несовершеннолетним ФИО7 повторно было закреплено это жилое помещение, а также признано утратившим силу постановление администрации МО г. Салехард № от 15.10.2001 о закреплении жилого помещения за несовершеннолетними ФИО11 Шариповой Л.И., Шариповым М.И., ФИО7, как сгоревшего, согласно справки ОГПН МО г. Салехард от 28.04.2004 №. После вступления в силу ЖК РФ, администрация МО г. Салехард заключила с Шариповой Л.И. еще один договор социального найма от 05.12.2008 №-СН на это же жилое помещение, на основании указанного выше незаконного распоряжения администрации МО г. Салехард от 26.05.2004 №-р, при этом предыдущий договор социального найма от 01.11.2004 №. В п.3 договора социального найма №-СН в качестве членов семьи указаны два брата Шарипов А.И. и Шарипов М.И., а ФИО7 был вселен третий раз дополнительным соглашением от 10.06.2009 №ДС. ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановления администрации МО г. Салехард от 30.03.2011 года №162 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, признанного непригодным для проживания на 2011-2015 годы» многоквартирный дом по ул. Матросова, <адрес>, имел износ 99% и был предусмотрен для расселения в 2014 году. Еще ранее износ данного дома в 99% был указан в концепции данной программы, утвержденной распоряжением администрации МО г. Салехард от 14.09.2010 №-р. Распоряжением администрации МО г. Салехард от 16.05.2017 №-р «Об утверждении перечня домов, подлежащих расселению и сносу после признания аварийными на территории МО г. Салехард», на 2017-2023 годы» <адрес> по ул. Матросова запланирован к расселению на 2023 год. Таким образом, начиная с 2010 года, дом имел износ 99% и являлся непригодным для проживания, а потому считают, что им было предоставлено непригодное жилое помещение расположенное в аварийном доме.
Помимо нарушений при предоставлении жилого помещения, никто из лиц, проживающих по адресу: г. Салехард, ул. Матросова, <адрес> своего согласия на вселение в данное жилое помещение не выражал. По данным фактам истцы обращалась в различные инстанции, но получали отрицательный ответ, при этом никто не разбирался в процедуре предоставления жилого помещения. Между лицами проживающими в данном жилом помещении постоянно происходят споры по оплате коммунальных услуг о чем выносились судебные решения. Считают, что к спорным правоотношениям следует применять положения ранее действовавшего жилищного законодательства о договоре социального найма и положения законодательства по предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда в отношении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с изложенным просили обязать администрацию МО г. Салехард предоставить каждому истцу вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, расположенное в черте города Салехарда, общей площадью не менее 33 кв.м.
Истцы в судебном заседании на удовлетворении требований иска настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что считают, что должны быть обеспечены жилыми помещениями как лица из категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО11, в судебном заседании считал, что требования иска подлежат удовлетворению и жилые помещения должны быть предоставлены как лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель ответчика администрации МО г. Салехард Еремин М.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования иска не признал, указав, что жилое помещение было предоставлено взамен сгоревшего. Жилое помещение соответствовало всем установленным требованиям и в настоящее время не признано авариным и подлежащим сносу. Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда не относится к полномочиям администрации МО г. Салехард.
Представитель ответчика ДСиЖП ЯНАО будучи извещенным надлежащим образом в судебное заседание не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела по существу в отсутствие представителя департамента, а также отзыв на иск, в котором указал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку департамент не участвует во взаимоотношения граждан проживающих в жилых помещениях на условиях договора социального найма муниципального жилищного фонда.
Суд, выслушав доводы участвующих в деле сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Истцы и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, относятся к числу лицам из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, поскольку их отец ФИО6 умер в ДД.ММ.ГГГГ году, а мать ФИО7 лишена родительских прав решением Салехардского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с данным обстоятельством, в соответствии с положениями п.3 ст.60 ЖК РСФСР, постановлением администрации МО г. Салехард от 15.10.2001 года № за несовершеннолетними ФИО11, Шариповой Л.И., Шариповым М.И., ФИО7 было закреплено ранее занимаемое ими с матерью жилое помещение по адресу: г. Салехард, ул.Гагарина, <адрес>, которое было ей предоставлено на основании ордера на жилое помещение №, выданного на основании распоряжения администрации МО г. Салехард от 20.09.2001 года №-р.
Дом <адрес> по ул. Гагарина в г. Салехарде сгорел в 2004 году, согласно справке ОГПН МО г. Салехард от 28.04.2004 года №.
Распоряжением администрации МО г. Салехард от 26.05.2004 года №-р о предоставлении жилых помещений, Шариповой Л.И. предоставлено жилое помещение на условиях договора социального найма по адресу: г. Салехард, ул. Матросова, <адрес>, общей площадью 74 кв.м. на состав семьи 4 человека, то есть ФИО11, Шариповой Л.И., Шарипова М.И., ФИО7
01.11.2004 года между МУ «Служба заказчика ЖКХ» и Шариповой Л.И. заключен договор социального найма жилого помещения № по адресу: г. Салехард, ул. Матросова, <адрес>.
Постановлением администрации МО г. Салехард от 06.02.2006 года № «О закреплении жилого помещения за несовершеннолетним ФИО7» за ФИО7, находящимся на воспитании в ГООУ Санаторий детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в длительном лечении «Сияние Севера» закреплено жилое помещение по адресу: г. Салехард, ул. Матросова, <адрес>. Данное постановление принято по результатам рассмотрения документов, представленных отделом опеки и попечительства управления образования администрации города в отношении несовершеннолетнего ФИО7, находящимся на воспитании в ГООУ Санаторий детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в длительном лечении «Сияние Севера», учитывая, что жилое помещение, которое закреплено за ФИО11, Шариповой Л.И., Шариповым М.И., ФИО7, сгорело (справке ОГПН МО г. Салехард от 28.04.2004 года №) и взамен предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Салехард, ул. Матросова, <адрес> (ордер на жилое помещение от 27.10.2004 года №, договор социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда от 01.11.2004 года №). Данное постановление принято на основании положений ст.148 СК РФ (сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением за детьми, находящиеся под опекой (попечительством), и 71 ЖК РФ (Временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма).
05.12.2008 года между администрацией МО г. Салехард и Шариповой Л.И. заключен договор социального найма жилого помещения №-СН по адресу: г. Салехард, ул. Матросова, <адрес>. В качестве членов семьи указаны: Шарипов М.И. и ФИО11
Согласно копии свидетельства о смерти ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из анализа указанных выше распорядительных актов органа местного самоуправления следует, что жилого помещение на условиях договора социального найма по адресу: г. Салехард, ул. Матросова, <адрес> было предоставлено истцам, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, органом местного самоуправления взамен сгоревшего жилого помещения по адресу: г. Салехард, ул.Гагарина, <адрес>, которое ранее было закреплено за ними, как лицами, оставшимися без попечения родителей, в соответствии с положениями ст.93 ЖК РСФСР (Предоставление жилого помещения в связи с выселением из домов, грозящих обвалом). Потому доводы иска о нарушении порядка предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма по адресу: г. Салехард, ул. Матросова, <адрес>, являются не состоятельными. Кроме этого на момент подписания договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 была единственной совершеннолетней, которая могла подписать данный договор, поскольку ФИО11 в этот период времени отбывал наказание. Как указано выше в последующем договор социального найма был перезаключен между Шариповой Л.И. и органом местного самоуправления 05.12.2008 года. Требования иска о признании договора социального найма недействительным не заявлены.
Доводы иска о предоставлении истцам и третьему лицу, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора непригодного для проживания жилого помещения и потому орган местного самоуправления обязан предоставить им жилое помещения на условиях договора социального найма как лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей являются не состоятельными в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
Из указанных выше положений законодательства следует, что принятие решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, сроков его сноса и отселения проживающих в нем граждан, относиться к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что такое решение в отношении <адрес> по ул. Матросова в г. Салехарде, органом местного самоуправления не принималось, также как и отсутствует само решение межведомственной комиссии о признании указанного многоквартирного дома авариным и подлежащим сносу, а также непригодным для проживания.
В соответствии с редакцией ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшей на момент возникновения спорных взаимоотношений, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Таким образом, условием предоставления жилого помещения являлось отсутствие закрепленного жилого помещения, учет указанных лиц в качестве детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Таковые условия отсутствовали.
Относительно доводов истцов и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, данных ими в ходе рассмотрения дела, о предоставлении им жилых помещений специализированного жилищного фонда как лицам из числа детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, они являются не состоятельными в силу следующего.
Согласно положений ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ в редакции, действующей в настоящее время детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с положениями ст.40-3 Закона ЯНАО от 30.05.2005 N 36-ЗАО Жилые помещения специализированного жилищного фонда автономного округа по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной статьей 18 настоящего Закона для семьи из одного человека. илые помещения специализированного жилищного фонда автономного округа по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, согласно списку, сформированному в соответствии с частью 6 статьи 40-1 настоящего Закона.
Для реализации данного права, указанные лица должны состоять на соответствующем учете, должны быть обеспечены жилым помещением менее нормы предоставления, достичь определенного возраста, ни одно из указанных условий не имеется.
При установленных судом обстоятельствах требования иска не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Шариповой Л.И., Шарипова М.И. к администрации муниципального образования город Салехард, департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить каждому вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, расположенное в черте города Салехарда, общей площадью не менее 33 кв.м., отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий/подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков