РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2017 года Дело № 2-283/2017
с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
федерального судьи З.Н. Раднаевой,
при секретаре Т.А. Мищириковой,
с участием прокурора –
помощника прокурора Шебалинского района Д.М. Шадеева,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к сельской администрации муниципального образования Барагашское сельское поселение об обязании разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Шебалинский районный суд с требованием об обязании сельскую администрацию МО Барагашское сельское поселение разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой проверкой в деятельности сельской администрации МО Барагашское сельское поселение выявлены нарушения Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Так, установлено, что ответчиком в нарушение требований действующего законодательства не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Ранее в адрес ответчика прокурором направлено представление об устранении выявленных нарушений, однако, нарушения ответчиком не устранены.
Ссылаясь на ст. 42 Конституции Российской Федерации, положения Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона № 131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона республики Алтай от 07.07.2015 № 32-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай», истец просит удовлетворить заявленные требования.
Ответчик - сельская администрация МО Барагашское сельское поселение, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, причин уважительности неявки представителя не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.
Заслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно абзаца 4 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Далее – закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно статьи 11 Закона N 89-ФЗ Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 18 Закона № 89-ФЗ нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Таким образом, юридические лица, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, обязаны разрабатывать и направлять для утверждения в уполномоченный орган проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из представления Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора от <ДАТА> <Номер изъят> следует, что прокурором предъявлено требование к главе сельской администрации МО Барагашское сельское поселение об устранении допущенных нарушений природоохранного законодательства путем разработки и направления для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из ответа главы сельской администрации МО Барагашское сельское поселение от <ДАТА> <Номер изъят> следует, что проект будет разработан в 2018 году.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что сельская администрация МО Барагашское сельское поселение, являясь юридическим лицом, указанные документы не разрабатывала, чем допустила нарушение требований законодательства. Указанный проект не разработан и в настоящее время.
При указанных обстоятельствах, требования прокурора к сельской администрации МО Барагашское сельское поселение подлежат удовлетворению.
Суд при разрешении возникшего спора по существу исходит из того, что обращение прокурора в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц на основании ст. 45 ГПК РФ в данном случае обоснованно и обусловлено тем, что ненадлежащее выполнение сельской администрацией МО Барагашское сельское поселение возложенных законом обязанностей нарушает интересы Российской Федерации в области проведения единой государственной политики в области обращения с отходами и регулирования отношений в области обращения с отходами, а также негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу причинения вреда здоровью неопределенного круга граждан, проживающих на территории сельского поселения, чем нарушается их конституционное право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения. С учетом принципа разумности, объема и характера работы для устранения нарушений, суд считает достаточным срок в виде 8 месяцев для устранения нарушений, который просит установить прокурор.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к сельской администрации муниципального образования Барагашское сельское поселение об обязании разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу удовлетворить.
Обязать сельскую администрацию муниципального образования Барагашское сельское поселение в течение восьми месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай через Шебалинский районный суд в месячный срок со дня его вынесения.
Судья З.Н. Раднаева